«Мыльные истории»
методическая разработка (средняя группа)
Методическая разработка предназначена для детей средней группы в рамках Образовательной программы ДО ГБДОУ детского сада № 11 Выборгского района г. Санкт-Петербурга в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
В группе воспитываются 30 детей 4-5 лет: 17 мальчиков и 13 девочек. Дети в группе активные, общительные, любознательные. Большой интерес у детей вызывает конструктивная, театрализованная и опытно-экспериментальная деятельность.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и познавательно- исследовательская деятельность одна из ведущих и актуальных в дошкольном возрасте.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до конца.
Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, что является целевыми ориентирами дошкольного образования в соответствии с ФГОС.
Специально организованная опытно-экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:
- «Познавательное развитие»
- «Социально- коммуникативное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Физическое развитие»
В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии:
Формы: Фронтальная групповая и индивидуальная формы образовательной деятельности.
Методы и приемы:
Наглядные: наблюдение, просмотр иллюстраций, видеороликов.
Практические: элементарный опыт
Методы повышающие познавательную активность детей: элементарный анализ, сравнение, поисковые действия.
Методы повышающие эмоциональную активность: сюрпризный момент, элемент новизны.
Технологии: здоровьесберегающая технология, технология исследовательской деятельности, игровые технологии.
Раздаточный материал: фартуки двух цветов, куски мыла, флаконы с жидким мылом, емкости с водой, колечки для выдувания мыльных пузырей, пластиковые ложки, листы наблюдений, повязки для дежурных, красители, ароматизаторы, 4 тазика с манной крупой, буквы, схемы «логической цепочки», одноразовые стаканы, одноразовые ложки, одноразовые шприцы разного объема, бэйджики со знаками, слайды с методами наблюдения, мыльная основа для жидкого мыла.
Цель:
Развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
- создавать условия для развития опытно-экспериментальной поисково-исследовательской деятельности детей
- познакомить детей со свойствами, назначением, видами и историей возникновения мыла
- создавать условия для взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- развивать любознательность, умение обследовать исследуемый объект (запах, цвет, структура)
- развивать умение делать умозаключения, самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, обобщать результаты опытов и фиксировать их в листах наблюдений
- воспитывать умение выполнять правила и социальные нормы поведения
- воспитывать чувство взаимопомощи, умение работать в паре
- воспитывать умение работать в коллективе
- воспитывать чувство эмоционального удовлетворения от создания продукта собственного изготовления
Ход мероприятия:
Воспитатель: «Сегодня, ребята, мы с вами будем исследователями. А кто такой исследователь?»
Ответы детей.
«Исследователь – это человек, который изучает, обследует какой-то предмет»
Воспитатель: «А скажите, пожалуйста, как можно исследовать предмет, что нужно делать?»
Дети: «Провести эксперимент, спросить у взрослого, понаблюдать» и т.д.
Воспитатель: «Давайте сверим ваши ответы с нашим компьютером»
На экране слайды
- подумать
- спросить у другого человека
- прочитать в книгах
- понаблюдать
- провести эксперимент
- получить информацию в компьютере
- позвонить по телефону специалисту
- получить информацию по телевизору
Воспитатель: «А в детском саду, в группе как мы можем исследовать предмет?»
Ответы детей.
- подумать
- спросить у другого человека
- понаблюдать
- прочитать в книгах
- провести эксперимент
- получить информацию в компьютере
На экране остаются эти методы исследования.
Воспитатель: «Чтобы узнать, что же сегодня мы будем исследовать, предлагаю вам отправиться на «раскопки». Но вначале поделитесь на четыре группы, используя ваши значки.
Каждая группа детей подходит к определенному тазику со значком и откапывает 4 буквы, из которых составляет слово «МЫЛО».
Воспитатель: «Итак, сегодня наша задача – узнать как можно больше о мыле. Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как появилось мыло?»
Ответы детей.
Воспитатель: «А как же нам узнать?»
Воспитатель обращает внимание на экран, где есть методы исследования.
Дети: «Можно спросить у взрослых в группе и обратиться к помощи компьютера»
Воспитатель предлагает посмотреть видеоролик о том, как появилось мыло.
Воспитатель: «Прежде, чем мы отправимся с вами в нашу лабораторию, давайте вспомним правила поведения и безопасности»
Ответы детей.
Дети перечисляют правила, надевают передники.
Воспитатель назначает двух помощников по лаборатории. Обращает внимание, что на столе лежат листы наблюдений. Предлагает детям занять свои рабочие места.
Воспитатель: «Ребята, сейчас мы будем работать в парах. У вас на каждом столе, на подносе лежит мыло. Давайте его рассмотрим».
На подносе стоит флакон жидкого мыла и лежит твердое мыло.
Дети рассматривают, трогают мыло.
Воспитатель: «Что вы можете сказать об этом мыле?»
Дети: «Мыло твердое и жидкое»
Воспитатель: «Ребята, нам надо определить, какое мыло быстрее растворится в воде. Чтобы ответить на этот вопрос, что мы сделаем?»
Дети: «Проведем эксперимент»
Воспитатель: «Возьмите все необходимое, что нам может понадобиться».
Дети берут два стакана, ложки, кувшин с водой жидкое и твердое мыло, проводят эксперимент. Делают вывод, что жидкое мыло растворяется быстрее, отмечают это в листе наблюдений.
Воспитатель: «А какое мыло вам больше нравится использовать?»
Ответы детей.
После эксперимента дети убирают свое рабочее место, дежурные уносят использованные стаканы и ложки.
Дети выходят из-за столов.
Воспитатель демонстрирует мыло.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, у меня в руках мыло. Какое оно?»
Ответы детей.
Дети называют форму, цвет, размер мыла.
Воспитатель: «Что вы можете сказать о нем? Как можно его обследовать? »
Дети: «Понюхать»
Воспитатель: « Закройте глаза, попробуйте представить себе предмет, который имеет такой аромат?»
Дети закрывают глаза, воспитатель подносит мыло к детям ,чтобы они могли его понюхать.
Дети называют аромат.
Воспитатель: «А теперь каждый из вас подойдет к своему рабочему месту. Вам надо будет определить, какой аромат есть у каждого куска мыла, их у вас три у каждого есть номер. На листе наблюдений вы отметите свои ответы».
Дети выполняют задание, потом идет взаимопроверка. Вслух озвучивают ответы.
Воспитатель: «На листах наблюдений вам надо указать, что напоминает вам каждый аромат. Может быть у кого-то есть другие воспоминания об этих ароматах?»
Ответы детей.
Воспитатель просит дежурных убрать мыло.
Воспитатель: «Ребята, у меня на подносе много разного мыла. Давайте его рассмотрим»
Дети определяют разные признаки мыла: толщину, размер, цвет, форму.
Воспитатель предлагает детям поделиться на две команды (по цвету передников) и дает каждой команде задание.
Дети работают в командах. Задание: выложить «логическую цепочку» по схеме, изменяя определенное количество признаков предмета.
Далее команды проверяют друг друга, сверяя с экраном.
Воспитатель проводит видео-физминутку.
Воспитатель: «Ребята, а как мы можем использовать мыло, если хотим поиграть?»
Дети: «Сделать мыльные пузыри»
Воспитатель: «Давайте их сделаем. Выберите у себя на столе тот материал, который вам понадобится и поставьте на поднос».
Дети берут миску с водой, жидкое мыло, две соломинки, делают мыльные пузыри. На листах наблюдений отмечают порядок выполнения.
Воспитатель: «А давайте сделаем наши мыльные пузыри цветными»
Дети добавляют краску. Пробуют надуть мыльные пузыри.
После воспитатель просит привести в порядок свое рабочее место.
Воспитатель: «А как вы думаете, мы сможем с вами сейчас сами сделать мыло? Вы знаете как? А я знаю»
Воспитатель: «Я предлагаю сделать жидкое мыло по вашему собственному рецепту»
На экране алгоритм приготовления жидкого мыла.
Дети выполняют по алгоритму задание. В процессе приготовления мыла воспитатель спрашивает, какой цвет аромат добавляют дети. Дети заполняют рецепт приготовления жидкого мыла.
Дети убирают рабочие места.
Воспитатель: «Сегодня мы с вами были исследователями. Давайте сделаем коллаж об этом и вспомним, что же мы узнали»
Дети составляют коллаж «Мыло», одновременно комментируя свои действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Мыльная история»
Конспект по экспериментальной деятельности....
«Мыльная история! »
Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы...
МЫЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Презентация на тему; "Мыльная история"...
Мастер класс по экспериментированию "Мыльная история"
Мастер класс по изготовлению мыла......
Исследовательская деятельность в рамках проекта «Мыльная история»
Цель:Знакомство детей с созданием мыла в домашних условияхЗадачи:Социально-коммуникативное развитие· Формировать у детей чувство сплоченности, положительного ...
Мыльная история
Научно - исследовательская работа дошкольника "Мыльная история"...
Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми подготовительной группы «Мыльные истории»
Методическая разработка предназначена для детей подготовительной к школе группы ....