Родительское собрание Гендерное воспитание дошкольного учреждения и семьи детей в условиях «Мальчики и девочки – два разных мира»
материал

Резванова Светлана Николаевна

          Родительское собрание, на котором родители познакомятся с понятием – гендерное воспитание. Получат рекомендации по использованию игр, чтения художественной литературы, тем бесед в повседневной жизни для развития качества девочек и мальчиков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie_v_seme.docx50.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 19 «Василек» компенсирующего вида

Родительское собрание

Гендерное воспитание дошкольного учреждения и семьи детей в условиях

«Мальчики и девочки – два разных мира»

Воспитатель: Резванова С.Н.

Старший воспитатель: Жевлакова А.Л.

г. Инта

2020

1.Пояснительная записка

1.1. Характеристика контингента.

          В мероприятии приняли родители группы «Сказка» МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек». Средний возраст родителей 33 года. 60% семей являются не полными, детей воспитывают мамы.

1.2 Актуальность темы.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествлению женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

             На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика/девочки и приобретения им/ею поло-ролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.).  Самовыражение личности мальчика/девочки, их саморазвитие начинается с самого близкого для него - с семьи: родителей, бабушек и дедушек. Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый поло-ролевой опыт.

             В семье, а далее в ДОУ дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Не удивительно, что одной из целей деятельности нашей группы является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

1.3. Новизна.

          Мероприятие разработано для  данной группы, где превышает количество неполных семей.

2. Цель и задачи мероприятия.

Создать условия для работы по  просвещению семей воспитанников в вопросах гендерного  воспитания.

Задачи:

- привлечь внимание родителей к вопросам гендерного воспитания;

- повысить компетентность  родителей в области  гендерного воспитания;

- способствовать развитию желания у родителей применять  на практике полученные рекомендации по воспитанию качеств девочек и мальчиков.

3. Продолжительность

1 час.

4.  Краткое содержание.

          Родительское собрание, на котором родители познакомились с понятием – гендерное воспитание. Получили рекомендации по использованию игр, чтения художественной литературы, тем бесед в повседневной жизни для развития качества девочек и мальчиков.

5. Планируемые результаты.

5.1. Расширены знания родителей  в области гендерного воспитания в семье.

5.2. Родители проявят заинтересованность к данной теме, задают вопросы, просят рекомендации по использованию специальной литературы по теме родительского собрания.

5.3. Родители будут применять полученные рекомендации по воспитанию качеств девочек и мальчиков в семье.

6. Условия реализации (краткое описание предварительной подготовки).

          Родителям был предложен опросный лист  по вопросам гендерного воспитания (Приложение №1). Цель: выявить степень компетенции родителей в вопросах гендерного воспитания.   

7.  Дидактический материал

          Чудесный мешочек с записками рекомендациями,  мяч, цветок из разноцветного картона со съёмными лепестками, конструктор.

8. Содержание мероприятия

Родительское собрание

Гендерное воспитание дошкольного учреждения и семьи детей в условиях

«Мальчики и девочки – два разных мира»

           План родительского собрания:

1. Актуальность темы гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

2. Игра «Волшебный карандаш». (Что делают родители в семье для воспитания девочек и мальчиков)

3. Рекомендации родителям по гендерному воспитанию детей.

4. Практикум «Давайте поиграем».

5. Игровое упражнение «Чудесный мешочек».

Ход собрания:

           1. Родители входят в зал под детскую песню «Из чего же, из чего же?» (слова  Якова Хелемского, музыка Юрия Чичкова).

- Уважаемые родители, мы рады приветствовать Вас в нашей гостеприимной группе. Наше  собрание будет посвящено одной из актуальных тем, теме, которая в результате опроса для вас тоже интересна  - это гендерное воспитание.  

           Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

           Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе поло-ролевой социализации.

         Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

         На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

         Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

         В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении подвергаются исключительно женскому влиянию, и к сожалению большинство наших воспитанников воспитывается только мамами.

          В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, происходит принятие гендерной роли:

-  к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

          Работа по формированию поло-ролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности. Проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек.

          После рассказа об актуальности темы, поинтересоваться есть ли у родителей вопросы.

          2. Предложить поиграть родителям в игру «Волшебный карандаш», она позволит нам узнать, что вы делаете для воспитания качеств девочек и мальчиков.

Ход игры: родители передают друг другу карандаш и рассказывают о моментах в воспитании детей качеств девочек и мальчиков.

          3.

- Уважаемые родители, вы молодцы, вы столько знаете и делаете для того чтобы воспитать настоящих девочек, а в будущем очаровательных девушек и хороших мам, а из мальчиков: будущих хороших пап и достойных защитников отечества.

- Мы хотели бы дать вам дополнительные рекомендации по гендерному воспитанию:

          3.1.  Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек можно  посредством игровой деятельности. Поиграть с детьми в сюжетно-ролевые игры. Например: с мальчиками   «Семья», где мальчики выполняют роль папы, который заботится о своих детях, «День рождение мальчика/девочки», «Российская армия», «Строительство». С девочками также рекомендуем игру «Семья», но только девочки будут исполнять роль заботливой мамы, нежной доченьки, также рекомендуем игры «Салон красоты», «Магазин». Во время проведения этих игр у детей активизируется  представление о различиях полов (физических, поведенческих и нравственных ценностях), своим поведением мамы обязательно показывайте дочерям все женские качества, а если мамочки играют с сыновьями, то пытайтесь настроить мальчиков на проявление заботы, выполнению мужской работы.

          3.2. Беседы с детьми по формированию представлений о "женских" и "мужских" видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности. Обогатить представления детей о мужских и женских профессиях. Говорить детям, что для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Например: военные, полиция, пожарные, лётчики, спасатели. Рассказывать, что девушки/женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту. Например: врач, парикмахер, повар, педагог, хореограф.

          3.3. Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения можно через знакомство с художественной литературой. Например: С.Маршак «Усатый – полосатый»,  С. Михалков  «Важные дела», К.Д. Ушинский «Сила не право»,  Сказка  «Два брата», Е. Пермяк  «Для чего нужны руки»,
В.Осеева «Сыновья», В.Бороздин  «Тренировки», Г.Сапгир «Семья», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Б. Заходер «Петя мечтает», сказки «Рукодельница и Ленивица», «Никита Кожемяка» «Добрыня и змей», «Крошечка - Хаврошечка», «Морозко», «Дюймовочка», энциклопедии для дошкольников «Секреты моего тела». Предложить разобрать, например, какие мужские качества воспитываются в рассказе В.Осеева «Сыновья» и какие женские в сказке «Крошечка – Хаврошечка».  

- С более полный перечнем художественной литературы вы сможете ознакомиться в информационном уголке и при  необходимости в индивидуальных консультациях.

          3.4. Рекомендовать, семьям, в которых мамы воспитывают сыновей без участия папы, привлекать, по возможности,  своих отцов, братьев, которые будут показывать пример мужского поведения. Смогут привлечь к выполнению мужской работы, показывать пример мужских поступков (дарить цветы, подарки, помогать по домашнему хозяйству и т.д.).

- Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в воспитании ваших мальчишек и девчонок.

          4.        

- Сейчас мы с вами сделаем то, что больше всего любят ваши дети, поиграем.

  • «Назови качества девочек и мальчиков»

Цель: Подбирать определения характеризующие качества девочек или мальчиков (мужчин или женщин). Продолжать формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: мяч

Ход игры: Мяч перекидывают друг - другу и называю качества девочек или мальчиков (мужчин и женщин). Например: девочка красивая, девочка заботливая, мальчик благородный, мальчик любознательный.

Примерные слова: добрый, заботливый, внимательный, честный, правдивый, умный, благородный, красивый, искренний, любящий, смелый, храбрый, любознательный, интересный, знающий, добросовестный, настойчивый, работящий, надёжный, верный, преданный, весёлый, жизнерадостный, остроумный, находчивый, жизнелюбивый, чистосердечный, послушный, покладистый, мирный.

  • «Кто что делает?»
  • Цель: Закреплять знания  у детей о мужских и женских профессиях, развивать ценностное отношение к людям труда.

Материал: мяч

Ход игры: Ведущий бросает мяч, поймавший называет профессию, говорит мужская она или женская, и что делает человек этой профессии.

  • «Волшебный цветок»

«За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

Цель: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Продолжать формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Ведущий рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Игрокам предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Игроки перечисляют положительные  качества, а затем соединяют лепестки с серединкой. Когда цветок собран, все аплодируют друг другу.

  • «Дом добрых дел»

Цель: Продолжать формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать  желание оказывать помощь в семье и другим людям.

Материал:  конструктор

Ход игры: Игроки берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

           5.

- Все мы сегодня постарались: думали, играли, были хорошими слушателями, и мы хотим Вас познакомить с  «Чудесным мешочком».

          Родители вытаскивают записки и вслух зачитывают то, что написано.

Надписи:

  • Помогите ребёнку осознать его истинное половое «Я»
  • Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.
  • Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только ваши лучшие черты. Так как воспитывают не словом, а делом.
  • Надо помнить, что как бы сильно не любил вас ребёнок, больше всего в любви нуждается он сам. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была взаимной.
  • Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребёнка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.
  • Договоритесь между собой, как вы будете воспитывать ребёнка и выдвинете единые требования к нему. Иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя — он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.
  • Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.
  • Мать — это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье.
  • Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в свои силы.

- Мы очень рады были видеть Вас всех вместе. Спасибо за внимание. Если Вам понравилась наша встреча, мы просим вас взять опросный лист и ответить на несколько  наших вопросов (Приложение №2).

9. Методы оценки результативности.

Метод: анкетирование

Прием: опросные листы до родительского собрания (приложение 1)

             опросные листы после родительского собрания (приложение 2)  

         

10. Полученные результаты.

Перед родительским собранием с целью выявления степени компетенции родителей в вопросах гендерного воспитания был  проведён опрос. Анализ ответов показал, что только 20% опрошенных родителей понимают, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских и женских качеств в ребёнке. Роль матери в поло-ролевом воспитании ребёнка понимает 100% родителей и только 60% родителей роль отца. Во всех семьях считают, что важно  уделять внимание поло-ролевому воспитанию детей. 50% родителей читают с ребёнком литературу, касающуюся вопросов поло-ролевого воспитания, но однако не читают литературу о том, как именно воспитывать девочку и как мальчика. В 80% родители знают, как нужно действовать, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме. 60% родителей затрудняются ответить, что хотели бы узнать о воспитании мальчиков и девочек. Во всех семьях считают, что необходимо воспитывать мужские/женские качества в ребёнке.

         Опрос после родительского собрания показал, 100% опрашиваемых родителей понимают роль семьи в воспитании гендерных качеств. 80% пап проявили интерес к вопросам гендерного воспитания в семье. 100% опрашиваемых родителей будут применять мои рекомендации в воспитании качеств девочек и мальчиков.

         

Список литературы.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.А.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., Мозаика-Синтез. 2017

«Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» Е.А.Лапп. М., Сфера, 2006

« Социально-нравственное воспитание дошкольников» Буре Р.С., Методическое пособие – М., Мозаика-Синтез г.

Приложение № 1

Опросный лист для родителей по гендерному воспитанию.

         Уважаемые родители! Мы просим ответить на вопросы анкеты с целью подготовки информационного материала и родительского собрания по теме гендерного воспитания детей.

  1. Как вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских и женских качеств в ребёнке?

- Какова роль матери в поло-ролевом воспитании ребёнка?

- Как отец влияет на поло-ролевое воспитание ребёнка?

  1. Кто больше в вашей семье занимается воспитание ребёнка?
  2.  Как вы стимулируете в процессе воспитания соответствие ребёнка к его половой роли?
  3. Важно ли уделять внимание поло-ролевому воспитанию детей? (да/нет)
  4. Способны ли вы ответить  на вопросы почему, как, какая должна быть девочка, каким должен быть мальчик? (да/нет)
  5. Читаете ли вы литературу о том, как именно воспитывать девочку и как мальчика? (да/нет)
  6. Как вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т.д.).
  7. Какую Вы литературу читаете детям, способствующую воспитанию гендерных качеств.
  8.  Как Вы реагируете на вопрос ребёнка о телесном различии полов?
  9.  Что бы Вы хотели узнать о поло-ролевом воспитании мальчиков/девочек?
  10.  Нужно ли в детском саду воспитывать мужские/женские качества в ребёнке? (да/нет)

                                                                  Спасибо!  

Приложение № 2

Опросный лист для родителей по гендерному воспитанию.

         Уважаемые родители! Просим Вас, ответить на вопросы нашего опроса. Мы рады, что вы присутствовали на нашем родительском собрании.

1. Как вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских и женских качеств в ребёнке?

- Какова роль матери в поло-ролевом воспитании ребёнка?

- Как отец влияет на поло-ролевое воспитание ребёнка?

2. Интересна ли вам стала тема «Гендерное воспитание в семье»?

3. Будете ли вы применять полученные рекомендации по воспитанию качеств девочек и мальчиков в семье (чтение литературы, игры, беседы).

Спасибо!

Заявка на участие в республиканском конкурсе  методических разработок

«Ответственное просвещение»

(просвещение родителей в вопросах полового воспитания и безопасности детей).

ФИО автора(ов) программы/ мероприятия/ разработки.

Резванова Светлана Николаевна,

Жевлакова Алла Леонидовна

Телефон автора материалов

8 912 158 97 05

8 912 134 69 70

Электронный адрес автора материалов.

missis.rezvanova2015@yandex.ru,

Почтовый адрес автора (фактического проживания)

169840, Республика Коми, город Инта, ул. Куратова,    д. 26, кв. 4.

169840, Республика Коми, город Инта, ул. Куратова,

д. , кв. адрес  

Полное наименование образовательной организации (согласно Устава)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 19 «Василек» компенсирующего вида

Сокращённое наименование образовательной организации (если имеется).

МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек» компенсирующего вида

Телефон, электронная почта, юридический/фактический адрес образовательной организации.

8 82145 6-15-21. Электронная почта 169840,Республика Коми, город Инта, ул. Мира,  д. 15а.

Номинация конкурса

«Просветительские мероприятия для родителей по вопросам полового воспитания и безопасности детей».    

Название материалов

Родительское собрание: «Гендерное воспитание дошкольного учреждения и семьи детей в условиях

«Мальчики и девочки – два разных мира»

Согласие на обработку персональных данных.

Я,__Резванова Светлана Николаевна_____________________

(полностью фамилия, имя, отчество субъекта персональных данных)

проживающий (ая) по адресу Республика Коми, город Инта, ул. Куратова,    д. 26, кв. 4.

Тел.__8 912 158 97 95____ эл.адрес missis.rezvanova2015@yandex.ru,____

педагог  МБДОУ «Детский сад № 19 «Василёк» компенсирующего вида 

, воспитатель, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  

«Детский сад № 19 «Василек» компенсирующего вида

Место работы, должность, название ОО полностью

ознакомлен(а) с Положением о республиканском конкурсе методических разработок «Ответственное просвещение» (просвещение родителей в вопросах полового воспитания и безопасности детей).

Я даю свое согласие Коми республиканской автономной некоммерческой организации «Институт семейного воспитания» (далее – Оператор) на обработку: сбор, запись, систематизацию, передачу, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение представленных мной персональных данных, а также публикацию представленных мною материалов в периодической печати, в сети Интернет, использование при проведении выставок, презентаций для целей Проекта «Ответственное просвещение», а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации.

Согласие распространяется на следующую информацию: мои фамилия, имя, отчество, адрес места фактического проживания, номер мобильного и иного контактного телефона, адрес электронной почты, место работы/должность и любая иная информация, относящаяся к моей личности, доступная либо известная в любой конкретный момент времени Оператору (далее – персональные данные), предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Субъект персональных данных: ______________________/_________________________/

Подпись                         Расшифровка

Дата    «______»______________________20_____ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Гендерное воспитание"

Материал по гендерному воспитанию в виде деловой игры...

Родительское собрание "Гендерное воспитание детей"

Помочь родителям правильно уделять внимание в семейном воспитании мальчиков и девочек....

Родительское собрание "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Цели:1)    Познакомить родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;2)    помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей....

Презентация к родительскому собранию "Гендерное воспитание детей"

В пезентации представлен материал о гендерном воспитании дошкольников в семье...

Родительское собрание "Гендерное воспитание"

Форма проведения: «Родительская студия» Цель: помочь родителям понять значимость проблемы полового воспитания детей и осознать значимость семейного воспитания в этой работе. Пред...

родительское собрание "Гендерное воспитание девочек и мальчиков"

Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей...