"Речевое развитие детей младшего возраста"
статья

речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей раннего возраста.

        

        Очень точно значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет  детский психолог М.И. Лисина. «Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно». Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение,  чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность.

Из чего состоит коммуникативный потенциал человека?

- уровень потребности в общении;  

- наличие установки на общение с другими людьми;

- особенности эмоциональной реакции на партнера;

- собственное самочувствие человека в ситуации общения,

-  коммуникативные способности.

        Коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность. А значит, коммуникативные способности можно и нужно развивать. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать.  Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни, но мы взрослые должны помочь ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.  У ребенка надо сформировать умение  не только отвечать на вопросы взрослого или сверстников, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Три основных аспекта, определяющие содержание работы педагога по формированию коммуникативных качеств у детей:

«Я хочу!» - желание вступать в контакт с окружающими;

«Я умею!» - умение организовать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации);

«Я знаю!» - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении.

        Непосредственная образовательная деятельность по коммуникативному развитию детей  и работа с детьми в режимных моментах должны строиться по единому принципу. Это должно выражаться в том, что

  • создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит
  • обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
  • стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;
  • осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;        

Работа, направленная на развитие коммуникативных навыков неразрывно связана с развитием речи детей (диалогической, монологической). Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Построение диалога иногда сложнее, чем монолог.

        Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми - неподготовленный диалог.  Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. Постепенно происходит переход от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым. Ребенок начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как почему? зачем? и др. В группах раннего возраста речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном в реальных жизненных ситуациях общения, в процессе деятельности детей. Этот процесс начинается с самых первых минут пребывания ребенка в детском саду. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? и т. д.). В течение дня — во время одевания, умывания, пргулки и т.д. -  воспитателю следует поговорить с каждым ребенком. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель может спросить детей, вкусно ли, не горячий ли суп, из чего приготовлен. Тем самым воспитатель приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчеркивая, что не нужно говорить с пищей во рту.

        Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает специально организуемые плановые разговоры, которые могут быть индивидуальными  и коллективными.

        Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. Воспитатель дает образец словесной просьбы, предлагая ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

        Взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, – наиболее вероятный образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их, как естественные, и строит на их основе свой собственный стиль общения. На пример в игре "Давайте знакомиться!" взрослый, демонстрируя пример речевого поведения, каждый раз изменяет структуру вопроса. К одному ребенку он обращается со словами "Как тебя зовут?", к другому – "Назови свое имя!", третьего спрашивает "Как тебя назвали родители при рождении?" или "Ты - Оля или Маша?" и т.д. Вслед за этим дети сами обращаются друг к другу, стараясь не повторить только что сказанное другим ребенком, а придумать свой вариант вопроса (именно такой "поиск" выступает для него в качестве цели).

        Для развития начальных форм речи педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг.

        Побудить к диалогу на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания.

        Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

        В ходе непосредственно организованной деятельности не всегда удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность детей. Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Причем взрослый оказывается единственным собеседником детей, что противоречит психологической природе ребенка. Приоритетным для ребенка является общение со сверстниками. Творческая деятельность ребенка проявляется прежде всего в игре. Игра и труд, преобразованный в  игру, протекающие в коллективе, предоставляют исключительна благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Одиноко играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется языком как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с окружающей средой. Игру детей воспитатель должен в первую очередь приспособить к интересам развития их языка. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, справочное бюро, касса.

        Большое значение для развития коммуникативных навыков и речи детей имеет наполняемость групп. Образовательная деятельность должна проводиться по подгруппам от 4 до 6-7 человек. Такая наполняемость подгрупп является оптимальной для обеспечения "речевой плотности" занятия, для проведения индивидуальной работы, а также для создания и сохранения коммуникативных ситуаций. Обеспечить максимальную речевую активность детей способствует непринужденная обстановка, располагающая ребенка к общению.

        Не менее важное значение имеет создание для детей такого двигательного режима, который предупреждал бы утомляемость, наступающую вследствие гиподинамии. Речь – очень трудный вид деятельности для детей, особенно если она не обусловлена никаким другим делом. Воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы дети как можно меньше сидели за столами, так как это приводит к быстрому утомлению детей и резкому спаду речевой активности. Они могут сидеть на напольных подушечках, просто на коленях, стоять около педагога. Расположение детей должно быть разнообразным и удобным.

  1. В раннюю пору детства язык ребенок не может еще отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом. Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Для того чтобы развивался язык ребенка, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отражать в слове. Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Рационально организованная естественная обстановка (речевая среда), насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами (предметное окружение, система дидактических игр, игрушки, книги, предметы, обучающие зоны) тоже способствуют обогащению, закреплению и становлению речи.

Что должна включать в себя речевая среда?

  • уголок театрализации
  • книжный уголок
  • предметно — развивающая игровая среда (сюжетно — ролевые игры)
  • уголок для сенсорно-моторного развития

1. Театрализованный уголок

Значение:

  • Развитие коммуникативных навыков,
  • развитие связной, диалогической речи,
  • знакомство с окружающим миром и социальной действительностью,
  • снятие тревожности, застенчивости,
  • развитие эмоциональной сферы.

Наполнение:

а) Пальчиковый театр

б) Кукольный театр

в) Игры - драматизации

г) Плоскостной театр на фланелеграфе

2. Книжные уголки

Значение:  

Рассматривание книг дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления о прочитанном.

Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок  книги.

Наполнение:

В уголке постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

3. Предметно – развивающая игровая среда в детском саду (сюжетно-ролевые игры)

Значение:

  • развитие коммуникативных навыков,
  • развитие связной, диалогической речи,
  • знакомство с окружающем миров и социальной действительностью.

Наполнение:

а) «Дочки-матери»;

б) «Семья»;

в) «Больница»;

г) «Строители»;

д) «Магазин».

4. Уголок сенсорно-моторного развития

Значение:

  • Активизация   процессов мышления и  восприятия, ощущения, внимания, памяти;
  • Стимуляция  функций  зрения,  слуха,  осязания,  обоняния;
  • Снятие  эмоционального  и  физического  напряжения;
  • Стимуляция  двигательной  активности  развития  мелкой  моторики;
  • Побуждение  к  самостоятельной  деятельности;
  • Получение  положительных эмоций;
  • Повышение  работоспособности.

Наполнение:

а) Шнуровки;

б) Мозаика;

в) Сенсорная подушка;

г) Вкладыши;

д) Чудесный мешочек;

е) Природный материал (семена злаковых и бобовых растений).

  1. Список, использованной литературы:
  1. Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  2. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
  3. Психология здоровья дошкольника / Под редакцией Г. С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010.
  4. Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
  5. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет. – М.: АСТ, Астрель, 2009.
  6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2007.
  7. Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи у детей. – М.: Академия, 2009.


 

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность воспитателя по познавательно-речевому развитию детей младшего возраста 4-5 лет по теме «Путешествие на осеннюю полянку». Автор: О.А. Мамышева

Совместная образовательная деятельность воспитателя по познавательно-речевому развитию детей младшего возраста 4-5 лет по теме «Путешествие на осеннюю полянку» с с использованием образовательных ...

Детская игра, как средство речевого развития детей младшего возраста.

Будучи одним из самых увлекательных занятий для дошкольников, игра, вместе с тем, является важнейшим средством их воспитания и развития.Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания, но и явл...

«Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего возраста »

Существует давняя традиция  — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки...

Познавательно-речевое развитие детей младшего возраста.

·        развить умение складывать фигуры из бумаги пополам по образцу;·        сформировать выразительность движений в имитационн...

Познавательно-речевое развитие детей младшего возраста.

·        развить умение складывать фигуры из бумаги пополам по образцу;·        сформировать выразительность движений в имитационн...

Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста

Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста «В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева. Проблема речи во всем ее видов...

Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста»

Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по вопросу развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста.Задачи:1. Обобщение опыта по теме &la...