Предметно-развивающая среда по математике в ДОУ
статья

строева татьяна николаевна

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razvivayushchaya_sreda_po_matematike_v_dou.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда

по математике в ДОУ

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.

Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся  знания, открывать для себя новое  в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.

Содержание центра познавательного развития в группах ДОУ:

1.Разнообразные игры на  развитие сенсорных чувств  в соответствии с возрастом и развитием детей: игры на  формирование элементарных математических представлений по количеству и счету,  величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и  времени.

 2.Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.

 3.Занимательный материал математического содержания:

-    задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия  и др.;

-     математические загадки;

-    математические считалки;

-  математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино,Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)

- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки.

2-ая младшая группа (3—4 года)

В центре познавательного развития по математике  могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

сравнивать предметы по различным признакам -  размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

Дидактические игры.

 Подбирать предметы по цвету и величине

(большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из

уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последова-

тельности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.

В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепен-

но усложняющиеся правила.

Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.

Средняя группа ( 4 – 5 лет )

Центр познавательного развития по  математике средней группы может содержать:

дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

- ориентироваться  в пространстве и времени;

-   сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

Дидактические игры:

-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);

-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;

-игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);

-игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.

Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.

 

Страшая группа ( 5 – 6 лет )

  В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:

Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны;

дидактические игры, развивающие умения:

-создавать множества ( группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);

умение понимать отношение рядом стоящих чисел ;

умение устанавливать последовательность различных событий.

Дидактические игры:

- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);

-    игры с цифрами, монетами;

- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины.  («Сравни и подбери») ;

-    Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).

-    Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).

-     Календарь, модель календаря.

Развивающие игры:

-     игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.

часы-конструктор, весы;

-  игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами-  игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича .

 

Подготовительная группа ( 6 – 7 лет )

  В группах старшего дошкольного возраста центр познавательного развития по математике может содержать:

дидактические игры, формирующие умения:

умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница тетради и т.д.);

умение работать с планом ,схемой, маршрутом;

умение «читать» простейшую  графическую информацию;

умение определять время по часам;

умение анализировать форму предметов в целом и отдельных его частей;

умение называть числа в прямом и обратном порядке.

Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.

Дидактические игры:

- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);

-    игры с цифрами, монетами;

- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины.  («Сравни и подбери») ;

-    игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).

-    модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).

-     Календарь, модель календаря.

Развивающие игры:

-     игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.

часы-конструктор, весы,лупа,рулетка;

-  игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами.

Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.

 

Литература:

1.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб. : «Детство-Пресс», 2006 г.

2. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-

маровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...