Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями в современном детском саду.
статья
В статье расматриваюся наиболее современные методы и приемы работы педагогов с родителями. Статья написана в соавторстве двух педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями в современном детском саду.
Т.П. Галочкина, С.А. Березовская
ГБДОУ детский сад № 69
комбинированного вида
Калининского района
г. Санкт-Петербурга
Семья и детский сад два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. [1, с. 66] Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. [2, с. 71]
В федеральном государственном образовательном стандарте уделяется большое внимание работе с родителями, так как они являются главными воспитателями своих детей. Но воспитывать детей невозможно без определенных знаний по педагогике и психологии. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей.
Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
В следствии этих тенденций у педагогов сложилась уверенность в педагогической не компетенции родителей, их невежестве в вопросах воспитания. Родители в силу их не включенности в образовательный процесс занимают пассивную позицию в отношении «ДОУ – семья». [3,с.25] Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – включение семьи в образовательную деятельность ДОУ, во взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
Для успешного сотрудничества с родителями воспитателю необходимо знать, что деятельность, общение педагогов и родителей должны базироваться: на принципе открытости детского сада для семьи, где каждому родителю в удобное для него время обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок; на принципе сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей, основанном на взаимопонимании и доверии; на принципе создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ; на принципе диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, их социальный состав, настрой и ожидания от проживания ребенка в детском саду.
Целью дошкольного образовательного учреждения является объединение усилий вместе с родителями для гармоничного развития и воспитания детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей необходимо найти эффективные формы и технологии взаимодействия и работы с родителями воспитанником направленных на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Установить партнерские отношения, учитывая личностно-ориентированный подход с соблюдением интересов семьи и ребенка. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада. Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Для определения форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников за основу необходимо принимать нормативные документы, закрепляющие требования взаимодействия: основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного учреждения, современные исследования основных направлений взаимодействия ДОО и семьи. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. [4, с. 25]
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать, как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы. Так и современные формы – это устные журналы, дистанционные уроки, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.
Планируя ту или иную форму работы, педагогам всегда надо исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбирать следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
Активной популярностью взаимодействия с родителями пользуются такие формы работы:
Информационно-аналитические: анкетирование; опрос;
Данные формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка.
Наглядно - информационные (познавательные): день открытых дверей, родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии, родительские клубы, мини-библиотека, информационные стенды, выпуск стенгазет, папки - передвижки, буклеты.
Познавательные формы направлены – на обогащение педагогического
опыта родителей, развитие педагогической компетентности по разным вопросам воспитания, ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению.
Досуговые: праздники, совместные досуги, акции, участие родителей в конкурсах, выставках, кружки.
Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.[5]
Информационно-коммуникативные: сайт ДОУ (на сайте родители получают возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, его традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе), открытые занятия для просмотра родителями, проекты, дистанционное обучение.
Для этого на помощь современному, ищущему, заинтересованному в повышении качества дошкольного образования педагогу приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств. Использование в организации деятельности воспитателя с родителями компьютерных технологий позволит не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечет большее количество задействованных в воспитании ребёнка близких ему людей к участию в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. С целью расширения возможностей организации эффективного общения с родителями педагогам ДОУ рекомендуется использовать интернет-ресурсы, общение on-line. Они позволяют педагогу оперативно взаимодействовать с родителями; работать с родителями в удобное для них время; включить родителей в деятельность по воспитанию и развитию собственных детей; проводить собрания во время карантина в дошкольном учреждении в период массовых эпидемий; организовать дискуссии и совместную деятельность на новом уровне за счет использования инновационных технологий; рассмотреть широкий спектр вопросов за короткий промежуток времени, сэкономить временные ресурсы; оперативно общаться и обсуждать вопросы до и после проведенных совместных мероприятий; рекомендовать родителям воспитанников детского сада подборку сайтов.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Конечно, ФГОС дошкольного образования ужесточает требования, в первую очередь, к управленческому профессионализму, но и предоставляет условия для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве, это стандарт качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении. Именно на личностный рост родителей в воспитании собственных детей должна быть направлена работа педагога детского сада. Мы предполагаем, что использование разнообразных форм с семьями воспитанников детского сада даст положительные результаты: изменится характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них станут активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Для того чтобы вызвать у родителей интерес к детскому саду недостаточно прочитать им лекцию или провести простое родительское собрание на интересующие проблемы. Родители должны принимать самое активное участие в жизни детей своей группы и всего детского сада. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно. Для повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества работы педагогу необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к новым педагогическим технологиям и научным разработкам, находиться в непрерывном поиске идей.
Смысл инновационной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов, но и в том, что, благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве, родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи. Хотя в педагогической литературе нет такого определения, эти формы необходимо вводить в жизнь дошкольных учреждений, так как они проходят успешно и эффективно.
Список используемой литературы:
1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. //Управление ДОУ. 2002.No 4 С.66.
2. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] /Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). —Пермь: Меркурий, 2012. —С. 71-74.URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/58/2308/(дата обращения15.03.2013)
3.Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья:
методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
М.: Мозаика–Синтез, 2007.167с.
4.Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка
деятельности ДОУ родителями// Дошкольная педагогика. 2007,No7.С. 70
5. https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnye-formy-raboty-s-roditelyami
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы логопедической работы с заикающимися детьми в детском саду
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №12 «Колокольчик» Сообщение «Методы и приемы логопедической работы с заикающимися детьми в детском саду»Педсо...
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада как основа профессиональной компетентности педагога
laquo;ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ,А ДЕТСКИЙ САД С ФОЙЕ…» Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для детей. А свой дом всегда хочется видет...
Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями в современном детском саду.
В статье рассматриваются наиболее современные методы и приемы работы педагогов с родителями. Статья написана в соавторстве двух педагогов....
Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями в современном детском саду.
В статье рассматриваются наиболее современные методы и приёмы работы с родителями. Статья написана в соавторстве двух педагогов....
Выступление на МО .Тема: «Формы, методы и приемы взаимодействия педагогов с родителями».
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей....
Консультация для педагогов "Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями" (из опыта работы)
Консультация для педагогов...
Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями в современном детском саду.
Семья и детский сад два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития...