Мастер - Класс совместно с родителями в подготовительной группе "Кукла - оберег"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Данный конспект поможет организовать совместный досуг: "родитель - ребёнок - педагог". Целью МК: Приобщить родителей к народным традициям декоративно - прикладного искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_s_roditelyami_podgotovitelnaya_kukla-obereg.docx | 413.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №101»
муниципального образования города Братска
Конспект Мастер – Класса в подготовительной группе совместно с родителями
На тему: «Кукла - Оберег»
Подготовил воспитатель:
Васильева Дарья Сергеевна
г. Братск, 2022
Культурная практика: Интеграция образовательных областей «Социализация», «Художественно – эстетическое воспитание»
Культурно-смысловой контекст: Расширить область знаний и представлений о культурных традициях русского народа, закрепить полученные знания практическим путём, совместное проведение времени «Педагог – родитель – ребёнок».
Цель: Приобщить родителей к народным традициям декоративно - прикладного искусства
Образовательные задачи:
Обучающие :
- Сформировать представление о различных видах самодельных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых;
- Тренировать навык понимать друг друга, обсуждать процесс совместной деятельности;
- Познакомить с изготовлением куклы.
Развивавающие:
- Развивать творческое мышление, воображение, любознательность, внимание, мелкую моторику рук;
- Прививать навыки работы по созданию народной игрушки;
- Вызвать желание своими руками сделать куклу из ниток.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к народному творчеству,
- Прививать эстетический вкус при выполнении работы, аккуратность, терпение.
Предварительная работа:
- Беседа «Культура и традиции русского народа»;
- Просмотр видео – презентации: «Куклы из бабушкиного сундука»
- Рисование «Русский народный костюм»;
- Разучивание хороводных игр, песен, потешек.
Активизация словаря: Берегиня, безликая, баюкать.
Оборудование и материалы: Чёрная коробочка, готовая куколка – оберег, распечатанные изображения разнообразных куколок – оберегов, мешочки с травами (мелиса, мята, чабрец, шалфей, ромашка, лаванда), 2 хлопковых носовых платка с различным орнаментом на каждую семью, вата, эфирное масло, музыкальная колонка с русской – народной музыкой.
Ход:
1. Организационный момент
Добрый день, уважаемые гости! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш мастер-класс.
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
«Собрались все мамы в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
С помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего часа!
Приглашаю вас занять свои места.
Девиз нашего мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас!»
И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме мастер-класса.
2. Проблемная ситуация
А тему нашего мастер-класса мы узнаем только тогда, когда отгадаем загадку!
(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется «черный ящик».)
- Черный ящик появляется, и вопрос у нас возник, что же в ящике лежит?
В коробке этой амулет
А может быть и оберег
Семью оберегает
От зависти спасает
Есть ручки и ножки
Косички и сережки
Из ниток собирается
Как она называется?
Ответы родителей.
Это кукла оберег
3.Немного истории
Воспитатель: -А вы знаете, откуда появились куклы? (ответы участников)
Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы. В печи брали золу, смешивали с водой, скатывали шарик и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба- женское божество. Эта кукла была оберегом женщины. Она передавалась по наследству от матери к дочери в день свадьбы.
- Как вы понимаете: была оберегом? (оберегала, защищала)
- Да, куклы обереги охраняли, спасали, помогали в трудную минуту. Таких кукол любили и берегли.
- Когда девочке исполнялось 5 лет, она должна была мастерить кукол сама. Лицо кукле не рисовали, считали, что в неё может вселиться злой дух.
Первая кукла появлялась с рождением малыша и называлась «пеленашка». Её клали в колыбельную, она охраняла малыша от всего плохого.
Кубышка-травница наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного. Ребёнок играл с такой куклой и излечивался от болезней.
Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в доме был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.
Многорукую куклу "Десятиручку" помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.
Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
Куклы- столбушки делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты,на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.
Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил для определенного ритуала. (Масленица, Коляда, Лихоманка, Кострома).Иногда куколок потом отдавали для игры детям:
Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу, предсказывали, каким будет весь год.
Веснянка – такую куклу подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
Изначально, кукла служила обрядовым символом, а уже потом превратилась в детскую игрушку. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина, детей и дом. Кукол изготавливали, пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Кукла оберег- символ материнства.
4. Практическая часть
- А сейчас предлагаю Вам изготовить такую куклу своими руками. Алгоритм создания куклы перед вами, будем осуществлять его шаг за шагом. Для головы куклы мы будем применять вату, а также каждый из вас выберет, ароматом каких трав будет обладать ваша кукла. По древней традиции, куколки – обереги, выполняли не только роль защитников, но и были настоящей ароматерапией, помогали ребёнку успокоиться (лаванда), облегчали дыхание (мята, эвкалипт), боролись с болезнями (ромашка, пихта, можжевельник).
- Возьмите мешочки и почувствуйте их аромат, тот, что придётся по душе и будете использовать при наполнении куклы.
И так, начнём!
При выполнении игрушки понадобятся не только умелые руки, но и хорошее настроение.
5. Заключительная часть.
Воспитатель: - Посмотрите, сколько различных кукол! Дорогие родители, благодарю вас, за то, что пришли на наш мастер класс!
Рефлексия.
- Какое чувство Вы испытывали, когда Вас пригласили на мастер-класс?
- Какие испытывали трудности, при изготовлении куклы?
- Что почувствовали, когда создали свои куколки в традициях наших предков?
- Как изменилось настроение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1.Мастер-класс совместной деятельности родителей и детей ""Изготовлению новогоднего календаря". 2. презентация "Новогодняя сказка"
1.Вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению новогоднего календаря, познакомить с технологией изготовления новогоднего календаря, создать предновогоднее настроен...
Мастер – класс совместно с родителями на тему: «Изготовление игрушек самоделок из бросового материала» ( старшая группа)
Цель: Вовлечь родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению игрушки. Распространение и передача педагогического опыта, обучения приему изготовления игрушек для детей из бросов...
Мастер – класс совместно с родителями на тему: «Изготовление игрушек самоделок из бросового материала» ( старшая группа)
Цель: Вовлечь родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению игрушки. Распространение и передача педагогического опыта, обучения приему изготовления игрушек для детей из бросов...
Мастер – класс совместно с родителями
Мастер-класс с применением творческих и здоровьесберегающих технологий...
Сценарий мастер-класса совместно с родителями и их детьми по изготовлению открытки, посвященной празднику День матери «Сердце мое!»
Сценарий мастер-класса совместно с родителями и их детьми по изготовлению открытки, посвященной празднику День матери «Сердце мое!»...
Сценарий мастер-класса совместно с родителями и их детьми по изготовлению открытки, посвященной празднику День матери «Сердце мое!»
Сценарий мастер-класса совместно с родителями и их детьми по изготовлению открытки, посвященной празднику День матери «Сердце мое!»...
Мастер-класс совместно с родителями «Моя снежинка не растает».
Научить детей разными художественными способами изображать снежинку: вырезать ее ножницами, изготовлять ее из подручного материала;2.Создать условия поддержания интереса для успешного выполнения задан...