Скоро в школу
проект (подготовительная группа)
В ходе реализации проекта «Скоро в школу!» планирует тесное взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, педагогов школы и родителей на формирование у детей подготовительной к школе группы осознанной мотивации к учёбе. Данный проект позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя, повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skoro_v_shkolu.doc | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад Радуга»
Проект «Скоро в школу!»
подготовительная к школе группа компенсирующей направленности
для детей с ТНР (6-7 лет).
Андронова Т. А.,
учитель-логопед, высшая категория
Шамсутдинова С. Х.,
воспитатель, высшая категория
Алыева Н.В.,
воспитатель
2019-2020 учебный год
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребёнка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Актуальность.
Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Сегодня, взрослые много внимания уделяют интеллектуальной подготовке детей к школе, и мало внимания уделяют формированию у дошкольников «внутренней позиции школьника». И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей, воспитателей и учителей. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
В ходе реализации проекта «Скоро в школу!» планирует тесное взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, педагогов школы и родителей на формирование у детей подготовительной к школе группы осознанной мотивации к учёбе. Данный проект позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя, повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Паспорт проекта.
Тема: | «Скоро в школу». |
Участники проекта: | Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Солнышко», воспитатели, родители, учитель – логопед. |
Вид проекта: | Долгосрочный. |
Тип проекта: | Познавательно – творческий. |
Сроки реализации проекта: | Сентябрь 2019г. – май 2020г. |
Разработчики: | Андронова Т. А., Шамсутдинова С. Х. |
База реализации проекта: | МАДОУ «Детский «Радуга». |
Формы организации деятельности: | 1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми. 2. Совместная деятельность ребёнка со взрослыми. 3. Самостоятельная деятельность детей. 4. Интерактивная работа с родителями. |
Цель: | Формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы. |
Задачи: | – формировать представления детей о школе и её значении; – воспитывать культуру общения и поведения в общественных местах; – систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, как условия успешного обучения в школе; – воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей; – совершенствовать лексико – грамматический строй и связную речи по теме " Школа. Школьные принадлежности"; – повышать родительскую компетентность в вопросах пред- школьной подготовки; – предупреждение и снятие тревожности перед школой. |
Предполагаемый результат: | – повышение уровня мотивации и готовности к школьному обучению; – накопление большого багажа знаний о школе; – совершенствование лексико – грамматического строя и связной речи по теме " Школа. Школьные принадлежности"; – положительные результаты диагностики и психологической, речевой готовности детей к школе; – формирование положительного контакта между участниками проекта через совместную деятельность; – снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением. |
Содержание
Актуальность…………………………………………………………..................…..2
Введение………………………………………..................................................................5
Этапы работы………..………………………………………………………………5
Заключение ………………………………………………………………………….7
Литература…………………....................................................................…………….…...8
Приложение…………………....................................................................…………….….9
Введение
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное что необходимо ребенку – положительная мотивация к обучению.
Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребенка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и требует грамотного руководства со стороны родителей и педагогов.
Большую роль в этом играют родители, но не все из них знают как готовить детей к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке ребенка к школе – недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Поэтому, стала необходимость в проведении целенаправленной работы в ДОУ по воспитанию положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования проектной деятельности, которая даёт возможность:
Детям – становиться инициативными, любознательными, способными к творческому самовыражению и поисковой деятельности.
Родителям – понимать индивидуальный мир детства, проблемы собственного ребенка.
Педагогам – эффективно оказывать помощь родителям в вопросах подготовки детей к школе.
Новизна проекта: совершенствование интереса воспитанников к школе, учебным навыкам, обогащению представлений о школьном мире детей подготовительной к школе группы, реализуемых в ДОУ и компетентности родителей.
Цель: создать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение «Семья – ДОУ – Школа» к предстоящему обучению в школе.
Задачи по реализации проекта:
Для детей:
- формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
- развивать компетентности будущих первоклассников: (социальнокоммуникативные, информационные, поисково-познавательные, художественноэстетические, физические);
- создать безопасную предметно-развивающую среду для ознакомления детей сошколой;
- создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
- воспитывать положительное отношение к сверстникам и обучению в школе.
Для родителей:
- заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их
- единомышленниками и партнёрами в осуществлении данного проекта;
- помощь в создании условий, облегчающих школьную адаптацию;
- обогатить предметно – пространственную среду дидактическими,
методическими материалами по теме проекта.
Для педагогов:
- включить в целостный педагогический процесс разносторонние формы
деятельности с детьми по формированию мотивационной готовности к школе;
- осуществлять связи ДОУ со школой в вопросах преемственности;
- повышать уровень профессиональной компетентности воспитателей по вопросу формирования готовности ребёнка к школе.
Методы работы:
- метод эвристической беседы;
- метод ролевой игры;
- поисково-познавательный метод;
- игровой метод;
- иллюстративный метод;
- метод «обратной связи».
Принципы работы:
- Игра, как ведущая деятельность дошкольника, рассматривается как
базовая форма познания и общения на развивающих занятиях и мероприятиях.
- Принцип возрастного развития. Предлагаемый для работы материал
ориентирован одновременно и на возрастные особенности контингента, и на зону их ближайшего развития. Это дает возможность детям с различным уровнем возрастного развития чувствовать свою познавательную и коммуникативную компетентность.
- Принцип индивидуального личностного развития. Происходит учет
особенностей отдельного ребенка в контексте групповой развивающей работы.
- Принцип содействия развитию ребенка. Его реализация связана с
формированием профессиональной позиции специалиста-педагога, исключающей формальность в построении образовательных отношений с группой детей.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- осознание дошкольником важности поступления в школу;
- облегчение процесса социально- психологической адаптации к школе;
- формирование положительного образа школы в восприятии будущего
- первоклассника;
- доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.
Для родителей:
- информированность о наиболее важных психологических характеристиках
- готовности ребенка к школе;
- владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Виды деятельности:
1. Познавательно-исследовательская.
2. Коммуникативная.
3. Игровая.
4. Восприятие художественной литературы.
5. Изобразительная.
6. Музыкальная.
7. Двигательная.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный этап.
Основные задачи:
- Выявить мотивы и отношение детей и их родителей к школе.
- Определить формы поведения, характеризующие положительное отношение к ней.
- Развивать произвольность и внимание у детей старшего дошкольного возраста. Ориентировать родителей на диалоговое общение.
Содержание.
Проведение мониторинга среди детей подготовительной группы. Определение состояния эмоционально-личностного развития старших дошкольников. Установление доверительных отношений между педагогами и родителями. Анализ родителями уровня собственной готовности к обучению ребенка в школе.
Методы и приемы:
- сбор информации: беседы, презентации, конспекты НОД, подготовка наглядного материала, подбор игр, подборка художественной литературы, мультфильмов;
- создание в группе предметно-развивающей среды: пособия, дидактический игры, наглядный материал;
- участие родителей в формировании «Передвижной библиотеки в группе».
2. Организационный этап. (Таблица 1)
Основная задача: организовать сотворчество детей, родителей и педагогов детского сада и учителей школы.
Содержание.
Использование разнообразных форм работы с детьми и их родителями, воспитание положительного отношения к школе. Обогащение сферы межличностных отношений между родителями и детьми, педагогами детского сада и школы. Трансляция родителям психолого-педагогических знаний. Реализация индивидуального подхода в работе с семьями воспитанников. Формирование активной позиции родителя в отношении воспитания собственного ребенка.
Методы и приемы:
- беседы (презентации): рассматривание иллюстраций, фотографии школьников;
- заучивание стихотворений, пословиц, загадок;
- составление рассказов, сказок из личного опыта, по сюжетным и сериям картинок; пересказы рассказов;
- проведение НОД «Школа. Школьные принадлежности»;
- просмотр мультфильмов о школе;
- сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары»;
- дидактические игры на школьную тематику;
- экскурсия в школу.
3. Заключительный этап.
Основная задача: совершенствовать мотивацию детей к обучению в начальной школе и оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
Содержание.
Подведение итогов по организации деятельности и свободного досуга ребенка с созданием необходимого безопасного развивающего пространства. Формирование позитивного образа современной школы у родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Методы и приемы:
- создание стенгазеты «Школьные годы чудесные»;
- выставка рисунков, работ на тему «Школа»;
- создание семейных фотоальбомов «Моя старшая сестра-ученица (брат-ученик)»;
- консультация родителям «На пороге к школе!»;
- изготовление школьной формы для кукол, парты, стульев;
- папки-передвижки: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Школа. Школьные принадлежности»; «Рекомендации родителям от школьников», «Роль родителей к подготовке детей к школе».
Заключение
Формирование компетенций, необходимых будущему школьнику, поможет система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей и родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако, в дошкольном и школьном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике видно, как сказывается на развитии ребёнка единство взаимодействия семьи, детского сада и школы.
Проект «Скоро в школу!» поможет перенести адаптационный период,
порой затянувшийся, на более ранние сроки, т. е. до начала учебного процесса и ребёнок пойдёт в школу с устойчивыми компетенциями:
- Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем
- мире.
- Эмоционально отзывчивый.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
- сверстниками.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные,
- общепринятые нормы и правила поведения.
- Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и точно выполнять его инструкции.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.
Литература
1. Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015.
2. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
3. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы/ авт. -сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2014.
4. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л., Капунова Т. М., Быковская Ю. А. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 3.
Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2014.
Содержание проекта в работе с детьми. Таблица 1
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Беседа о школе, просмотр иллюстраций. | Сюжетно-ролевая игра «Лесная школа» (мелкие игрушки). | Загадки о школе. Работа над словарем по теме «Школа» (дидактические игры). | Чтение литературы о школе А. Барто «А я не знал, что я расту…». |
Ноябрь | Работа над словарем по теме «Школа» (дидактические игры). | Чтение литературы о школе В. Орлов «Что написано в тетрадке». | Сюжетно-ролевая игра «Школа» (где в качестве учителя выступает воспитатель, а затем дети). | Просмотр мультфильмов о школе. |
Декабрь | Чтение литературы на школьную тематику: рассказ Л. Каминского «Для чего ходят в школу». Беседа о пословицах, поговорках о школе. | Просмотр мультфильмов о школе «В стране невыученных уроков». Слушание и заучивание песен о школе. | Загадки о школьных принадлежностях. Беседа на тему «1 сентября — почему учебный год начинается в этот день?». | Работа над словарем по теме «Школа» (дидактические игры). Сюжетно-ролевая игра «Школа». |
Январь | Каникулы. | Беседа о школьных принадлежностях, как их беречь. Презентация «Школьная форма детей». | Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом государстве». Составление рассказов детей о школе. | Работа над словарем по теме «Школа» (дидактические игры). Слушание и заучивание песен о школе. |
Февраль | Чтение литературы на школьную тематику: рассказ В. Друганский «Для чего ходят в школу». | Работа над словарем по теме «Школа» (дидактические игры). Беседа о пословицах, поговорках о школе. | Беседа о школе в древние времена, чему, для чего раньше учили подрастающее поколение. Фантазирование на тему «Какие могли быть уроки?». | Экскурсия в школу. Слушание и заучивание песен о школе. |
Март | Выставка фотографий родителей в школе. Создание семейных фотоальбомов «Моя старшая сестра-ученица (брат-ученик)». | Рисование на тему «Я в школе». Беседа «Хочу ли я в школу?». | Выставка школьных принадлежностей, учебников, тетрадей родителей. Слушание и заучивание песен о школе. | Посещение учителей МБОУ занятий в ДОУ. |
Апрель | Чтение литературы о школе. Работа над словарем по теме «Школа». | Викторина «Брейн-ринг». | Беседа на тему «Правила поведения в школе» | Беседа об учителя. Рисование на тему «Мой учитель». |
Май | Целевая прогулка к спортивной площадке школы. | Выставка открыток «1 сенября». | Выпускной. |
Приложение
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей по теме:
«ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ».
Активный словарь | Пассивный словарь |
Имена существительные | |
Школа, здание, крыльцо, вход, коридор, классная комната, кабинет, столовая, библиотека, этаж, лестница, спортивный зал, парта, доска, мел, указка, портфель, ранец, рюкзак, учебник, тетрадь, пенал, ручка, ученик, ученица, школьник, школьница, урок, перемена, звонок, букварь, дежурный. | Вестибюль, гардероб, мастерская, актовый зал, дневник, подросток, отличник, отличница, компьютер, калькулятор, журнал, принадлежность. |
Глаголы | |
Учить, учиться, читать, писать, считать, рассказывать, спрашивать, отвечать, трудиться, лениться, рисовать, петь, слушать, отдыхать, чертить, брать, сдавать (книги). | Сдавать, возвращать. |
Имена числительные | |
Количественные и порядковые от 1 до 10. | |
Имена прилагательные | |
Большой, светлый, чистый, грязный, широкий, узкий, умный, добрый, школьный, классный, учебный, веселый, грустный, ленивый, трудолюбивый, неряшливый, старый, молодой, опрятный, плохой, молодой, опрятный, плохой, хороший, отличный. | Строгий, справедливый, прилежный, старательный, парадный. |
Наречия | |
Хорошо, плохо, отлично, легко, трудно, лениво, опрятно, внимательно, громко, тихо, быстро, медленно. | Старательно. |
Развитие лексико-грамматических средств языка.
ЗАДАЧИ:
- Активизировать в речи словарь по теме.
- Закреплять умения использовать в речи родственные слова (школа, школьник, школьный, школьница; учить, учительница, ученики, учебник, учебный год, учеба, учить уроки), сложные слова (первоклассники, второклассники).
- Дать понятие многозначности слов: линейка (измерительный прибор и торжественное построение), класс (помещение, в котором проходят уроки, и коллектив детей, обучающихся вместе).
- Закреплять в речи детей названия времен года (Летом у учеников каникулы, а осенью дети идут в школу), частей суток (Утром в школе начинаются уроки, а днем ученики возвращаются домой, выполняют домашние задания), развивать умение ориентироваться во времени.
- Активизировать глагольный словарь употреблением глаголов совершенного и несовершенного вида (собирался в школу – собрался в школу), личный и возвратной форм (учит – учится), приставочных глаголов (вышли, прошли, подошли).
- Упражнять в употреблении глаголов будущего времени (Катя будет учить уроки. Школьники будут учиться).
- Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (чистая тетрадь, чистый учебник, чистое платье, в чистом классе), образовывать сравнительные степени: хорошо – лучше (Оля учится лучше Кати), согласовывать числительные с существительными (один урок, два урока, первый класс, во втором классе) и наречием много.
- Продолжать упражнять в подборе прилагательных к существительным с согласованием их в роде, числе, падеже (Ученики нарядные, аккуратные, торжественные. День праздничный, торжественный..), в употреблении наречий (рано – раньше).
- Закреплять умение употреблять в речи предложения разной конструкции, отвечая на вопросы и используя предлоги (Где? – в школе, в портфеле.. Куда? – в школу, на урок…Откуда? – из школы, из дома).
- Упражнять в употреблении словосочетания с заменой существительного на местоимение (Первоклассники пошли в школу. Они будут учиться читать и писать).
- Закреплять умения:
- различать одушевленные и неодушевленные предметы, отвечая на вопросы Кто это? Что это?;
- правильно отвечать на вопрос Какой?;
- пользоваться в речи предложениями с однородными подлежащими (Петя и Таня идут в школу), сказуемыми (В школе читают, пишут, учатся), определениями без союза и (Класс просторный, чистый и светлый).
- Продолжать упражнять:
- в составлении предложений с использованием пространственных предлогов;
- в употреблении сложносочиненных предложений с противительным союзом а (Первоклассники пошли в школу, а мы еще ходим в детский сад).
Совершенствование связной речи.
ЗАДАЧИ:
- Закреплять умения устанавливать и объяснять причинно-следственные связи (Осень наступила, поэтому школьники пошли в школу).
- Продолжать работу по совершенствованию разговорно-диалогической речи.
- Упражнять в объединении отдельных предложений в рассказ.
- Учить использовать знания и впечатления, полученные на экскурсии, при составлении рассказа по серии сюжетных картинок или по одной сюжетной картинке.
При углубленном изучении темы в мае следует ввести в активный словарь детей обобщающее понятие учебные принадлежности, дифференцировать понятия игрушки – учебные принадлежности.
Закреплять названия частей школьного здания (класс, коридор, кабинет, столовая, спортивный зал и др.), повторять и закреплять материал, изученный ранее, включая его в предложения более сложной конструкции, в диалоге, инсценировки, рассказы, беседы.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки, назвать их. Закрепить в словаре обобщающие понятие «школьные принадлежности». Рассматривая предметы, объясните разницу между: ручкой и карандашом, тетрадью и альбомом, ранцем и рюкзаком (пенал, ручка, линейка, цветные карандаши, тетрадь, альбом, ластик, книга сказок, ранец, рюкзак, ножницы, краски).
2. Упражнение «Подскажи словечко».
Ваня ходит в детский сад. Он…. (дошкольник).
Таня ходит в школу. Она… (школьница).
Быть должны всегда в порядке твои школьные …(тетрадки).
Чтобы было, где писать в школе нам нужна… (тетрадь).
3. Упражнение «Назови ласково». (Словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): пенал – пенальчик; тетрадь – тетрадка; книга – книжечка; альбом – альбомчик и т. д.
4. Упражнение «Измени слово». (Образование существительных женского рода). Умник-умница, ученик-ученица, учитель-учительница, отличник-отличница, двоечник-двоечница, троечник-троечница, хорошист-хорошистка, скромник-скромница, первоклассник-первоклассница, проказник-проказница, школьник-школьница, озорник-озорница.
5. Упражнение «Подбери слово». (Подбор родственных слов).
Писать – письмо, пишу, писатель, списать, записка, переписывать, подпись.
Читать – читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, читальня.
Учить – учитель, учительница, ученик, ученица, учебник, учеба, учащиеся.
6. Упражнение «Предложение договори, и его ты повтори». (Образование сравнительной степени прилагательных от наречий). Дети должны сначала закончить предложение, а затем повторить его полностью.
В детском саду хорошо, а в школе (лучше). В детском саду интересно, а в школе (интереснее). В детском саду весело, а в школе (веселее). В детском саду приятно, а в школе (приятнее). В детском саду просторно, а в школе (просторнее). В детском саду замечательно, а в школе (замечательнее). В детском саду прекрасно, а в школе (прекраснее).
7. Упражнение «Подбери признак». (Образование к существительному прилагательные): портфель (какой?) – кожаный, вместительный, яркий, большой, и т. д.
8. Упражнение «Четвертый лишний». Прослушай слова, выдели лишнее слово и объясни, почему оно лишнее.
Ручка, резинка, мяч, пенал.
Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.
Карандаш, отвертка, ручка, кисточка.
Альбом, букварь, тетрадь, ножницы.
Мячик, ластик, пенал, линейка.
Ученик, ученица, учитель, воспитатель.
9. Упражнение «Исправь ошибку в предложении». (Употребление падежных окончаний имен существительных).
У меня есть портфеля.
У меня нет тетрадка.
Я забыл дома линейкой.
Я пишу ручки.
Я рисую в альбом.
10. Упражнение «Сравни и объясни». Объяснить разницу между: ручкой и карандашом, тетрадью и альбомом, ранцем и портфелем.
11. Игра «Жадина». (Согласование существительных с местоимениями): Представить, что это твои школьные принадлежности – мой портфель, моя тетрадка, мои ножницы.
12. Упражнение «Подбери слова-действия». (Подбор к существительным глаголы).
Тетрадь нужна для того, чтобы …
Альбом нужен для того, чтобы …
Карандаш нужен для того, чтобы …
Ручка нужна для того, чтобы …
13. Упражнение «Из чего какой?». (Образование относительных прилагательных).
Карандаш из дерева (какой?) – деревянный.
Ножницы из металла (какие?) –
Портфель из кожи (какой?) –
Линейка из пластмассы (какая?) –
Ластик из резинки (какой?) –
14. Упражнение «Сравни предметы». (Составление сложносочиненные предложения с союзом а).
Желтый карандаш длинный, а красный – короткий.
Желтый острый, а красный…
Портфель тяжелый, а рюкзак…
Книга толстая, а тетрадь…
Пенал большой, а ластик….
15. Упражнение «Скажи наоборот». Составить предложение по образцу.
Таня оставила ножницы в стакане. – Таня достала ножницы из стакана.
Ира положила линейку под букварь. –
Катя спрятала ластик за стакан. –
Коля оставил альбом на столе. –
Света поставила портфель под стол. –
16. Упражнение «Нелепицы». Исправь предложения.
Кисточка рисовала Лену.
Учебник учится по Саше.
Пенал положил Сашу в портфель.
Ручка написала письмо Тане.
Букварь читает Олю.
Вова резал бумагой ножницы.
17. Игра «Один – много» (Употребление множественного числа существительных): пенал – пеналы, ручка – ручки, и т. д.
18. Игра «Чего не стало?» (Употребление родительного падежа существительных): пенал – пенала, тетрадь – тетради, книга – книги, и т. д.
19. Игра «Один – много» (Образование множественного числа в родительном падеже): школа – школ, школьница – школьниц, ранец – ранец, и т. д.
20. Упражнение «Изменить слова по образцу» (Изменение глаголов по лицам и числам):
Я иду – ты идешь – он идет – они идут.
Я пишу – ты … он …они…
Я читаю –
Я пою –
Я учусь –
Я рисую –
Я считаю –
Я слушаю –
Загадки.
Стоит дом. То я в клетку, то я в линейку.
Кто в него войдет, Написать по ним сумей-ка!
Тот ум приобретёт. (Школа) Можешь и нарисовать…
Что такое я?.. (Тетрадь)
Мы учим детишек
Читать и писать, В этой узенькой коробке
Природу любить, Ты найдёшь карандаши,
Стариков уважать. (Учитель) Ручки, ластик, скрепки, кнопки –
Что угодно для души. (Пенал)
По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей – Хоть я и не прачка, друзья,
Чиста страница. (Школьная доска) Стираю старательно я. (Резинка)
Белый камешек растаял, Если ты его отточишь!
На доске следы оставил. (Мел) Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Я бел как снег, Что же это? (Карандаш)
Писать умею. (Мел)
Свою косичку без опаски
До чего же скучно, братцы, Она обмакивает в краски,
На чужой спинке кататься! Потом окрашенной косичкой
Дал бы кто мне пару ног, В альбоме водит по страничке.
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец) (Кисточка)
Зимою в школу он бежит, На ноге стоит одной,
А летом в комнате лежит. Крутит, вертит головой.
Как только осень настает, Нам показывает страны,
Меня он за руку берет. (Портфель) Реки, горы, океаны. (Глобус)
Не куст, а с листочками, Черный Ивашка – деревянная рубашка.
Не рубашка, а сшита, Где носом пройдет – там заметку
Не человек, а рассказывает. (Книга) кладёт. (Карандаш)
То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка!
Можешь нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)
Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)
Стихотворения.
У меня в портфеле. В. Берестов Портфель. Зимой по улице бежит, А летом в комнате лежит, Но только осень настаёт, Меня он за руку берёт, И снова в дождик и в метель Со мной шагает мой портфель. Учебник. - Учитель у меня в портфеле. - Кто? Быть не может! Неужели? - Взгляни, пожалуйста, Он тут, Его учебником зовут. Тетрадки. Тетрадки в портфеле шуршали, Что в жизни важнее, решали. Тетрадка в линейку бормочет: - Грамматика. А в клетку тетрадка ворчит: - Математика. На чем примирились тетрадка с тетрадкой, Для вас до сих пор остается загадкой. Пенал. Карандаш в пенале мается, Но зато он не ломается. Ручка в тесноте находится, Но зато легко находится. Ручка. Очень весело пишется ручке: Буквы держат друг дружку за ручки. - Скажите мне, - спросила ручка, – Что значит эта закорючка? - Чернильная ты голова! Ты ж написала цифру 2. Карандаш. Я – малютка карандашик, Исписал я сто бумажек. А когда я начинал, То с трудом влезал в пенал. | Циркуль. Циркуль мой, циркач лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился – и ни шагу. Точилка. Почему из-под точилки Вьются стружки и опилки? Карандаш писать не хочет, Вот она его и точит. Резинка. Я – ластик, я – резинка, Чумазенькая спинка. Но совесть у меня чиста: Помарку стерла я с листа. Линейка. Я – линейка. Прямота – Главная моя черта. Счеты. То считаю втихомолку я, То опять на счетах щелкаю. Если правильно считать, То всегда получишь «пять». Лучший друг Г.Ладонщиков Если купишь книгу, Не бросай на полку. От неё не будет Никакого толку. Всем полезно чтение Про себя и вслух, Книга – самый верный, Самый лучший друг! Из неё узнаешь ты Обо всём на свете. На любой вопрос она Без труда ответит. В ней стихи и сказки, Все к твоим услугам, Береги же книгу! Стань и ты ей другом! |
А. Барто А я не знал, что я расту Все время, каждый час. Я сел на стул – Но я расту, Расту, шагая в класс. Расту, Когда гляжу в окно, Расту, Когда сижу в кино, Когда светло, Когда темно, Расту, Расту я все равно. Идет борьба За чистоту, Я подметаю И расту. Стоим мы с папой На мосту, Он не растет, А я расту. Отметку ставят мне Не ту, Я чуть не плачу, Но расту. Расту и в дождик, И в мороз, Уже я маму Перерос! | Альбом для рисования. На моих больших листках Притаился зверь в кустах. Идет большой воздушный бой, Летает чайка над волной, Стоит цветов большой букет. Других пока картинок нет. Точилка. Если сломан карандаш – Я помощник верный ваш. Я, как врач, его лечу – Быстро, остро заточу. Цветные карандаши. Был бел и чист тетрадный лист. Но вот пришли карандаши. Попрыгали немножко, И вырос Разноцветный дом – С распахнутым окошком.
Ластик. Ну, признайтесь, Без меня Не прожить бы вам и дня! Кто ошибки исправляет Из беды вас выручает? |
Рассказы о школе.
Для чего ходят в школу. Л. Каминский
Когда первоклассники уселись за парты, учительница спросила:
- Кто знает, зачем нужно ходить в школу?
Витя поднял руку и сказал:
- Чтобы научиться читать.
Наташа встала и сказала:
- Чтобы научиться писать.
Юра сказал:
- Чтобы научиться считать.
- Молодцы, – похвалила ребят учительница, – все ответили правильно.
Тут Маша встала, взяла портфель и пошла к двери.
- Ты куда? – удивилась учительница.
- Домой, – ответила Маша. – Мне не нужно ходить в школу, потому что я уже умею читать, писать и считать.
- Это хорошо, – сказала учительница. – Только мне кажется, что ты еще не все умеешь и не все знаешь. Например, сколько будет, если двадцать пять умножить на пять? Как по-английски будет кошка? Где живут пингвины?
- А разве все это учат в школе? – спросила Маша.
- Конечно. И почему листья зеленые, и почему светят звезды, и многое другое. Ну, как, остаешься?
- Остаюсь, – сказала Маша и снова села за парту.
Первый день. В. Драгунский
Завтра в школу.
А потом я играл во дворе. Я долго играл. Наконец мама выглянула в окошко и позвала:
- Денис! Иду ужинать.
Я пошел домой. На ужин я поел хлеба с маслом и чаю с молоком. Потом я стал раздеваться. Папа спросил:
- Ты что, спать захотел? Почему ложишься?
Я сказал:
- Завтра в школу! Пора.
Он улыбнулся:
- Еще рано, семь часов. Не бойся, успеешь выспаться.
Я ему сказал:
- Я так рано ложусь спать, потому что хочу, чтобы скорее наступило завтра. Я буду быстро спать!
Он засмеялся и сказал:
- Ну, тогда спокойной ночи!
Утро.
Когда наступило первое сентября, я встал еще ночью. Потому что я боялся проспать. Все еще спали. Я долго лежал с открытыми глазами. Лежал, лежал и чуть снова заснул. Но тут проснулась мама. Она стала гладить мою чистую рубашку. Я скорее вскочил и стал одеваться. Когда папа увидел меня в новой форме, он сказал:
- Прямо настоящий генерал.
У школы.
Возле школы стояла толпа ребят. Тысяч сто. У всех в руках были цветы. Мама, папы и бабушки стояли в сторонке. Дети галдели каждый своё. Я стал в пару с одним мальчишкой. Он был очень красивый. Весь в веснушках. Рот до ушей.
Вещи.
Мне для школы купили много новеньких вещей. Ранец, тетрадки, карандаши, ручку. Еще пенал и ластик. Пенал очень красивый, весь блестит. Я его понюхал, пахнет леденцами.
Школьные слова.
Я, когда не учился, совсем глупый был. Я знал очень мало слов. Например, я знал слова: мама, папа, чур, не я, в лесу родилась елочка. И еще знал слов девять или десять. А в школе все новые слова: доска, мел, учитель, класс, парта, звонок, горячий завтрак. Это очень хорошо!
Учительница.
Учительница пришла в класс. Она сказала:
- Здравствуйте, дети! Будем друзьями. Давайте знакомиться. Меня зовут Ксения Алексеевна.
Я сказал:
- А меня зовут Денисом.
Учительница сказала:
- Очень приятно.
А другие ребята закричали:
- А меня зовут Маша!
- А я Миша!
- А я Толя!
- Петя!
- Вася!
Учительница сказала:
- Вот и хорошо! Я вас всех буду называть по именам. А вы как меня будете называть?
Толя встал и сказал:
- Мы вас будем называть Се-Севна.
А учительница засмеялась:
- Вот и неправильно! Надо говорить четко и ясно: Ксения Алексеевна. Поняли?
Уроки.
Ксения Алексеевна задала нам на дом уроки. Написать четыре палочки. Я взял тетрадку и написал. Сначала у меня получилось, что палочки ползут косо вниз. Тогда я решил переписать. Получилось еще хуже. Теперь палочки полезли косо вверх. Мама посмотрела и сказала:
- У тебя плохой почерк. Ничего не поймешь. Просто каля-маля. Ты пиши, как следует. Ты совсем не стараешься. Постарайся.
Я снова сел писать. Мама сказала:
- А зачем же ты язык высунул?
Я сказал:
- Это я стараюсь!
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ Приложение 2
Уважаемые мамы и папы!
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты на тему: «КАК ПОМОЧЬ УЧИТЬСЯ»:
1. Чему Вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или общему
развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?
2. Каким Вы желали бы видеть Вашего ребенка на пороге школы?
3. С радостью ли пойдет Ваш ребенок в школу?
4. Готов ли, по Вашему мнению, Ваш ребенок к школе?
5. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?
6. Как часто он задает Вам вопросы? Какие?
7. Отражает ли он впечатления в разных видах деятельности? Приведите примеры.
8. Чем интересуется Ваш ребенок больше всего?
9. Трудно ли Вам удается воспитать в ребенке умение управлять собой? Почему?
10. Какие знания, умения, навыки Ваш ребенок должен приобрести в детском саду,
чтобы ему было легче учиться?
11. Готовите ли Вы ребенка к обучению в школе? Как готовите?
БЕСЕДА О ШКОЛЕ
для детей подготовительной к школе группе
Цель: активизировать знания детей о школе.
На фланелеграфе расположены картинки: ранец, пенал, ручка, карандаш, ластик, учебники, дневник, тетради, линейки, краски, кисточки, цветная бумага, клей, цветные карандаши, альбомы для рисования.Воспитатель обращает внимание детей на картинки.
- Ребята посмотрите, у что тут у нас появилось нового, кто подскажет как называются все эти предметы? (школьные принадлежности)
- Кому нужны школьные принадлежности? (ученику, школьнику)
- Для чего они нужны? ( чтобы учиться, писать, читать, считать и т.д.)
- Кто учит детей в школе? (учитель)
- А вы хотите в школу? (ответы детей)
- Я предлагаю вам отправиться в школу. Но сначала нужно собрать портфель. Игра «Собери портфель» — из предметов вам надо выбрать и положить в портфель только школьные принадлежности.
Далее воспитатель с детьми проверяют правильность выполнения задания.
- Теперь вы готовы идти в школу. Звучит произведение В. Шаинского «Учат в школе».
- Представьте, что мы сейчас окажемся в школе. Где проводятся уроки? ( в классе)
- Скажите, как ученики узнают, что начинается урок? (звенит звонок, он дает сигнал о начале урока)
- А если звонок звенит в конце урока? (это значит, что урок окончен и начинаетсяперемена)
-
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1. Урегулируйте четкий режим дня и стиль жизни ребенка (нагрузку, секции, кружки, кто встретит, с кем будет учить уроки и другие житейские проблемы).
2. Старайтесь заниматься с ребенком так, чтобы он не скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес — лучшая из Мотивации, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
3. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка; определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант задания.
4. Не проявляйте излишнюю тревогу по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед или далее некоторого регресса вашего ребенка.
5. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, выходящие за пределы его интеллектуальных возможностей.
6. На занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка выполнять упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
7. Используйте игровую форму занятий, поскольку дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные задания.
8. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи-все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
9. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах, высокую самооценку.
10. Урегулируйте четкий режим дня и стиль жизни ребенка (нагрузку, секции, кружки, кто встретит, с кем будет учить уроки).
11. Приучайте самого собирать портфель под вашим руководством, а затем по плану (рисунку, а вы только проверите.
«Как учить уроки с ребенком».
-давать способы запоминания и воспроизведения того, что надо выучить;
-обсуждать содержание и объем материала;
-распределять материал на части (по смыслу, по трудности, запоминанию и т. д.);
-учить контролировать процесс запоминания;
-заострять внимание ребенка на необходимости понимания;
-учить ребенка понимать то, что он должен запомнить;
-задавать мотивацию;
-наблюдайте (развивает восприятие) с ребенком, задавайте вопросы по наблюдению в определенном порядке, так как это систематизирует в целом восприятие, оно становится более целенаправленным;
-при помощи словесных указаний напоминать о необходимости выполнять заданное действие;
-указывать способы действия (открыть альбом, взять красный карандаш правильно (показать как, в верхнем левом углу – вот здесь (показать, нарисуем кружок);
-учить обязательно проговаривать, что и в какой последовательности он должен будет исполнять, требуйте, чтобы ученик всегда проговаривал свои действия и задания так, как это развивает слуховое восприятие, понимание задания;
-если ученик затрудняется, дайте образец, пусть выполняет по образцу;
-учите проверять то, что выполнил (формирование самоконтроля);
-регулируйте объем намеченной работы;
-если ребенку не хочется выполнять какое-либо задание, разделите его на несколько небольших отдельных заданий и он успешно выполнит работу;
-если ребенок что-то хочет сделать (его намерения, запомните, что между желанием и выполнением дела должно проходить немного времени, иначе желание проходит.
13. Не воспринимайте занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора.
Успехов вам и больше веры в себя и в возможности своего ребенка.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения), а значит, и в усвоении многого словесного учебного материала.
У многих детей нередко наблюдается некоторое отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.
До поступления в школу родителям следует обратить внимание на следующее:
1. Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести – семи годам должен четко произносить все звуки.
2. Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3. Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
5. Состояние словарного запаса
В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в числе которых представлены все части речи. Считать слова, известные Вашему ребенку, конечно же, не нужно, да и это невозможно. Но Вы можете проверить знание ребенка лексики по темам: «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Животные дикие и домашние» и т.п. (т.е. всё то, что проходил ребенок в детском саду).
6. Состояние связной речи
Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить или пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, др.
7. Развитие мелкой моторики
Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к письму непосредственно руки.
Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины, теста; игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика, застёгивание и расстёгивание пуговиц; пособия-шнуровка, завязывание шнурков, развязывание узелков на шнурках; раскрашивание, штриховка, рисование (фломастеры не рекомендуются); нанизывание бус, бисероплетение; многое другое.
8. Состояние пространственных функций
Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые, заштрихованные наложенные друг на друга и пр.).
9. Развитие коммуникативных функций
Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми. Речь идет об умении слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.
10. Развитие процессов внимания, памяти
Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания и памяти. Их можно купить, можно найти в интернете. Например, найти 10 отличий на двух практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали; запомнить ряд слов или предметов; и т.д.
11. Развитие мышления
Развитое мышление предполагает умение ребенка обобщать слова или предметы («назови одним словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель); умение классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец, яблоко, морковь, груша, персик); умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик, чашка).
Обязательно ли ребенок должен уметь читать к 1 классу?
Не обязательно.
Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. О необходимости умения читать до школы лучше поговорить с учителем, в класс к которому пойдет ребенок.
Основным умением при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.
Трудности при овладении чтением и письмом
В группу риска попадают следующие учащиеся:
- Если ребенок левша
- Если он – переученный левша
- Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу
- Если в семье говорят на двух и более языках
- Если ребенок слишком рано пошел в школу
- Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием
- Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).
- Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков)
У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок. Логопедическими ошибками считаются:
- Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о, Е – З).
- Пропуски букв, слогов.
- Недописывание слов, лишние буквы в словах, слитное написание слов.
Важно не учить читать, а развивать речь ребенка. Не учить писать, а создать условия для развития мелкой моторики.
Как единодушно считают педагоги, намного важнее, чтобы ребенок был общительным, любопытным, не боялся высказывать свое мнение, отвечать на вопросы учителя, логически мыслил, хорошо пересказывал, фантазировал и «воображал». Чтобы был достаточно самостоятельным: мог обслужить себя в быту (аккуратно одеться – раздеться, беречь и содержать в порядке свои вещи), без помощи взрослых выполнять простейшие задания. Бросьте все силы на пополнение словарного запаса (беды нашего времени), обеспечив ребенка не только детским (в саду), но и взрослым уровнем общения. Также в начальной школе потребуется развитая рука (для письма): подарите ребенку конструктор и раскраску, пусть он строит, лепит... Научите правильно держать ручку.
Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:
- Больше читайте! Читайте вслух ребенку, рассматривайте с ним иллюстрации в книге, пусть пробует читать сам (хотя бы коротенькие знакомые слова).
- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
- Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
- Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.
Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости.
Помогите своему ребенку:
К поступлению в 1 класс ребенок должен знать:
- свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, номер телефона мамы / папы
- знать времена года, названия месяцев, дней недели
- уметь различать цвета
- уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.
- иметь элементарные представления об окружающем миру: о профессиях, явлениях природы, правилах общения и поведения.
Если у ребенка есть логопедические проблемы, то важно перед поступлением в школу продолжать занятия у логопеда.
Желательно, чтобы все звуки к 1 классу были поставлены. У таких детей слабое место – рука. Также они часто при письме пропускают гласные звуки. Забудьте про классы с ранним изучением иностранного языка.
От чего зависит развитие речи ребенка? Здесь можно выделить 3 основных фактора, влияющих на речь ребенка:
1. Образец речи в семье (общение с ребенком, диалект, традиции, культура речи);
2. Собственный речевой опыт (общение со сверстниками, общение со взрослыми, СМИ);
3. Занятия в детском саду, при необходимости занятия с логопедом.
Самое главное, что Вы должны оставаться для Вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.
Беседы с детьми.
«1 сентября — почему учебный год начинается в этот день?».
В нашей стране день 1 сентября давным-давно перестал быть лишь началом осени. Для миллионов школьников, студентов, их родителей, а так же для преподавателей и наставников, это настоящий праздник — День Знаний. С этого дня начинается официальный учебный год во всех учебных заведениях страны.
1 сентября — почему учебный год начинается в этот день?
С XV века Новый Год на Руси вступал в свои права 1 сентября, а все школы в те времена были церковными, поэтому за парты ученики садились именно с церковного Нового Года. Существует ещё одно доказательство этой версии: важнейшие сельскохозяйственные работы завершались именно с приходом календарной осени, поэтому отпускать на учёбу подрастающее поколение без особого ущерба для семьи можно было именно в это время.
В Советском Союзе 1 сентября приобрел статус начала учебного года постановлением правительства от 1935 г. Государственный праздник День Знаний был основан 1 сентября 1980 года соответствующим Указом Председателя Президиума СССР Л.И.Брежневым. Окончательно День Знаний был закреплен в качестве официального праздника 1 сентября 1984 года. Что примечательно, День Знаний, несмотря на признание его официальным праздником, остается учебным днём.
В нашей стране у этого праздника есть свои традиции и специфика.
Традиции Дня Знаний 1 сентября
Как уже говорилось ранее, Первое Сентября — это праздник начала учебного года. Школьники и студенты отправляются в учебные заведения, чтобы «грызть гранит науки», а преподаватели — чтобы помогать им в этом. Всем учителям в этот день дарят цветы, а также адресуют поздравления с 1 сентября в стихах и прозе. С телеэкранов с Днём знаний традиционно поздравляют учителей и учеников первые лица страны.
Родители начинают подготовку к школьным будням заранее. И вот, наконец, в шкафу висит новенькая, с иголочки, школьная форма и спортивный костюмчик, письменные принадлежности заботливо уложены в яркий ранец, поближе к окну установлен новый письменный стол и удобный эргономичный стул. Скоро-скоро пригодятся школяру и настольная лампа, и подставка для учебников, и книжные полки…
Ну, а в первый день сентября мамы и папы младшеклассников, вооружившись фото- и видеокамерами, сопровождают в школу своих детишек. Как приятно и трогательно видеть своё повзрослевшее чадо, в праздничной форме с букетом цветов стоящее на торжественной линейке! Многие родители не сдерживают слез умиления.
Кстати, торжественные линейки в школах — это одна из устоявшихся традиций 1 сентября. В ВУЗах и ССУЗах линейки не проводятся, но первый учебный день от этого не становится менее праздничным. Торжественное собрание может проводиться лишь для первокурсников. Студенты старших курсов 1 сентября, как правило, учатся в обычном режиме.
Особое внимание в этот день уделяется первоклассникам. На торжественной школьной линейке традиционно исполняется ритуал «Первого Звонка». Старшеклассник проходит торжественный круг по школьному двору, неся на руках или на плечах первоклашку, звонящего в колокольчик. Звону колокольчика в руках первоклассника вторит школьный звонок, который с этого дня будет отсчитывать уроки и перемены для шумной и веселой «школьной братии».
На линейке могут вручаться награды: за активное участие в летних работах по ремонту классов, за активную общественную деятельность в школьном лагере и прочие. Также оглашается статистика о поступлениях недавних выпускников в высшие учебные заведения. Нередко в программу линейки включаются сценические номера, вокальные и танцевальные выступления. К счастью, существует множество отличных песен советских композиторов, посвященных школе и традиционно звучащих на школьной линейке первого сентября. Помните вот эту?
«В первый погожий сентябрьский денёк
Робко входил я под светлые своды.
Первый учебник и первый урок,
Так начинаются школьные годы…»
Еще одна добрая традиция 1 сентября — в завершение торжественной линейки учащиеся выпускных классов берут за руки первоклассников и под звуки музыки провожают их до учебных кабинетов.
В Советском Союзе зародилась еще одна традиция. Первым уроком нового учебного года стал так называемый Урок Мира. Учителя зачитывали лекции о силе и могуществе родной страны, о её величии, о ключевой роли СССР в установлении дружбы народов и укреплении мира на Земле. Молодое поколение школьников и студентов называли будущим великой страны, призывали учиться, постигать науки, перенимать знания и опыт, чтобы впоследствии стать достойными строителями коммунистического общества. Несмотря на формальный характер Урока Мира, в целом он имел положительный эффект. Тем более, что Советский Союз действительно был огромной и великой страной — настоящей супердержавой.
Когда начинается учебный год в других странах?
В большинстве государств бывшего СССР и в Чехии двери учебных заведений традиционно открываются 1 сентября, как и в Российской Федерации. За исключением Узбекистана, празднующего 1 сентября День Независимости. Учеба там начинается 2-го сентября.
В прочих странах нет единой для всех даты. К примеру, в Германии и Франции учебный год начинается в период с августа по конец сентября. В Испании начало нового учебного года до сих пор зависит от сроков сбора урожая, и в каждой провинции страны эта дата своя. В Италии начало учебного года — 1 октября, в Японии — 1 апреля, в Грузии учебный год начинается 20 сентября. В Австралии, на противоположной стороне земного шара, начинают учиться в феврале, то есть, по тамошнему календарю — в конце лета. Одно из главных отличий первого учебного дня в зарубежных странах от нашей страны заключается в отсутствии традиции дарить учителям цветы. Проблема «что подарить учительнице» за рубежом неактуальна, поскольку любой подарок может быть истолкован как взятка.
Как бы это дико не звучало, но даже в ХХІ веке есть страны, где школьное образование не является обязательным. Можно вообще не ходить в школу жителям Пакистана, Кении, Гамбии, Ливана и некоторых других стран Африки и Азии. Процент неграмотных в таких государствах достигает значительного числа от всего населения. А ведь ещё в XVII веке выдающийся чешский просветитель и педагог Ян Амос Коменский, чьи труды во многом определили образ современной школы, доказал:
«Чтобы человек стал человеком, он должен получить образование».
Не зря в нашей стране праздник «Первого Звонка», возвещающий о начале нового учебного года, является государственным. Ведь именно образование является залогом успешности нации в целом и каждого гражданина в отдельности.
Беседа в подготовительной группе
Тема: «Как вести себя в школе»
Цель.
- сравнивать положительные и отрицательные поступки;
- давать им оценку.
Закрепить правила поведения в школе.
Воспитывать правила поведения в школе и на перемене.
Предварительная работа. Сюжетно-ролевая игра «Школа», рисование на тему: «Мой первый день в школе», чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Материал: иллюстрация по теме «Как вести себя в школе».
Ход беседы
Представьте себе, что вы ученики и учитесь в первом классе школы № 8. Вы знаете, как надо вести себя в школе на уроках и на перемене? Мы сейчас рассмотрим иллюстрации, и вы поймете, нужно так себя вести или нет (ставлю 1 иллюстрацию)
- Что на ней изображено?
- На ней нарисовано как мальчик сидит на уроке, закрылся книжкой, а сам играет в «Тетрис»
- Как вы думаете, можно так себя вести?
- Нет, на уроке надо заниматься и слушать учительницу, а не играть в игры.
- Правильно, а можно ли поиграть когда-то в эту игру?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"
Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....
Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"
Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Скоро в школу».
Родительское собрание "Скоро в школу"...
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...
Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"
Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы! Целью проведения данного анкетирования является выяснение психологической готовности к школе не только будущ...
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...