Методическая разработка "Игры с куклой" с детьми раннего возраста
методическая разработка
В методической разработке представлены методические рекомендации по проведению совместной образовательной деятельности-игры с куклой с детьми раннего возраста, рассказано о значение в развити ребенка посредством игры с куклой, представлена разнообразная подборка игр с куклой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_kukloy_ran.vozrast.docx | 137.12 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Колосок»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ИГРЫ С КУКЛОЙ»
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Воспитатель:
Петухова Т.П
г. Семенов, 2020 г.
Методические рекомендации по проведению игр – занятий
с куклой с детьми раннего возраста.
К сожалению, при наблюдении за игрой детей раннего возраста очень часто отмечается, что большинство детей не умеют играть.
Причин у этого явления существует несколько. Прежде всего, позиция самих родителей, которые не поощряют детей играть, считая это ненужным и глупым занятием. Известно, что современная семья, как правило, имеет одного ребенка, поэтому игровой опыт не передается от старших детей к младшим. Родители не считают нужным учить детей играть, они убеждены, что игра может возникнуть и сама по себе, но жизнь показывает, что развернутая игра без игрового опыта старших детей, без специального обучения рождается сама по себе лишь у меньшинства детей.
Отсутствие игровой деятельности у детей во многом связано с тотальным влиянием на их жизнь телевидения и компьютерных технологий. В среднем статистика показывает, что дети смотрят телевизор 2 часа в день, и притом, что они посещают детский сад. Практически все свое свободное время дети сидят перед вожделенным экраном. Времени на игру в домашних условиях не остается.
Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Поэтому в раннем возрасте используют при проведении образовательной деятельности в режиме дня игры – занятия с дидактической куклой. Данные игры–занятия дадут хороший результат лишь в том случае, если педагоги будут ясно представлять и знать, на что необходимо обратить внимание при проведении таких занятий и в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего детства.
При проведении игр - занятий с дидактической куклой необходимо учитывать следующие требования к игровому материалу:
- Следует использовать куклы большого или среднего размера (2-3 куклы, изображающие девочек, 1-2 куклы, изображающие мальчиков).
- Куклы должны быть по - разному одеты( в зависимости от сезона, куда куклу одеваем, на прогулку или на праздник, иметь собственные имена).
- Одежда кукол должна легко сниматься и надеваться.
4. Для некоторых кукол необходимо иметь наборы белья, одежды (обычной и нарядной – праздничной, верхней – для прогулки), постельные принадлежности, наборы посуды, мебели, коляски для катания кукол, ванночка для купания, гладильная доска и кукольный уголок.
5. С одной и той же куклой можно проводить несколько разных занятий (например, куклу Катю можно укладывать спать, кормить, одевать для прогулки и т.д.), а в некоторых случаях только одно (например, куклу Машу очень удобно купать в ванночке, на куклу можно быстро надеть верхнюю одежду, а затем вывести еѐ на прогулку).
6. Лицо куклы должно отображать только положительные эмоции, т.е. не должно вызывать у детей негативные реакции (страх, испуг, боязнь, плач).
7. Все атрибуты, пособия, оборудование должны легко обрабатываться моющими средствами и подвергаться санитарной и дезинфекционной обработке.
На основании требований к дидактической кукле можно выделить основные требования к играм – занятиям с куклой, которые заключаются в следующем:
- Игры - занятия проводятся в режиме дня данной группы либо в первую половину дня (утро), либо во вторую половину дня (вечер).
- Согласно санитарно – гигиеническим требованиям по раннему возрасту длительность занятий составляет не более 10 минут.
- Занятия с дидактической куклой проводятся 1 раз в неделю в соответствии с расписанием образовательной деятельности данной возрастной группы, которые включены в тематику занятий по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи.
- Занятия с детьми раннего возраста проводятся по подгруппам (8 -12 человек), т.к. дети этого возраста нуждаются в индивидуальном подходе со стороны педагога.
Изложенный и выше сказанный материал позволяет сформулировать общие рекомендации по проведению игр – занятий с дидактической куклой для детей раннего возраста:
- Детей обучать выполнять различные игровые действия с куклой близкие им из повседневной жизни (кормят, одевают, ведут на прогулку, укладывают спать, катают на коляске и т.п.).
- Необходимо включать игровые моменты или сюрпризы в вводной части занятия для формирования у малышей мотивации к деятельности, эмоционально-положительное отношение ко взрослым и сверстникам.
- Следует использовать эмоциональное сопровождение объяснений, показа действий: чтением наизусть небольших художественных текстов (пестушек, уговорушек, потешек), пением колыбельных песенок.
- Предусмотреть на занятии наличие комплекта необходимого оборудования и атрибутов для каждого ребенка.
- Продумать перевод организованной деятельности в свободную игровую.
- Проводя игры–занятия с куклой, взрослый должен выполнить последовательную цепочку действий: подбор и подготовка пособий для каждой игры; использование сюрпризного или игрового момента в каждой игре (например: кукла Аня пришла в гости к детям; чтение стихотворения или потешки, загадки и т.п.); постановка игровой задачи перед ребенком в доступной форме (например: помочь вымыть куклам руки, научить куклу Степу одеваться на прогулку и т.п.); показ игровых действий, в процессе которых взрослый учит ребенка правильно их выполнять; совместное проигрывание взрослого с ребенком игровых действий для выполнения игровой задачи (на начальном этапе);сопровождение ребенком выполняемых действий речью в течение всей игры.
- С куклой можно проводить несколько разных занятий. На последующих занятиях важно создавать такие ситуации, в которых один и тот же предмет был бы показан ребенку с какой - то новой стороны, чтобы у него сохранялся интерес к этому предмету.
- Чтобы привлечь и удержать внимание детей в течение занятия, следует чаще обращаться к каждому ребенку, называя его по имени, при этом необходимо приближать к нему предмет, для того, чтобы он мог потрогать и рассмотреть его.
- После завершения игры – занятия можно раздать детям куклы небольшого размера для самостоятельной игры и организовать с ними речевое общение, как бы продолжая ход занятия. С каждым ребенком педагог по очереди разговаривает по поводу той куклы, с которой он играет.
- Тематику каждой игры–занятия необходимо проиграть с каждым ребенком, соблюдая системность занятий, последовательность игровых действий и доступность для понимания.
Игры с куклами для детей 1,6-2 лет.
Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой. Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. В раннем возрасте ребенок осваивает разные виды игр: игры-забавы, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации, дидактические игры. Каждая из них выполняет свою образовательную и обучающую функцию. Практически все способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.
Современная педагогическая практика позволяет утверждать, что в период зарождения ролевой игры не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают, совершенно не отставая в умениях и активности от сверстниц. Дошкольник, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает развитию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке. Вот почему игровые занятия с куклой актуальны для развития личностной культуры как девочек, так и мальчиков.
Образовательная работа с малышами может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится. В группе раннего возраста игровые познавательные занятия-упражнения с дидактическими куклами проводятся в утренний отрезок времени с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 10-12 минут.
При организации игровых занятий необходимо:
- включение игровых разминок в вводной части занятия, формирующих у малышей мотивацию к деятельности, эмоционально-положительное отношение ко взрослым и сверстникам;
-эмоциональное сопровождение объяснений, показа действий: чтением наизусть небольших художественных текстов (пестушек, уговорушек, потешек), пением колыбельных песенок;
-инициирование воспитателем повторения художественного слова детьми во время их самостоятельных действий и повторов;
-обеспечение каждого ребенка комплектом необходимого оборудования;
Перевод специально организованной деятельности в свободную игровую.
Игровой сценарий СОД № 1 «Катя проснулась»
Цель: В совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Катя проснулась и умылась. Развивать интерес к играм с куклой. Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действий.
Оборудование: в игровом уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке, раковина для умывания, полотенце, мыло (кирпичик).
Предварительная работа: разучивание потешки «Водичка-водичка»
Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Катя? Я буду ее мамой. Андрюша, а ты хочешь быть папой? Давай вместе посмотрим, что делает наша дочка Катя» (подходят к кроватке, на которой спит кукла). Наша дочка спала, а теперь проснулась. Давай, Андрюша, поможем ей встать с постели. Я буду одевать ей тапочки, а ты, пожалуйста, заправь Катину постель: поправь простынку, застели кровать одеялом, сверху положи покрывало и подушку. Вот теперь постель красиво заправлена. Надо помочь нашей дочке умыться. Андрюша, открой кран. Катя послушала, как течет водичка, а потом попросила:
«Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок»
Взяла Катя мыло (показывает кирпичик) и стала руки намыливать. Но она еще маленькая и просит: «Помоги, папа». Андрюша, умой дочку.
Вот какая Катя стала чистая. Теперь можно с ней погулять. Пойди, папа, покажи Кате, какие красивые игрушки есть у нас в детском саду.
Обучение данному игровому действию с куклой можно проводить с детьми с низким уровнем игровых умений.
Игровой сценарий СОД № 2 «Напоим Катю чаем»
Цель: Развивать у детей желание ежедневно заботиться о кукле, побуждать объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом: Катя проснулась, умылась, напилась чаю. Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действий.
Оборудование: в игровом уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке, раковина для умывания, полотенце, мыло (кирпичик), набор чайной посуды, оладушки (кружки из пластика)
Предварительная работа: знакомство с игровым действием «Катя проснулась», дидактическая игра «Напоим Катю чаем»
Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же моя дочка, кукла Катя? Еще спит? Пусть поспит, а я ей за это время чаю приготовлю».
Посмотрите, какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя дочка Катя. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладушки? Принеси, Настя, пожалуйста. Теперь все готово. Можно будить наших дочек. Вставай, доченька. С добрым утром!
После того, как умыли кукол, зовем их пить чай. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название назначения посуды: чайник, сахарница, хлебница. Приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо», мыть посуду и ставить ее на место.
Куклы-дочки в это время «играют»: катают мяч, катаются на качелях, на машине и т.д.
Игровой сценарий СОД № 3 «Оденем Катю на прогулку»
Цель: Развивать умения переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия. Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действий.
Оборудование: два-три комплекта верхней одежды для кукол (шапка, колготки, обувь, пальто, шарфик).
Предварительная работа: дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку», чтение стихотворения Е.Благининой «Новая одежда».
Ход игры. Воспитатель показывает новую одежду для кукол и говорит: «Катя уже позавтракала. Сейчас я ее буду одевать на прогулку». Спрашивает у детей: «А у ваших дочек есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку. Что будем одевать сначала? Возьмем колготки. Моя дочка маленькая, и ей нужны маленькие колготки. А у тебя, Настя, какая дочка? Уже большая? Ей надо большие (длинные) колготки. Теперь оденем сапожки. У моей дочки сапожки маленькие, красные. А у твоей дочки, Настя, какие сапожки? (большие, синие)».
«Наденем на ножки
Новые сапожки
Пустим по дорожке.
Будет доченька ходить,
Сапожки новые носить. (Е.Благинина «Новые одежда»)
Чтобы Катя не замерзла, одену ей теплую кофточку. И ты, Настя, одень своей дочке кофточку. Какая у твоей дочке кофточка? (Большая, теплая, красная). Что теперь будем одевать? (шапку). У моей дочки маленькая, синяя. А у твоей дочки, Настя, какая шапка? (большая, красная). Можно уже идти гулять? Или что-то еще надо одеть куклам (пальто, шубу).
«Моя Катя маленька
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая».
При повторении игры с другими детьми можно спеть им песню «Кукла» (муз. М. Старокодомского, сл. О. Высотской).
«На дворе большой мороз,
Отморозит кукла нос,
Теплый шарфик нужен ей,
Чтоб укрыться потеплей».
Игровой сценарий СОД № 4
«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»
Цель: Побуждать выполнять в игре два-три последовательных действия с куклой (кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться и т.д.). Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действий.
Оборудование: куклы (2-3) одетые на прогулу. Шкаф для кукольной одежды.
Предварительная работа: дидактическая игра "Научим Катю раздеваться после прогулки».
Ход игры: воспитатель говорит: «Моя дочка Катя вернулась с прогулки. Сейчас я помогу ей раздеться. Андрюша, твоя дочка тоже гуляла? Помоги ей раздеться. Давай расскажем нашим дочкам, в каком порядке надо раздеваться». Сначала развяжем шарф.
«Развязали Катеньке
Шарфик полосатенький»
(А.Барто «Катя в яслях»)
Куда надо положить шарфик? (на полку в шкаф). Правильно.
«Вещи надо убирать
Не придется их искать» (А.Барто «Маша-растеряша»).
А сейчас, что мы поможем снять нашим дочкам? (шубу)
«Моя Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая»
Андрюша, прочитай эту потешку своей дочке. Ей будет приятно.
Куда мы повесим шубу? (в шкаф).
Что мы еще не сняли? (сапожки)
У моей дочки маленькие, красные сапожки, а у твоей дочки какие сапожки? (большие, синие). Куда мы поставим сапожки? (в шкаф)
«Снимем с ножки
Новые сапожки».
Андрюша, Катя спрашивает, можно уже идти играть? (нет). Что еще надо снять? (колготки). У моей Кати маленькие красные колготки, а у твоей дочки какие? (большие, синие). Куда надо положить колготки? (на полочку в шкаф). Все, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалики!
«Вот они сандалики
У нашей Кати-крошки.
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки» (Е.Благинина «Научи обуваться и братца»)
А теперь можно играть? Нет, надо умыться.
Игровой сценарий СОД № 5 «Покатаем кукол с горки»
Цель: Побуждать в играх с куклами использовать сооружение из строительного материала. Формировать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками. Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действий.
Оборудование: набор строительного материала (кирпичики, кубики, призма, пластина), куклы разных размеров, санки, образные игрушки (мишка, зайцы и т.д.)
Предварительная работа: сооружение лесенки, горки на занятии по конструированию.
Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Послушайте, что мне сказала моя дочка кукла Катя»:
«Ночью выпал первый снег.
Я оделась раньше всех.
Я санки качу,
Гулять хочу» (З.Александрова «В рукавичках маленьких»)
А ваши дочки хотят гулять? У них есть санки? Где они будут кататься на санках? (с горки). Давайте построим куклам горки. Показом, советом, указанием воспитатель помогает детям строить горки. В ходе работы закрепляет названия строительных деталей, учит играть вместе, дружно. Благодарит детей за дружную работу, читает стихотворение:
«На горочке нашей детишек не счесть:
Саша, Маша, Даша и Сашенька есть!» (З.Александрова «У нас в квартире»)
Во время игры можно прочитать детям стихотворение О.Высотской «На санках»
«Покатились санки вниз
Крепче, Катенька держись!
Ты сиди, не упади-
Там канавка впереди!
Надо ездить осторожно,
А не то разбиться можно!»
Игровой сценарий СОД № 6 «Покатаем кукол на машине»
Цель: Побуждать детей объединяться по двое-трое для самостоятельных игр. Продолжать развивать умения переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофер, пассажир). Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действий.
Оборудование: набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичики), рули (2-3 штуки), можно использовать игрушки-заместители: круг, кольцо от кольцеброса и т.п., куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка и т.п.)
В строительном уголке воспитателем заранее построена машина.
Предварительная работа: сооружение машины из мелкого строительного материала на занятии по конструированию.
Ход игры. Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала куклу Катю и говорит: «Моя дочка хочет покататься на машине. А кто будет шофером? Саша, ты хочешь быть шофером? Вот тебе руль. Покатай, пожалуйста мою Катю»)
Во время игры воспитатель поет песню «Машина» (муз.Попатенко, слова Н.Найденовой)
«В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина идет гудит:
«Би-би-би!» Би-би-би!
В машине, в машине
Ребят полно.
Поехали дети
Глядят в окно:
«Би-би-би! Би-би-би!
Вот поле, вот речка,
Вот лес густой.
Приехали дети.
Машина, стой!»
«Спасибо, Саша», говорит педагог, - ты был хорошим шофером. Посмотри, к тебе еще пришли мамы и папы. Они тоже хотят покатать своих дочек. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету). А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Артема тоже быть шофером. Поможем ему построить такую же машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Артемом будем строить. Что сначала поставим? (кубики) А теперь что надо сделать? (положить сверху дощечку- пластину и поставить кирпичик – получится кабина шофера) А рулем у тебя будет вот это кольцо. Приглашай пассажиров. Когда куклы займут свои места, воспитатель еще раз поет песню «Машина» (дети подпевают). При повторении игры можно предложить детям полетать на самолете (вспомнить стихотворение А.Барто «Самолет построим сами» или поплыть на корабле и прочитать стихотворение А.Барто «Матросская шапка»).
Игровой сценарий СОД № 7 «Новая комната для кукол»
Цель: Побуждать объединять единым сюжетом игры со строительным материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить детей к совместным играм. Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действий.
Оборудование: набор строительного материала: кубики, кирпичики, куклы, образные игрушки (зайцы, мишки, белки и т.д.). В строительном уголке заранее подготовлена игровая ситуация: построен дом для кукол.
Предварительная работа: постройка кукольной мебели на занятиях по конструированию.
Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям спрашивает: «Это чей дом из кирпичей? Кто будет жить в этом новом доме?» (куклы, мишка, зайка и т.д.) Но кукла Катя говорит, что в этом доме жить неудобно. В нем нет мебели: ни стола, ни стульев, ни кровати. Давайте построим все это из кубиков и кирпичиков. Я буду строить диван. Саша, а ты что будешь строить? А ты, Вика? Анечка, а ты что построишь для своего мишки? Воспитатель предлагает детям построить разные предметы мебели, чтобы куклы могли попить чаю за столом, отдохнуть на диване. Сначала каждый ребенок сам сооружает какой-то предмет мебели и обыгрывает его с куклой или любой игрушкой. Воспитатель закрепляет названия строительных деталей, их цвет, названия частей мебели и т.п. Если ребенок построил кровать, то педагог, включаясь в игру, приговаривает:
«Баю-бай, баю-бай.
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Катю не буди»
Или: «Наступила ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко»
(П.Воронько «Спать пора»)
Если дети построили стол, то воспитатель читает отрывок из стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»:
«Час обеда подошел,
Села Катенька за стол»
Когда все постройки закончены, педагог предлагает малышам напоить кукол чаем и погулять с ними вокруг нового дома.
При повторении игры можно обыграть стихотворение С.Капутикян «Маша обедает».
Игровой сценарий СОД № 8 «Купание куклы Кати»
Цель: Побуждать детей объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, искупать, одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные игровые действия с куклой. Развивать стремление играть вместе. Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действий.
Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик), «шампунь», мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах), кукла Катя, у нее «испачканы» руки.
Предварительная работа: дидактическая игра «Купание куклы Кати».
Ход игры: Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:
«Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?» (А.Барто «Девочка чумазая»).
Затем говорит детям: «Моя дочка Катя испачкалась. Надо ее искупать. Где у нас ванночка? Кто принесет воды? Какая нам нужна вода? (теплая). Вика, принеси, пожалуйста, теплой воды в ковшике. Кто принесет мыло? Мочалку? Полотенце?» (дает поручение Ване, Андрею, Коле). Все готово. Аня, помоги, пожалуйста, Кате раздеться. Вика, а ты принеси для Кати чистую рубашку, трусики. Андрюша, начинай мыть Катю. Куда надо посадить куклу? (в ванночку) А сейчас, Андрюша, что ты будешь делать? (Помою кукле Кате голову чистой, теплой водой, потом руки, ноги). Попроси Вику намылить Кате голову мылом, а ты будешь поливать.
В то время, когда Андрюша «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи: «Теплую водичку
Льем на нашу птичку» (Е.Благинина «Аленушка»)
Хлоп-хлоп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Катенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Катенька помоется,
Причешется, оденется. (С.Капутикян «Хлоп-хлоп»)
Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает Вике вытереть ее полотенцем. Подчеркивает: кукла стала чистой. Ваня и Андрюша убирают все на место, вешают сушить полотенце. Затем куклу одевают и укладывают спать. Вместе с воспитателем поют Кате русскую народную песенку:
«Баю-баю, баиньки,
В огороде – заиньки.
Зайки травку едят,
Кате спатеньки велят»
Игру можно повторить два-три раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.
Игровой сценарий СОД № 9 «Стирка кукольного белья»
Цель: Побуждать к совместной игре. Способствовать становлению сюжетной игры с куклами, обогащать содержание таких игр. Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действий.
Оборудование: ванночка, мыльница, мыло (предмет-заместитель), утюг, кукольное белье, стойка для развешивания белья, гладильная доска.
Предварительная работа: дидактическая игра «Стирка кукольного белья».
Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Мы с вами купали кукол и забыли постирать их грязное белье. Что нам для этого нужно? Женя, принеси, пожалуйста, тазы. Андрюша, дай, пожалуйста, мыло и мыльницу». Воспитатель расставляет предметы так, чтобы было удобно стирать вдвоем (втроем). Можно стирать всем вместе в одном большом тазу или отдельно в маленьких тазиках - главное, чтобы все дети находились рядом. Когда все необходимое для стирки готово, педагог спрашивает: «Можно стирать белье? Ничего не забыли принести?» (нельзя, потому что не принесли воды) Какая нам нужна вода? (теплая). Давайте принесем воды и нальем ее в таз (в тазы).
Затем воспитатель показывает, как надо стирать белье. Дети повторяют действия взрослого. Выстиранное белье складывают в отдельные тазики. Во время игровых действий воспитатель может спеть песню «Большая стирка»
«У меня большая стирка,
Мне белье стирать не лень.
Я в лоханку лью водицу
И стираю целый день.
В мыльной пене, в мыльной пене
Станет чистым все белье.
Постираю и поглажу
Даже платьице свое
Если, Катя, ты захочешь,
Постираю и твое»
По совету воспитателя дети выливают грязную мыльную воду и наливают чистую, холодную, для полоскания белья. Затем педагог объясняет: «Когда белье выстирано, выполоскано, его надо отжать, встряхнуть (показывает) и повесить сушить». Дети повторяют все действия взрослого. После того, как белье развешено, воспитатель предлагает детям убрать все на место и приготовить утюги, чтобы погладить высохшее белье. В конце игры педагог говорит: «Вот какое чистое стало кукольное белье. Надо его сложить в шкаф. Наши дочки привыкли к порядку» Игру можно повторить два-три раза с различными детьми. Воспитатель поощряет самостоятельные объединения малышей для игры.
Игровой сценарий СОД № 10 «Кукла заболела»
Цель: Разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжета детских игр. Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действий.
Оборудование: шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы-заместители), сумка доктора, халат, колпак (в 2-3 экземплярах).
Предварительная работа: беседа с доктором, медсестрой, рассматривание медицинских инструментов, рассказ о их назначении, рассматривание иллюстраций: доктор лечит детей.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что ее дочка заболела. Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть колпак, халат и инструменты. Вова, а ты хочешь быть доктором? Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнем с моей дочки Кати. Давай послушаем ее. Что нам для этого нужно? (трубка). Слышишь, как бьется Катино сердечко: тук-тук-тук? Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать. Где ложечка? Катя, скажи: «А-а-а». Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура высокая. Теперь Катя пусть поспит.
Воспитатель читает стихотворение В.Берестова «Больная кукла»:
«Тихо. Тихо. Тишина.
Катя бедная больна.
Катя бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится».
«Давай, Вова, споем Кате песенку»
(желательно взять хорошо знакомую детям песню).
Вот видишь, мы развеселили Катю, и она быстро поправилась». Игру целесообразно повторять в течение одной-двух недель с другими игрушками, например, с мишкой, зайкой и т.д.
Началом для подобных игр могут служить стихи:
-Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной.
Отвечает зайка:
-Не могу, больной.
-Ой, ой, ой, бедный! (Е.Благинина)
Послушай, мишка,
Не кушай лишка!
Живот разболится –
У кого будешь лечиться? (Е.Чарушин, Е Шумская)
Игровой сценарий СОД № 11 «Построим куклам дом»
Цель: Продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом. Побуждать подбирать игрушки и атрибуты для игры, играть вместе. Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действий.
Оборудование: набор строительного материала: кубики, кирпичики, пластины; куклы разных размеров; образные игрушки (заяц, мишка, белочка, лисичка и т.д.)
Предварительная работа: занятие по конструированию на тему: «Домик для куклы»
Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришла кукла Света. Она говорит, что ей негде жить. Давайте построим для Светы дом. Кто хочет построить? Сережа, ты хочешь сделать дом для Светы? Давай вместе строить, а Света посмотрит, как мы будем работать». Воспитатель сажает куклу на ковер.
В ходе строительства задает вопросы: «Из чего будем строить дом?» (из кирпичиков). Сережа, принеси, пожалуйста, кирпичики. Как мы поставим кирпичики? (Узкой стороной). Это будут стены дома. А как сделать крышу? (надо положить кирпичик сверху на стены). Давай, Сережа, проверим, сможет ли Света жить в этом домике? (если кукла высокая, то воспитатель показывает, как строить высокий дом).
Теперь надо сделать двери, чтобы в доме было тепло. (при этом можно поставить один или два кирпичика независимо от величины построенного дома).
В процессе строительства дома вместе с Сережей воспитатель привлекает к работе и других, заинтересовавшихся игрой, детей: одному предлагает сделать забор, другому –дорожку к дому и т.д.
Поощряет совместные игры детей.
Можно посоветовать малышам построить дома для своих кукол (зайцев, мишек), при этом спеть песню «Строим дом» (муз.М.Красева, сл.С.Вышеславцевой):
«Тук, да тук,
Тук, да тук,
Раздается
Громкий стук.
Строим дом,
Дом большой,
И с крылечком и с трубой.
Разукрасим мы дом
И вверху флажок прибьем.
Будут жить
В доме том
Зайка с куклой (мишкой)
И слоном».
Когда постройка дома или домов закончена, воспитатель предлагает детям привести кукол в гости к Свете. Игрушки идут по дорожке, впереди – кукла Катя. Педагог читает потешку:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
Игровой сценарий СОД № 12 «Сделаем Кате красивую прическу»
Цель: Обогащать содержание игр с куклой. Побуждать детей объединяться для совместных игр. Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действий.
Оборудование: расчески, ножницы (предметы-заместители), банты, ленты (в 2-3 экземплярах), зеркало.
Предварительная работа: рассматривание соответствующих иллюстраций.
Ход игры: воспитатель обращается к детям: «У моей дочки Кати сегодня день рождения. Катя хочет сделать красивую прическу. Я буду парикмахером. Причешу Катю красиво». Сережа, а ты хочешь причесать свою дочку красиво? Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером. Я причешу Катю, а ты свою дочку. Теперь давай подстрижем нашим дочкам челки. Вот так. И сзади тоже подстрижем волосы. Вот так. Проверим, ровно ли мы подстригли дочкам волосы. Для этого еще раз причешем их. Сейчас можно и бантики им завязать. Я возьму синий. У Кати синее платьице и синий бантик ей подойдет. А у твоей дочки платье какого цвета? Какой ты выберешь бантик?
Вот какими красивыми стали наши дочки. Теперь мы все уберем и пойдем в магазин, чтобы выбрать Кате подарок ко дню рождения.
Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряя игры «рядом», «вместе».
Своими предложениями взрослый содействует развитию сюжета: «папа» и «мама» приводят дочку к парикмахеру, который ее стрижет. Затем идут в «кино», «магазин» и т.д.
Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: «подстригите, пожалуйста», «причешите, пожалуйста», благодарить за прическу и т.п.
Во время игры можно использовать потешку «Расти, коса».
Игровой сценарий СОД № 13 «День рождения куклы Кати»
Цель: Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр. Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действий.
Оборудование: кукла Катя в нарядном платье; образные игрушки (мишка, заяц, кот и др.); флажок, шишка, бочонок с медом, морковка (можно использовать предметы-заместители).
Предварительная работа: празднование дней рождения детей в группе: пение песен, чтение стихотворений, игры-хороводы («Заинька, походи», «Кто у нас хороший»), подвижные игры «Догони мишку», «Найди зайку» и др.
Ход игры: воспитатель говорит, что у ее дочки Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют ее. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок меда или с зайкой, который подарит Кате сладкую морковку. Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, приготовить чай, а сам печет пирог, приговаривая:
«Уж я Катеньке пирог испеку,
Уж я доченьке румяненький.
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая…» (русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку»)
Дети собираются на день рождения. По совету педагога, Сережа берет, например, мишку и говорит, что Мишка несет Кате в подарок мед и большую шишку. Кукла радостно встречает гостей, благодарит их: «Спасибо, Мишенька. Садись чай пить. Смотрите, а вот и зайка-побегайка пришел. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо, заинька, садись и ты чай пить, медом угощайся».
Гости поют песню «День рождения» (муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель):
«Чей, чей, чей, чей,
Чей сегодня день рожденья?
Кто, кто, кто, кто
Принимает поздравленья?
Кто получит от ребят
И игрушки и подарки?
У кого глаза блестят»,
На щеках румянец яркий?
Все, все, все, все
Все мы Катю поздравляем!
С ней, с ней, с ней, с ней
Веселимся и играем.
Воспитатель говорит: «Катя любит слушать стихи про игрушки. Прочитайте ей стихотворение про флажок». Дети читают стихотворение А.Барто «Флажок» и дарят Кате флажок.
А кто хочет рассказать Кате про кота? (потешка «Как у нашего кота»). Давайте подарим Кате кота, ей будет очень приятно. Затем организуется игра «Догони Мишку». Сначала убегает мишка, потом – дети, затем детей догоняет Катя.
«Вот какой веселый день рождения был у Кати, - говорит педагог.- Теперь пора прощаться, пусть Катя отдыхает». При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.
Игровой сценарий СОД № 14 «Куклы на прогулке»
Цель: Продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом. Побуждать пользоваться приобретенными умениями при сооружении несложных построек. Побуждать детей играть вместе, делиться игровым материалом. Формировать у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, побуждать ребенка к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действий.
Оборудование: набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины, куклы разных размеров, машины разной величины, образные игрушки «матрешки, зайцы, мишки и т.д.»
Предварительная работа: занятия по конструированию. Темы построек: дорожка (узкая и широкая), поезд, машина, дом, ворота, горка и т.д.
Ход игры: Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять. «Давайте оденем их на прогулку. А наших мальчиков – «пап» попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке». Дети одевают кукол (см. конспект № 3 «Оденем Катю на прогулку»). Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку. Во время одевания кукол желательно использовать стихотворение З.Александровой «Катя в яслях»:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Одели на ножки
Красные сапожки».
Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с дочками по дорожкам, сопровождая их действия словами потешки:
«Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой»
Или
«Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ! Топ-топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!»
Если дети построят дома, то можно обойти их вокруг и прочитать стихотворение:
«Ходит Катенька с трудом,
В первый раз обходит дом:
Топ-топ.
Мама водит взад-вперед
Дочка ходит взад-вперед:
Топ-топ».
Если же дети построят поезд, то во время поездки на нем уместно вспомнить стихотворение Э.Машковской «Мчится поезд».
При повторении игры вводится строительство одной-двух новых, более сложных построек. Воспитатель дает образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушками, также использует и игрушки-заместители (если на кеглю одеть юбку и косынку, то получится матрешка).
В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.
Литература:
- Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада /В.В. Гербова, Р.Г.Казакова; Под ред. Г.М. Ляминой.-М.: Просвещение, 1981.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, под ред. Е.И. Радиной, М.И. Поповой. Пособие для воспитателей детских садов – М.: Просвещение, 1972.
- Игра в жизни дошкольника: учебно – методическое пособие / Е.И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2010.4.Игры –занятия с детьми от рождения до 3-х лет / Л.Н. Павлова.-М.: Мозаика –синтез, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Прогулка с детьми раннего возраста"
Данный материал содержит рекомендации по подготовке к прогулке, ее структуре....
Методическая разработка «Физкультминутки с детьми раннего возраста Картотека физкультминуток»
Вданном материале предложены физкультминутки для детей раннего возраста...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Игры с детьми раннего возраста как условие успешной адаптации к дошкольному учреждению»
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и привыкание к её условиям. Сделать этот период менее безболезненным для малышей помогут специально разраб...
Методическая разработка НОД с детьми раннего возраста Речевое развитие "Дружная семейка"
Методическая разработка НОД по развитию речи...
Методическая разработка НОД с детьми раннего возраста Речевое развитие "Поможем кошечке"
Методическая разработка НОД по развитию речи...
Развивающие пособие «Снежная книга» . Методические рекомендации работы с детьми раннего возраста
Методические рекомендации работы с детьми раннего возраста по развивающей книге из ткани и фетра. Разработаны для воспитателей и родителей на основе программы " От рожения до школы" под ред....