Родительское собрание Гендерное воспитание дошкольного учреждения и семьи детей в условиях «Мальчики и девочки – два разных мира»
материал
Родительское собрание, на котором родители познакомятся с понятием – гендерное воспитание. Получат рекомендации по использованию игр, чтения художественной литературы, тем бесед в повседневной жизни для развития качества девочек и мальчиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_v_seme.docx | 50.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 «Василек» компенсирующего вида
Родительское собрание
Гендерное воспитание дошкольного учреждения и семьи детей в условиях
«Мальчики и девочки – два разных мира»
Воспитатель: Резванова С.Н.
Старший воспитатель: Жевлакова А.Л.
г. Инта
2020
1.Пояснительная записка
1.1. Характеристика контингента.
В мероприятии приняли родители группы «Сказка» МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек». Средний возраст родителей 33 года. 60% семей являются не полными, детей воспитывают мамы.
1.2 Актуальность темы.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествлению женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика/девочки и приобретения им/ею поло-ролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.). Самовыражение личности мальчика/девочки, их саморазвитие начинается с самого близкого для него - с семьи: родителей, бабушек и дедушек. Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый поло-ролевой опыт.
В семье, а далее в ДОУ дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Не удивительно, что одной из целей деятельности нашей группы является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
1.3. Новизна.
Мероприятие разработано для данной группы, где превышает количество неполных семей.
2. Цель и задачи мероприятия.
Создать условия для работы по просвещению семей воспитанников в вопросах гендерного воспитания.
Задачи:
- привлечь внимание родителей к вопросам гендерного воспитания;
- повысить компетентность родителей в области гендерного воспитания;
- способствовать развитию желания у родителей применять на практике полученные рекомендации по воспитанию качеств девочек и мальчиков.
3. Продолжительность
1 час.
4. Краткое содержание.
Родительское собрание, на котором родители познакомились с понятием – гендерное воспитание. Получили рекомендации по использованию игр, чтения художественной литературы, тем бесед в повседневной жизни для развития качества девочек и мальчиков.
5. Планируемые результаты.
5.1. Расширены знания родителей в области гендерного воспитания в семье.
5.2. Родители проявят заинтересованность к данной теме, задают вопросы, просят рекомендации по использованию специальной литературы по теме родительского собрания.
5.3. Родители будут применять полученные рекомендации по воспитанию качеств девочек и мальчиков в семье.
6. Условия реализации (краткое описание предварительной подготовки).
Родителям был предложен опросный лист по вопросам гендерного воспитания (Приложение №1). Цель: выявить степень компетенции родителей в вопросах гендерного воспитания.
7. Дидактический материал
Чудесный мешочек с записками рекомендациями, мяч, цветок из разноцветного картона со съёмными лепестками, конструктор.
8. Содержание мероприятия
Родительское собрание
Гендерное воспитание дошкольного учреждения и семьи детей в условиях
«Мальчики и девочки – два разных мира»
План родительского собрания:
1. Актуальность темы гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
2. Игра «Волшебный карандаш». (Что делают родители в семье для воспитания девочек и мальчиков)
3. Рекомендации родителям по гендерному воспитанию детей.
4. Практикум «Давайте поиграем».
5. Игровое упражнение «Чудесный мешочек».
Ход собрания:
1. Родители входят в зал под детскую песню «Из чего же, из чего же?» (слова Якова Хелемского, музыка Юрия Чичкова).
- Уважаемые родители, мы рады приветствовать Вас в нашей гостеприимной группе. Наше собрание будет посвящено одной из актуальных тем, теме, которая в результате опроса для вас тоже интересна - это гендерное воспитание.
Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе поло-ролевой социализации.
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении подвергаются исключительно женскому влиянию, и к сожалению большинство наших воспитанников воспитывается только мамами.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, происходит принятие гендерной роли:
- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Работа по формированию поло-ролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности. Проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек.
После рассказа об актуальности темы, поинтересоваться есть ли у родителей вопросы.
2. Предложить поиграть родителям в игру «Волшебный карандаш», она позволит нам узнать, что вы делаете для воспитания качеств девочек и мальчиков.
Ход игры: родители передают друг другу карандаш и рассказывают о моментах в воспитании детей качеств девочек и мальчиков.
3.
- Уважаемые родители, вы молодцы, вы столько знаете и делаете для того чтобы воспитать настоящих девочек, а в будущем очаровательных девушек и хороших мам, а из мальчиков: будущих хороших пап и достойных защитников отечества.
- Мы хотели бы дать вам дополнительные рекомендации по гендерному воспитанию:
3.1. Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек можно посредством игровой деятельности. Поиграть с детьми в сюжетно-ролевые игры. Например: с мальчиками «Семья», где мальчики выполняют роль папы, который заботится о своих детях, «День рождение мальчика/девочки», «Российская армия», «Строительство». С девочками также рекомендуем игру «Семья», но только девочки будут исполнять роль заботливой мамы, нежной доченьки, также рекомендуем игры «Салон красоты», «Магазин». Во время проведения этих игр у детей активизируется представление о различиях полов (физических, поведенческих и нравственных ценностях), своим поведением мамы обязательно показывайте дочерям все женские качества, а если мамочки играют с сыновьями, то пытайтесь настроить мальчиков на проявление заботы, выполнению мужской работы.
3.2. Беседы с детьми по формированию представлений о "женских" и "мужских" видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности. Обогатить представления детей о мужских и женских профессиях. Говорить детям, что для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Например: военные, полиция, пожарные, лётчики, спасатели. Рассказывать, что девушки/женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту. Например: врач, парикмахер, повар, педагог, хореограф.
3.3. Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения можно через знакомство с художественной литературой. Например: С.Маршак «Усатый – полосатый», С. Михалков «Важные дела», К.Д. Ушинский «Сила не право», Сказка «Два брата», Е. Пермяк «Для чего нужны руки»,
В.Осеева «Сыновья», В.Бороздин «Тренировки», Г.Сапгир «Семья», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Б. Заходер «Петя мечтает», сказки «Рукодельница и Ленивица», «Никита Кожемяка» «Добрыня и змей», «Крошечка - Хаврошечка», «Морозко», «Дюймовочка», энциклопедии для дошкольников «Секреты моего тела». Предложить разобрать, например, какие мужские качества воспитываются в рассказе В.Осеева «Сыновья» и какие женские в сказке «Крошечка – Хаврошечка».
- С более полный перечнем художественной литературы вы сможете ознакомиться в информационном уголке и при необходимости в индивидуальных консультациях.
3.4. Рекомендовать, семьям, в которых мамы воспитывают сыновей без участия папы, привлекать, по возможности, своих отцов, братьев, которые будут показывать пример мужского поведения. Смогут привлечь к выполнению мужской работы, показывать пример мужских поступков (дарить цветы, подарки, помогать по домашнему хозяйству и т.д.).
- Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в воспитании ваших мальчишек и девчонок.
4.
- Сейчас мы с вами сделаем то, что больше всего любят ваши дети, поиграем.
- «Назови качества девочек и мальчиков»
Цель: Подбирать определения характеризующие качества девочек или мальчиков (мужчин или женщин). Продолжать формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: мяч
Ход игры: Мяч перекидывают друг - другу и называю качества девочек или мальчиков (мужчин и женщин). Например: девочка красивая, девочка заботливая, мальчик благородный, мальчик любознательный.
Примерные слова: добрый, заботливый, внимательный, честный, правдивый, умный, благородный, красивый, искренний, любящий, смелый, храбрый, любознательный, интересный, знающий, добросовестный, настойчивый, работящий, надёжный, верный, преданный, весёлый, жизнерадостный, остроумный, находчивый, жизнелюбивый, чистосердечный, послушный, покладистый, мирный.
- «Кто что делает?»
- Цель: Закреплять знания у детей о мужских и женских профессиях, развивать ценностное отношение к людям труда.
Материал: мяч
Ход игры: Ведущий бросает мяч, поймавший называет профессию, говорит мужская она или женская, и что делает человек этой профессии.
- «Волшебный цветок»
«За что нам нравятся мальчики (девочки)?»
Цель: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Продолжать формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: Ведущий рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Игрокам предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Игроки перечисляют положительные качества, а затем соединяют лепестки с серединкой. Когда цветок собран, все аплодируют друг другу.
- «Дом добрых дел»
Цель: Продолжать формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.
Материал: конструктор
Ход игры: Игроки берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!
5.
- Все мы сегодня постарались: думали, играли, были хорошими слушателями, и мы хотим Вас познакомить с «Чудесным мешочком».
Родители вытаскивают записки и вслух зачитывают то, что написано.
Надписи:
- Помогите ребёнку осознать его истинное половое «Я»
- Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.
- Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только ваши лучшие черты. Так как воспитывают не словом, а делом.
- Надо помнить, что как бы сильно не любил вас ребёнок, больше всего в любви нуждается он сам. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была взаимной.
- Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребёнка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.
- Договоритесь между собой, как вы будете воспитывать ребёнка и выдвинете единые требования к нему. Иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя — он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.
- Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.
- Мать — это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье.
- Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в свои силы.
- Мы очень рады были видеть Вас всех вместе. Спасибо за внимание. Если Вам понравилась наша встреча, мы просим вас взять опросный лист и ответить на несколько наших вопросов (Приложение №2).
9. Методы оценки результативности.
Метод: анкетирование
Прием: опросные листы до родительского собрания (приложение 1)
опросные листы после родительского собрания (приложение 2)
10. Полученные результаты.
Перед родительским собранием с целью выявления степени компетенции родителей в вопросах гендерного воспитания был проведён опрос. Анализ ответов показал, что только 20% опрошенных родителей понимают, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских и женских качеств в ребёнке. Роль матери в поло-ролевом воспитании ребёнка понимает 100% родителей и только 60% родителей роль отца. Во всех семьях считают, что важно уделять внимание поло-ролевому воспитанию детей. 50% родителей читают с ребёнком литературу, касающуюся вопросов поло-ролевого воспитания, но однако не читают литературу о том, как именно воспитывать девочку и как мальчика. В 80% родители знают, как нужно действовать, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме. 60% родителей затрудняются ответить, что хотели бы узнать о воспитании мальчиков и девочек. Во всех семьях считают, что необходимо воспитывать мужские/женские качества в ребёнке.
Опрос после родительского собрания показал, 100% опрашиваемых родителей понимают роль семьи в воспитании гендерных качеств. 80% пап проявили интерес к вопросам гендерного воспитания в семье. 100% опрашиваемых родителей будут применять мои рекомендации в воспитании качеств девочек и мальчиков.
Список литературы.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.А.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., Мозаика-Синтез. 2017
«Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» Е.А.Лапп. М., Сфера, 2006
« Социально-нравственное воспитание дошкольников» Буре Р.С., Методическое пособие – М., Мозаика-Синтез г.
Приложение № 1
Опросный лист для родителей по гендерному воспитанию.
Уважаемые родители! Мы просим ответить на вопросы анкеты с целью подготовки информационного материала и родительского собрания по теме гендерного воспитания детей.
- Как вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских и женских качеств в ребёнке?
- Какова роль матери в поло-ролевом воспитании ребёнка?
- Как отец влияет на поло-ролевое воспитание ребёнка?
- Кто больше в вашей семье занимается воспитание ребёнка?
- Как вы стимулируете в процессе воспитания соответствие ребёнка к его половой роли?
- Важно ли уделять внимание поло-ролевому воспитанию детей? (да/нет)
- Способны ли вы ответить на вопросы почему, как, какая должна быть девочка, каким должен быть мальчик? (да/нет)
- Читаете ли вы литературу о том, как именно воспитывать девочку и как мальчика? (да/нет)
- Как вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т.д.).
- Какую Вы литературу читаете детям, способствующую воспитанию гендерных качеств.
- Как Вы реагируете на вопрос ребёнка о телесном различии полов?
- Что бы Вы хотели узнать о поло-ролевом воспитании мальчиков/девочек?
- Нужно ли в детском саду воспитывать мужские/женские качества в ребёнке? (да/нет)
Спасибо!
Приложение № 2
Опросный лист для родителей по гендерному воспитанию.
Уважаемые родители! Просим Вас, ответить на вопросы нашего опроса. Мы рады, что вы присутствовали на нашем родительском собрании.
1. Как вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских и женских качеств в ребёнке?
- Какова роль матери в поло-ролевом воспитании ребёнка?
- Как отец влияет на поло-ролевое воспитание ребёнка?
2. Интересна ли вам стала тема «Гендерное воспитание в семье»?
3. Будете ли вы применять полученные рекомендации по воспитанию качеств девочек и мальчиков в семье (чтение литературы, игры, беседы).
Спасибо!
Заявка на участие в республиканском конкурсе методических разработок
«Ответственное просвещение»
(просвещение родителей в вопросах полового воспитания и безопасности детей).
ФИО автора(ов) программы/ мероприятия/ разработки. | Резванова Светлана Николаевна, Жевлакова Алла Леонидовна |
Телефон автора материалов | 8 912 158 97 05 8 912 134 69 70 |
Электронный адрес автора материалов. | |
Почтовый адрес автора (фактического проживания) | 169840, Республика Коми, город Инта, ул. Куратова, д. 26, кв. 4. 169840, Республика Коми, город Инта, ул. Куратова, д. , кв. адрес |
Полное наименование образовательной организации (согласно Устава) | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 «Василек» компенсирующего вида |
Сокращённое наименование образовательной организации (если имеется). | МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек» компенсирующего вида |
Телефон, электронная почта, юридический/фактический адрес образовательной организации. | 8 82145 6-15-21. Электронная почта 169840,Республика Коми, город Инта, ул. Мира, д. 15а. |
Номинация конкурса | «Просветительские мероприятия для родителей по вопросам полового воспитания и безопасности детей». |
Название материалов | Родительское собрание: «Гендерное воспитание дошкольного учреждения и семьи детей в условиях «Мальчики и девочки – два разных мира» |
Согласие на обработку персональных данных.
Я,__Резванова Светлана Николаевна_____________________
(полностью фамилия, имя, отчество субъекта персональных данных)
проживающий (ая) по адресу Республика Коми, город Инта, ул. Куратова, д. 26, кв. 4.
Тел.__8 912 158 97 95____ эл.адрес missis.rezvanova2015@yandex.ru,____
педагог МБДОУ «Детский сад № 19 «Василёк» компенсирующего вида
, воспитатель, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 19 «Василек» компенсирующего вида
Место работы, должность, название ОО полностью
ознакомлен(а) с Положением о республиканском конкурсе методических разработок «Ответственное просвещение» (просвещение родителей в вопросах полового воспитания и безопасности детей).
Я даю свое согласие Коми республиканской автономной некоммерческой организации «Институт семейного воспитания» (далее – Оператор) на обработку: сбор, запись, систематизацию, передачу, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение представленных мной персональных данных, а также публикацию представленных мною материалов в периодической печати, в сети Интернет, использование при проведении выставок, презентаций для целей Проекта «Ответственное просвещение», а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации.
Согласие распространяется на следующую информацию: мои фамилия, имя, отчество, адрес места фактического проживания, номер мобильного и иного контактного телефона, адрес электронной почты, место работы/должность и любая иная информация, относящаяся к моей личности, доступная либо известная в любой конкретный момент времени Оператору (далее – персональные данные), предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Субъект персональных данных: ______________________/_________________________/
Подпись Расшифровка
Дата «______»______________________20_____ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Гендерное воспитание"
Материал по гендерному воспитанию в виде деловой игры...
Родительское собрание "Гендерное воспитание детей"
Помочь родителям правильно уделять внимание в семейном воспитании мальчиков и девочек....
Родительское собрание "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
Цели:1) Познакомить родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;2) помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей....
Родительское собрание "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Круглый стол на тему полового вопитания...
Презентация к родительскому собранию "Гендерное воспитание детей"
В пезентации представлен материал о гендерном воспитании дошкольников в семье...
Родительское собрание "Гендерное воспитание"
Форма проведения: «Родительская студия» Цель: помочь родителям понять значимость проблемы полового воспитания детей и осознать значимость семейного воспитания в этой работе. Пред...
родительское собрание "Гендерное воспитание девочек и мальчиков"
Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей...