Проект "День Нептуна"
проект (старшая группа)
Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях.
Задачи:
• Сформировать представления детей о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают;
• Развивать умение сравнивать и анализировать;
• Развивать грамматический строй речи, память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов;
• Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках;
• Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;
• Учить применять полученные знания в разных видах деятельности;
• Воспитывать бережное отношение к природе; коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, любознательность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_neptun.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Подводный мир»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, творческий.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-7 лет.
Продолжительность: краткосрочный
Срок реализации проекта: 1 неделя
Ожидаемые результаты:
• сформировать представления об обитателях моря, их строении, среде обитания, внешнем виде;
• овладеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела морских обитателей в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
• иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
• сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Актуальность темы: Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его активной позиции в решении насущных задач. Поэтому важно закладывать основы экологической культуры в дошкольном детстве, когда дети познают мир, эмоционально откликаются на беды, происходящие в природе и вокруг них. Много вокруг нас еще неизведанного и прекрасного. Подводный мир моря труднодоступен для повседневного обозрения. И в то же время, человек чаще является потребителем, нежели созидателем в отношении обитателей морских глубин. Это позволит акцентировать внимание детей на бережном отношении к дарам моря и разумном их использовании.
Проблема (на уровне ребенка) : Недостаточный запас знаний у детей о морских обитателях.
Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях.
Задачи:
• Сформировать представления детей о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают;
• Развивать умение сравнивать и анализировать;
• Развивать грамматический строй речи, память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов;
• Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках;
• Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;
• Учить применять полученные знания в разных видах деятельности;
• Воспитывать бережное отношение к природе; коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, любознательность;
Этапы работы над проектом :
I. Подготовительный.
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать детскую художественную литературу.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
4. Систематизировать и оформить дидактический материал в соответствии с планом проекта;
5. Составить сценарий викторины и праздника, подобрать музыкальный материал, сделать презентацию «Морские обитатели»
6. Составить перспективный план мероприятий.
2. Основной
№ п/п Наименование мероприятия
и форма проведения Интеграция ОО Целевая аудитория
1. Беседы с детьми «Подводный мир», «Морские обитатели» Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде; познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей; формировать навык полных ответов на вопросы; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие воспитанники
2. Оформление выставки по теме проекта
(коллекция ракушек)
Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие
Педагоги, воспитанники
3. Просмотр познавательной презентации «Морские обитатели», мультипликационных фильмов «В синем море», «В порту», «Осьминожки» (в течение недели) Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие воспитанники
4. Художественно-эстетическая деятельность. Рисование «Тайны подводного мира», лепка «Такие разные рыбки», конструирование –оригами «Рыбка», «Лодочка», коллективная работа «Морские обитатели» Художественно-эстетическое развитие
воспитанники
5. Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», скандинавская народная сказка «Волшебная рыба», норвежская народная сказка «Почему вода соленая», С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Баранов «Дельфины», В. Орлова «Для чего морю наряды?»;
Заучивание стихотворений про морских обитателей, составление описательного рассказа по опорной схеме.
Художественно-эстетическое развитие, Познавательное, Речевое, социально-коммуникативное развитие воспитанники
6. Рассматривание рыбок в аквариуме. Закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т. д. ; путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками (Приложение 1) Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие воспитанники
7. Викторина для детей «Кто в море живет» (Приложение 2) Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие Воспитанники
Родители
8. Двигательная и игровая деятельность.
(Приложение 3)
Подвижные игры:«Море волнуется раз …», «Рыбак и рыбки», «Водяной», «Медузы и морские коньки», «Ручей и озеро», «Камень, водоросли, рыбки»
Дидактические игры:«Русалочка», «Четвертый лишний», «Соедини цифры», «Раскрась по образцу».
Сюжетно-ролевые игры: «В океанариуме», «Где мы только не бывали, что мы только не видали», «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».
Пальчиковые игры:«Чайка», «Лодочка». Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие Воспитанники
9. Музыкальная деятельность. Прослушивание песни «Дельфины», «Мы пришли сегодня в порт» из мультфильма «В порту», Дебюсси К. «Море, Равель М. «Игра воды».
Разучивание песен «Музыка моря», «Я весь день сижу на крутом бережку»
Разучивание танца «Русалочка и рыбки»
Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие
Воспитанники
3. Итоговый
1. Тематическое развлечение «В гостях у Нептуна» для детей детского сада (Приложение 3)
2. Выставка коллективных поделок «Морские обитатели»;
3. Книжная выставка по теме проекта.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Материально-технические ресурсы: мультимедиа, использование видео – аудио, учебных материалов, интернет-ресурсы.
2. Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации, книги);
3. Детская художественная литература
Литература
1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. — Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009.
3. Шорыгина Т. А. Рыбы какие они? Книга для воспитателей, родителей. М, 2008.
4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! — СПб: «Детство-пресс», 2004.
Приложение 1.
Цикл наблюдений за обитателями аквариума.
1. «Кто живет в нашем аквариуме». Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растений, их названия, уточнить условия жизни обитателей аквариума (много воды, грунт, в котором растут растения, подсветка, компрессор, кормушка). Уточнить особенности внешнего строения рыб.
2. «Как рыбы плавают и отдыхают». Цель: уточнить, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно, могут плыть в разных направлениях. Передвигаться им помогает обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, плавники. При помощи хвоста рыбы делают повороты. Показать детям, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне. Отдыхают они стоя неподвижно возле кустиков травы, у дна, спят с открытыми глазами.
3. «Как дышат рыбы». Цель: Дать представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются – так рыба дышит.
4. «Наведи порядок в аквариуме». Цель: Учить замечать изменения в состоянии аквариума – грязь, на дне, налет на стекле, уменьшение воды, пыль и пятна на стеклах, оценивать эти изменения как ухудшение условий для жизни водных обитателей. Формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовлетворение от совместного труда. Вызывать чувство ответственности, желание оправдать доверие. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие.
Приложение 2.
Викторина «Что мы знаем о рыбах».
Цель: Повторить, обобщить представления детей о подводных обитателях рек, морей, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире.
Задание 1. Вспомнить пословицы, поговорки о водном мире.
• Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
• Рыба гниет с головы.
• Нем как рыба.
• И карасей из пруда не выловить без труда.
• Из костлявой рыбки уха сладка.
• На безрыбье и рак рыба.
• Назад только раки ходят.
Задание 2. Вспомнить сказки, в которых встречаются водные жители.
• Сказка о рыбаке и рыбке
• Русалочка
• Айболит
• Путаница
• Мойдодыр
• По щучьему велению
• Садко
Задание 3. Музыкальная пауза.
Пластический этюд «Море волнуется».
Задание 4. «Назови рыб, которые водятся в наших водоемах.
Задание 5. «Собери и назови».
Каждая команда должна как можно больше собрать из частей изображения рыб и правильно назвать их.
Задание 6. «Отгадай загадки».
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
В буйном море – океане
Рыба страшная живет,
У нее большой живот,
Пасть с ужасными клыками.
(Акула)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)
В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует – бежим по воде.
(Волны)
С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт?
(Дельфин)
Все ко дну я прижималась
В темноте морских глубин.
Незаметной быть старалась –
Превратилась в плоский блин.
(Камбала)
Через море – океан
Плывет чудо – великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту.
(Кит)
На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Мы лихие моряки.
(Окуни)
И на дне морском глубоком,
И у самых берегов
Кто из рыб электротоком
Отгоняет прочь врагов?
(Скат)
Задание 7. Подвижная игра «Караси и щуки».
Подведение итогов викторины.
Приложение 3.
Подвижные игры, этюды.
1. Подвижная игра “Караси и щука”. Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” — она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
2. Игра малой подвижности “Ручеек”. Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.
3. Игра — моделирование “Мы – капельки”. Раздать детям бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи – мамы, а дети ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама- тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.
4. Этюд “Море волнуется”. Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.
5. Этюд «На болоте». Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.
Приложение 4.
Тематическое развлечение
Квест - игра «Праздник Нептуна»
Цель: Совершенствовать двигательные способности детей, проявлять ловкость, быстроту, выносливость во время выполнения упражнений, повысить работоспособность детского организма.
Атрибуты: сундук с бутылкой и письмом, волшебные морские камушки, водные пистолеты, 2 ведра с водой, 2 таза, 2 кружки, 4 обруча, 2 подноса, мыльные пузыри.
Ход:
Выходит ведущий:
- Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. Сегодня мы отправимся в море на поиск сокровищ. Вы готовы к приключениям?
Ответы детей.
Из-за угла детского сада доносятся странные звуки. Дети и ведущий оборачиваются. Это кряхтит Кикимора, которая тащит тяжелый сундук и приговаривает.
- Ох, и клад я чудесный нашла, все добро будет мое, никому не отдам.
Кикимора доходит до детей, поднимает голову и внезапно видит ребят. Пугается за возможную потерю своего клада и пытается спрятать его под платье и как ни в чем не бывало,говорит:
- Здравствуйте девочки-припевочки, привет мальчишки-шалунишки.
Ведущий: Здравствуй Кикимора! Куда путь – дорожку держишь?
Кикимора: Да, вот. Гуляю тут.
Ведущий: А скажи пожалуйста, что ты прячешь?
Кикимора бурчит недовольно: Ну, вот. Увидели мой клад. Ух, зоркие какие.
Ведущий: Кикимора, а давай вместе посмотрим, что там у тебя?
Кикимора: Так я вам все и показала. Так просто вы у меня ничего не получите. Желание мое исполните. Тогда может быть.
Ведущий: Ребята, попробуем исполнить желание Кикиморы, тогда узнаем, что в сундуке?
Дети: Да!
Кикимора: Ха-ха. Как здорово! Хочу, хочу, хочу не, мороженое не хочу, и пирожное не хочу и арбуз не хочу.Хочу:
-чтобы мальчики присели, а девочки подняли руки вверх;
-девочки присели, мальчики руки вверх;
-мальчики - стойка на одной ноге, девочки попрыгали как мячики;
-девочки – стойка на одной ноге, мальчики прыгают.
Кикимора: Какие молодцы, все мои желания исполнили. Так уж и быть. Давайте смотреть, что в сундуке вместе!
Ведущий открывает сундук и находит бутылку, из которой торчит сверток.
Ведущий: Что это такое? Похоже бутылка со дна морского, а это записка. Надо бы прочитать!
Ведущий читает:
- «Приветствую вас жители земной поверхности и обитатели суши. Я царь морской Нептун! Моё царство в глубинах морских. Но мне очень хочется попасть к ребятам в детский сад. Говорят, там очень весело.
Тому, кто найдет, сею бутылку, приказываю отыскать волшебные капельки, с помощью которых я, Нептун - смогу подняться из глубин морских и прийти к вам в гости! А где искать эти капельки вам подскажет Кикимора! Найдите волшебные капли, и к вам в гости придет, сам Царь морской Нептун!»
Ведущий: Ребята, капельки волшебные будем искать? чтобы Нептун к нам в гости пришел.
Дети: Да!
Кикимора: Какие такие волшебные камни? Ничего не знаю, ничего не помню. Не, ну конечно кое-что припоминаю. Видела я камушки…
А вы загадки отгадаете, и я вам скажу к кому пойдёте волшебные камушки добывать! (Дети делятся на две команды).
Кикимора: На болоте кто живет?
Громко квакая поет?
Спят в кувшинках – без подушки?
Это видимо… (Лягушки)
- Молодцы ребята справились! Ну, что в путь! Мы отправляемся на поиски волшебных камушек!
1. Станция «Лягушка».
Появляется Лягушка. Дети с воспитателем подходят к Лягушке, здороваются с ний и просят отдать им волшебные камушки, т. к. очень хотят, чтобы к ним пришел морской царь Нептун.
(Лягушка предлагает детям пройти ее испытания).
1. Испытание «Перелей воду». (нужно из ведерка кружкой перенести воду в тазик).
2. Испытание «Перепрыгни через кочки» (нужно 1 обруч положить перед собой, прыгнуть в него, положить 2 обруч перед собой и т. д. до ориентира, обратно бегом. Передать эстафету следующему участнику).
Лягушка: Молодцы ребята, справились! Вот вам камушки! (Кладут камушки в сундучок).
Кикимора: Отгадайте еще одну загадку.
Кто на всех морях бывал,
Кто держал в руках штурвал,
Он вам тоже всем знаком,
Он зовется. (Моряком)
2. Станция – Моряк.
Появляется Моряк. Дети с воспитателем подходят к Моряку, здороваются с ним и просят отдать им волшебные камушки, т. к. очень хотят, чтобы к ним пришел морской царь Нептун.
Моряк: «Здравствуйте ребята. Я готов отдать камни, но только смелым и ловким. Пройдите мои испытания и я отдам вам камушки.
1. Испытание «Спасение рыбок» (нужно с подноса взять 1 рыбку и перенести ее в тазик с водой).
2. Испытание «Попади в воздушный шарик» (нужно выстрелить из водяного пистолета и попасть по нему).
После прохождения Моряк отдаёт детям камушки.
Когда дети пройдут все станции, Кикимора предлагает сказать волшебные слова над сундучком.
Кикимора:
- Ребята, помогите мне сказать волшебные слова, и тогда мы сможем увидеться с Царём Нептуном!
Все хором:
- Крибли, крабле, бумс!- 3 раза
После того, как дети 3-ий раз скажут заклинание. Выходит царь Нептун.
3. Станция – Нептун.
Нептун: Я владыка всех морей и океанов,
Рек больших и речушек малых,
Всех болот, омутов и затонов,
Всех прудов, озер, водоемов.
Я непоседа, хлопотун,
Живу в стране подводной.
Моя фамилия Нептун
Известно всенародно.
Спасибо вам большое, что нашли мои камушки волшебные и теперь я могу жить не только под водой, но иногда выходить и на землю и побывать у вас в гостях.
Как же хочется скорее с вами поиграть в мою любимую игру! «Море волнуется раз»
Поиграем, ребята?
Дети: Да!
Игра «Море волнуется».
Царь Нептун: Молодцы очень меня порадовали. Еще одну игру приготовил я для вас, а называется она «Кто больше лопнет мыльных пузырей
После игры, Нептун жалуется, что очень жарко.
Ведущий с кикиморой и моряком предлагают попить всем воды.
Кикимора: Какой замечательный праздник! Но нам пора возвращаться обратно, в своё подводное царство. Спасибо большое тебе царь Нептун, за то, что пригласил нас к себе!
Царь Нептун: И вам спасибо ребята за то, что так позабавили старика и мне пора возвращаться к подводным делам.
Царь Нептун: До свидания, ребятишки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивный праздник на воде "Нептун в гостях у ребят"
спортивный праздник на воде для детей 4 -7 лет...
конспект развлечения "Праздник Нептуна"
развлечение на праздник Нептуна /настоящий праздник для детей!/...
Развлечение "День Нептуна"
Летний праздник для детей....
Сценарий праздника "Нептун в гостях у дошколят"
В нашем детском саду №35 стало традицией каждое лето вместе с родителями отмечать праздник на воде. Участие в таких праздниках объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, принос...
Летняя оздоровительная работа в детском саду: " Праздник Нептуна", развлечение "Саламандра - повелительница огня"
Интересные конспекты развлечений для детей в детском саду на улице в летний период...
Сценарий спортивного праздника на воде "Нептун в гостях у дошколят"
Праздник предназначен для детей подготовительной группы. Проводится в конце учебного года как итоговое....
Новый год в бассейне. праздник НЕПТУНА
праздник дя детей 4-7 лет и для младших;старших школьников...