ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Казарян Г.М., воспитатель
МДОУ «Детский сад ». №144 – г. Иркутск
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: - О! Как же ты красива!
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение, которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.
Семья и дошкольное образование – две силы, определяющие состояние и развитие ребенка в дошкольной период. Хотя ведущая роль в развитии дошкольников и остается за общественным воспитанием, роль семьи от этого не снижается, ибо наибольшего успеха в развитии и воспитании детей можно достигнуть лишь тогда, когда между детским садом и семьей существует взаимопонимание и тесная взаимосвязь. На семью, как и на дошкольное учреждение, ложится большая ответственность в воспитании и развитии ребенка. И по этому родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и уходить от воспитательного процесса. Ведь родители - первые и главные воспитатели и учителя своего ребенка с рождения и на всю жизнь. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое ДОУ не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учётом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
О необходимости создания крепкого союза писал в своё время В.А.Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».
«Вопрос о работе с родителями - это очень большой и важный вопрос, - говорила Н.К. Крупская. – Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детских садах, привлечении их к этой работе».
Одним из направлений нашей работы с родителями является вопрос речевого развития детей. Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. Давно известно, что навыки чтения и письма не являются показателем развития детей. Овладение грамотой – этап речевого развития дошкольника, подразумевающей серьезную работу. Эта работа осуществляется по следующим направлениям: звукопроизношение; словарь; грамматический строй речи; связная речь; выразительность речи.
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей.
Мы поставили перед собой задачу превратить родителей воспитанников из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса. Пропаганду знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляем, прежде всего, в беседах и на консультациях. Например: « Игры – драматизации как важнейший способ разностороннего развития речи», «Методы игрового речевого общения», «Учите стихи играючи». Даем родителям рекомендации «Как проводить беседу по художественному произведению», «Как правильно читать книгу детям». Проводим беседы о том, когда и какие звуки в процессе овладения правильным звукопроизношением появляются у детей, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка. Эффективной формой работы считаем наглядную агитацию, например организацию стендов, «уголков для родителей», где даются сведения о формировании звукопроизношения, вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в словах, в произнесении которых дети часто допускают ошибки, небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста, советы по словарной работе с детьми, игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры и списки необходимой литературы. Организую выставки «Моя любимая книга». Дети приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать ее название, автора, уметь пересказать содержание. Родители по нашему совету записывают рассказы детей и составляют книжки – малышки, которые мы также размещаем на выставке. Дети могут обмениваться своими «книжками», брать их на время домой. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, интересные случаи, события, праздники, поездки. Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, мы включаем родителей в систематическую работу по тренировке движений пальцев малышей. Обучаем различным пальчиковым играм и упражнениям «Дождик», «Кольца», «Я –художник». Знакомим родителей с играми и заданиями на закрепление речевых навыков, подбор образных средств языка, например, «Какой? Какая?», «Сравнение»; играми на описание самых разных предметов «Что из чего сделано?», «Какого цвета?», «Кто где живет?», «Кто как голос подает?»; играми «Скажи наоборот», «Дополни и расшифруй пословицу» и др. Такие тренинги позволяют родителям продолжать грамотно эту работу в семье. Практикую «домашние задания» /совместно для детей и родителей. Например: «Подари словечко». В выходной день родители «дарят» ребенку новое слово, обязательно объясняя его значение, рисуют его и приносят в группу «подаренное дома слово» и знакомят с ним товарищей. Задания могут быть разными: «Запиши рассказ о фрукте, овоще», «Сочини письмо». При составлении писем ребенок рассказывает, а взрослый записывает, помогает вопросами, советами. Письмо можно послать родственнику, другу или целой группе детского сада. Проведение праздников, мероприятий совместно с родителями тоже оказывает благоприятное воздействие на развитие речи детей. ( «Поле чудес», «Масленица», « Новогоднее представление»).
Речь не передаётся по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Таким образом, совместно с родителями, старались найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.
Литература
1. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребёнка в детском саду [Текст] / Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова. – ТЦ «Учитель». 2002. – 32 с.
2. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение. 1981. –159 с.
3. Свирская, Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции [Текст] / Л.Свирская. – М.: Линка - Пресс. 2007. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов фитбол-гимнастики для речевого развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Среди детей, посещающих ДОУ, растет число с нарушениями речи. О том, какие комплексные мероприятия оздоровительного и коррекционного характера мы применяем, используя нетрадиционные средст...
Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...
Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Кудряшова Татьяна Александровна, старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад «Солнышко»,с.Линда, городской округ город Бор Нижегородской областиСемья и детский сад имеют с...
Эффективные формы взаимодействия с семьями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения
В статье раскрыт опыт работы по сопровождению непрерывного образовательного пространства и социально-психологической поддержки семей в реализации их воспитательной функции, которая достигается путем т...
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ) С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье освещается вопрос необходимости логопедического сопровождения детей раннего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития....
Взаимодействие с родителями по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения
Доклад на тему: «Взаимодействие с родителями по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения» (из опыта работы)...