Краткая информация АООП детей раннего и дошкольного возраста с РАС
консультация

Описание АООП с РАС для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_ras._sigitova_m._p_-_kopiya.pptx183.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краткая информация примерной адаптированной основной образовательной программ ы дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра НОВОСИБИРСК 2022

Слайд 2

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) дошкольного образования детей раннего или дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) - это образовательная программа, адаптированная для детей с РАС с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, направленная на коррекцию и компенсацию нарушений развития, социальную адаптацию данной категории детей раннего и дошкольного возраста. Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образования (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)

Слайд 3

Программа определяет примерное поэтапное содержание образовательных областей с учетом особенностей развития детей с РАС и динамики коррекционной работы и, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, включает три основных раздела : Целевой (включает в себя пояснительную записку, цели и задачи Программы, принципы и подходы к формированию Программы, краткую характеристику особенностей развития детей с РАС в дошкольном возрасте и их особые образовательные потребности, методические аспекты дошкольного образования детей с РАС, раскрывает его этапность , формулирует планируемые результаты реализации программы в виде целевых ориентиров и принципы оценивания качества образовательной деятельности по реализации программы); Содержательный (описание коррекционно-развивающей работы на этапе ранней помощи и начальном этапе ДО; на основном этапе - описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, формы, способы, методы и средства реализации программы; на пропедевтическом этапе - описание подготовки детей к начальному общему образованию ); Организационный ( представлены условия реализации Программы, ее материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей среды, а также психолого - педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с РАС, дано определение нормативных затрат на оказание государственной услуги по ДО данной категории детей). Программа также содержит рекомендации по оцениванию её достижений в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации образовательной программы дошкольной организации. Программа завершается четырьмя приложениями, включая список используемых сокращений и словарь терминов.

Слайд 4

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Целью настоящей Программы является обеспечение реализации коррекционно-образовательной составляющей комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) для достижения возможно более высокого уровня социальной адаптации и социализации, самостоятельности и независимости, достойного качества жизни.

Слайд 5

Цель АООП достигается путем решения следующих задач в соответствии с ФГОС ДО: Осуществлять комплексное сопровождение аутичных детей дошкольного возраста, включая коррекцию и(или) компенсацию основных нарушений, обусловленных аутизмом, а также других сопутствующих нарушений развития различного генеза; Оказывать специализированную комплексную помощь в освоении содержания образования; Обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей с РАС; Обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в соответствии с основными образовательными программами дошкольного и начального общего образования; создавать на основе результатов коррекционно-образовательного процесса благоприятных условий развития детей с РАС в соответствии с их возможностями, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; Объединять коррекционные и общеразвивающие аспекты обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; Формировать личность ребёнка с аутизмом, в том числе ценности здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; Обеспечивать вариативность образовательной траектории дошкольного уровня с учётом особенностей развития детей с аутизмом, включая выраженную полиморфность РАС; формировать социокультурную среду, соответствующую индивидуальным и психофизическим особенностям детей с РАС; осуществлять сотрудничество с семьёй, в которой есть ребёнок с аутизмом, обеспечения психолого-педагогической поддержки такой семьи, повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах особенностей развития детей с РАС и основах их комплексного сопровождения.

Слайд 6

Принципы дошкольного образования и особенности развития детей с РАС в дошкольном возрасте Поддержка разнообразия детства ; Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду ; Позитивная социализация ребёнка; Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; Сотрудничество Организации с семьёй; Сетевое взаимодействие с организациями образования, здравоохранения, социальной защиты населения; Индивидуализация дошкольного образования; Возрастная адекватность образования; Развивающее вариативное образование; Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей; Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

Слайд 7

Особые образовательные потребности обучающихся с РАС: коррекция и(или) компенсация особенностей восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик; преодоление (смягчение) дефицита и(или) искаженности потребности в вербальном и невербальном общении и развивающихся вторично (или сочетанных) нарушений форм коммуникации; создание предпосылок для понимания мотивов, лежащих в основе поступков, действий, поведения других людей, для развития социального взаимодействия; смягчение обусловленных аутизмом особенностей поведения, затрудняющих учебный процесс, взаимодействие с другими людьми, в тяжелых случаях — пребывание в обществе, в коллективе .

Слайд 8

В клиническом отношении расстройства аутистического спектра в действующей в Российской Федерации Международной классификации болезней МКБ-10 относятся к диагностической группе F84 «Общие расстройства развития» и включает три диагностических категории из F84: детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1) и синдром Аспергера (F84.5) 2 . Чётких границ между указанными диагностическими категориями нет, и эта классификация оказалась ограниченно применимой в медицине и совсем неприменимой в образовательных целях. Дифференциация образовательного процесса опирается на выделение определённых подгрупп детей с РАС на основе особенностей, непосредственно связанных с аутизмом и им обусловленных. Для этой цели выделена классификация, использованная в DSM-5 (и, как ожидается, аналогичная или близкая к ней будет в МКБ-11), в основе которой – тяжесть расстройств и степень необходимой поддержки (коррекции): Наиболее тяжёлый третий уровень – потребность в очень существенной поддержке; Второй уровень – потребность в существенной поддержке; Первый уровень – потребность в поддержке. Следует учесть, что к детям младенческого и раннего возраста эта классификация ограниченно приложима.

Слайд 9

Тяжесть расстройства Степень необходимой поддержки (коррекции) Наиболее тяжёлый третий уровень – потребность в очень существенной поддержке. тяжелой недостаточностью речевых и неречевых навыков общения, что приводит к серьёзным нарушениям в функционировании; крайне ограниченной возможностью инициировать социальные взаимодействия и минимальный ответ на социальные инициативы других; отсутствием гибкости поведения, значительными трудностями с приспособлением к переменам и изменениям или ограниченные / повторяющиеся формы поведения, которые мешают и существенно затрудняют функционирование во всех сферах; сильный стресс и/или выраженные затруднения при смене деятельности или переключении внимания. Второй уровень – потребность в существенной поддержке в заметной недостаточности речевых и неречевых навыков общения; в выраженных затруднениях в социальном общении и взаимодействии даже при наличии поддержки; в ограниченном инициировании социальных взаимодействий и ограниченном или ненормальном реагировании на социальные инициативы других; в отсутствии гибкости в поведении, трудностях в приспособлении к переменам и изменениям или ограниченные / повторяющиеся формы поведения, которые проявляются с достаточной частотой и заметны стороннему наблюдателю, а также мешают функционированию в различных ситуациях; в заметном стрессе и/или выраженных затруднениях при смене деятельности или переключении внимания. Первый уровень – потребность в поддержке без поддержки и содействия недостаточность социального общения приводит к заметным нарушениям; сложности с инициированием социальных взаимодействий, нетипичные или неудачные реакции на обращения со стороны окружающих; сниженный интерес к социальным взаимодействиям; негибкое поведение препятствует функционированию в разных ситуациях (недостаточный уровень генерализации навыков и умений); сложности с переключением от одного вида деятельности к другому; проблемы с организацией и планированием, препятствующие независимости поведения и деятельности.

Слайд 10

Этапы дошкольного уровня образования ЭТАПЫ ХАРАКТЕРИСТИКА Помощь в раннем возрасте Программа помощи должны быть строго индивидуальной. Н а этом этапе комплексного сопровождения очень важно уделять должное внимание не только коррекционной работе, но и диагностике, сбору и анализу данных для уточнения выбора основного коррекционного похода и индивидуальной программы развития. Начальный Возможности: определить степень тяжести аутистических расстройств (по DSM-5); определить психолого-педагогический профиль развития; решить вопрос об установлении инвалидности и в случае её установления сформировать индивидуальную программу реабилитации/ абилитации ; составить индивидуальную программу коррекции и развития (с учётом результатов ранней помощи и трёх предыдущих пунктов). Главная задача – создать условия для освоения детьми с РАС ООП дошкольного образования в той или иной форме, по возможности приближенной к тому, что используется в ДОО традиционно, к включению в групповые формы занятий Основной Характеризуется: полным или частичным подключением ребёнка с аутизмом к освоению предусмотренных ФГОС основных образовательных областей (коррекционная работа перестаёт занимать доминирующее место в индивидуальной комплексной коррекционно-развивающей Программе, акцент постепенно смещается на реализацию традиционных образовательных областей, от индивидуальной работы – к групповой ). Пропедевтический Этот этап выделяется вне зависимости от хода и результатов основного этапа дошкольного образования. Для детей с РАС с учётом особенностей их развития переход от дошкольного образования к начальному общему образованию происходит много сложнее и обязательно требует подготовки, причём для детей с разной выраженностью нарушений подход к такой подготовке должен быть дифференцированным. Главная цель - подготовить ребенка с аутизмом к школьному обучению.

Слайд 11

2. С одержательный раздел - общие положения, описание образовательной области Помощь детям группы повышенного риска формирования с расстройствами аутистического спектра в раннем возрасте Развитие эмоционального сферы установление эмоционального контакта с аутичным ребенком; формирование способности эмоционального взаимодействия с другими людьми и окружающим миром в целом; использование аффективно значимой цели в качестве фактора организующего поведение. Развитие сенсорно-перцептивной сферы зрительное и слуховое восприятие; тактильное и кинестетическое восприятие; восприятие вкуса и запаха; формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, формирование полисенсорного восприятия). Формирование предпосылок интеллектуальной деятельности Формирование и развитие коммуникации развитие эмоциональных средств общения ребенка с матерью и другими близкими взрослыми формирование способности принимать контакт,; развитие взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие основ социального поведения (предпосылок учебного поведения, профилактика/коррекция проблемного поведения). Речевое развитие развитие потребности в общении; развитие понимания речи; развитие экспрессивной речи, в том числе средствами невербальной коммуникации. Профилактика формирования проблем поведения и их коррекция Развитие двигательной сферы и физическое развитие формироваиие предметно- манипулятивной деятельности; формирование предметно-практической деятельности; общефизическое развитие; подвижные игры; плавание. Формирование произвольного подражания и предпосылок игровой деятельности Формирование навыков самообслуживания и бытовых навыков Формирование навыков самостоятельности Другие направления образовательной области традиционные направления развития детей не выделяются самостоятельно, что не означает отсутствия соответствующей работы.

Слайд 12

Основной этап дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра Социально-коммуникативное развитие Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; Развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; Развитие социального- и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Речевое развитие Формирование импрессивной и экспрессивной речи, основ речевой коммуникации,. Владение речью как средством общения культуры; Развитие фонематического слуха; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогически правильной и монологической речи; Развитие речевого творчества; Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучению грамоте. Познавательное развитие Формирование первичных интересов представлений об объектах окружающего мира;, свойствах и отношениях объектов окружающего мира; Развитие невербальных предпосылок интеллекта; Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; Развитие воображения и творческой активности Становления сознания; Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве. Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира в природы; Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Реализация самостоятельнойй творческой деятельности детей. Физическое развитие Двигательной активности, в тои числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; Способность правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми;; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; Становление ценностей здорового образа жизни, овладение нормами и правилами.

Слайд 13

Пропедевтический этап дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра Формирование социально-коммуникативных функций Развитие п отребности в общении; Развитие форм коммуникации, прежде всего – устной речи (в случае необходимости альтернативные и дополнительные формы); Понимать фронтальные инструкции; Устанавливать и поддерживать контакт и взаимодействие с соучениками и педагогами на уроках и во внеурочное время; Соблюдать регламент поведения в школе. Коррекция проблемного поведения ребенка к школьному обучению Организационные проблемы перехода к обучению в школе Адаптация ребенка к укладу школьной жизни, организации учебного процесса (выдерживать урок, спокойно относится к чередованию уроков и перемен, правильно реагировать на звонки, правильно вести себя в различных школьных ситуациях). Навыки самообслуживания и бытовые навыки, необходимые к началу обучения в школе Самостоятельно разеваться и одеваться, принимать пищу, способность справляться со своими проблемами в туалете и т. д. Формирование академических навыков Основы обучения детей чтению; Основы обучения детей письму; Основы математических представлений;

Слайд 14

Организационный раздел Учитывая выраженные трудности с планированием собственных действий и фиксации внимания на последовательности бытовых событий, детям с РАС рекомендована помощь тьютора и привлечение методов визуальной поддержки (визуальное расписание, визуальные подсказки) и структурирование пространства. В связи с выраженной клинической и психолого-педагогической полиморфностью РАС и в соответствии с положениями ФГОС ДО и примерной ООП ДО настоящая Программа не предусматривает: жёсткого регламентирования коррекционно-образовательного процесса и календарного планирования коррекционно-образовательной деятельности; не предусматривает жёсткого регламентирования режима дня и распорядка для детей с РАС. ( оставляя специалистам Организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей АООП ДО детей с РАС) Однако неизменными остаются интервалы между приемами пищи, время приема пищи; обеспечение необходимой длительности суточного сна, время отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки.

Слайд 15

Перечень нормативных документов и методического обеспечения: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46 – ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15. 05. 2020 г. № 236 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программа дошкольного образования (с изменением и дополнениями от 08.09.2020 г.); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31. 07. 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18. 12. 2020 № 61573); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 01. 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (Зарегистрировано в Минюсте России 29. 01. 2021 № 62296).

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей раннего и дошкольного возраста (1,5-7 лет)

В соответствии с современной научной концепцией дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) о признании самоценности периода дошколь...

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования."

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризиров аны многие стороны жизн...

Презентация "Развитие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

«...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9220206","attributes":{"alt":"","cla...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...