Доминантная музыкальная непосредственная образовательная деятельность в ДОУ
статья

Доминанта -  это преобладание. Как проводятся доминантные занятия в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dominantnoe_zanyatie.doc57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОМИНАНТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Музыкальная НОД в детском саду - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

НОД предполагает активную взаимную деятельность педагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом, — вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи — развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

Всем нам известны следующие виды НОД по художественно-эстетическому музыкальному развитию:

  1. Традиционная (типовая)
  2. Комплексная
  3. Тематическая
  4. Интегрированная
  5. Доминантная

Сегодня мы поговорим о доминантной НОД.

Домина́нта (от лат. dominans «господствующий», преобладающий) — термин, используемый в разных предметных областях:

  • Доминанта в музыке — главенствующая тональность или её ступень, контрастная по отношению к основной.
  • Доминанта в архитектуре — господствующее в архитектурном окружении здание или сооружение.
  • Доминанта в литературе — главенствующий приём, необходимый в создании художественного целого.
  • Доминанта в физиологии — универсальный общебиологический принцип, лежащий в основе активности всех живых систем, — предложен А. А. Ухтомским.

Доминантные занятия. 

Этот вид занятий используется, чтобы:

  • развить какую-либо музыкальную способность,
  • ликвидировать отставание.

Преимущества доминантных занятий

  • повышают интерес к отдельному виду музыкальной деятельности; способствуют углубленному развитию эстетического восприятия через один выбранный для занятия вид деятельности;
  • формируют умения и навыки; позволяют более дифференцированно заниматься с отдельными детьми в условиях групповой организации занятия;
  • позволяют педагогу найти верные варианты решения педагогических задач, связанных с особенностями музыкального развития дошкольников.

Если на доминантном занятии преобладает определенный вид музыкальной деятельности (остальные вспомогательные), дети целенаправленно овладевают необходимыми навыками именно этой деятельности.

Для развития отстающей способности необходимо все виды деятельности группировать вокруг заданий, помогающих совершенствовать ее.

Рассмотрим несколько вариантов доминантных занятий.

  1. Если преобладающим видом деятельности на занятии является ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились не только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют.

Ребята могут передать характер музыки по-разному:

  • движениями
  • выбрав выразительный тембр музыкальных инструментов, соответствующих настроению произведений, и оркестровав пьесу, исполнить ее на детских музыкальных инструментах (в сопровождении фортепиано)
  • сочинив песню на заданный текст к образу, переданному в музыке.

Все занятие подчинено одной цели — привлечь детей к звучанию музыки, чтобы они смогли выразить ее характер различными способами, с помощью других видов деятельности.

  1. Если в занятии ДОМИНИРУЕТ ПЕНИЕ, педагог имеет возможность концентрировать внимание на вокально-хоровых навыках: звукообразовании, дыхании, дикции, чистоте интонирования, ансамбле, подчинив их выразительности детского исполнения.

Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении.

  • Так, чтобы исполнение песни было выразительным, полезно
  • провести и беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям в разных ее частях.
  • Уместен здесь и прием сопоставления с другими песнями и пьесами, контрастными по характеру или сходными с исполняемой песней.

Таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.

При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания.

  • Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут
  • использовать движения руки (плавные или четкие),
  •  игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).

  • Занятие не будет статичным, если вы включите в него народные игры с пением, хороводы.

  • Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии.
  • Поэтому рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом,
  • а также музыкально-дидактические игры.

Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

  1. Если ДОМИНИРУЮТ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, такое занятие тоже сопровождается
  • слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях.
  • Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки.
  • На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т.д.).
  • Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

Игровые и соревновательные приемы позволяют дифференцировать задания для всей группы, подгрупп, каждого ребенка.

  1. При ДОМИНИРОВАНИИ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ помимо обучения детей необходимым навыкам можно

  • расширить их представления о различных музыкальных инструментах (народных и инструментах симфонического оркестра),
  • с помощью грамзаписей познакомить ребят с выразительными возможностями каждого инструмента.
  • Проводятся также игры по угадыванию тембров инструментов.
  • На таких занятиях уместно оркестровать какое-либо произведение, используя выразительные тембры различных инструментов.

  1. В доминантное занятие с ПРЕОБЛАДАНИЕМ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА 
  • можно включить его разновидности — песенное творчество,
  • творчество в музыкально-ритмических движениях,
  • музицирование на музыкальных инструментах.

На доминантных занятиях необязательно привлекать все виды музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

Если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения.

Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их, начиная со второй младшей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Музыкальная  НОД в детском саду для детей со зрительной патологией строится на основе базовой программы воспитания в детском саду, но с учетом своеобразия психофизического развития детей. Большое...

Конспект интегрированной музыкально непосредственно образовательной деятельности (Музыка, художественная литература) для старшей группы "Осенины Осени"

Конспект предназначен для старшей группы.Интеграция образовательных  областей (музыка и художественная литература)...

Конспект доминантной непосредственной образовательной деятельности по восприятию музыки «В гостях у Феи музыки»

В этом  методическом материале раскрывается игровой подход , как  возможная форма участия дошкольников в художественно - эстетической деятельности. Раскрывает потенциалы ребенка в вока...

Конспект проведения музыкальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

Конспект НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" "Музыка"для детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в страну Музыки»....

Конспект музыкальной непосредственно-образовательной деятельности с детьми 3-4 лет «Волшебный грибочек».

Музыкально-игровое занятие на котором к детям приходит паучок и предлагает отправиться в гости к тетушке сове -Зоя....