«КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ»
консультация (старшая группа)
«КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ»
Консультация для педагогов
Подготовила Федорова В. Г.
Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии.
Игра «Ассоциации» (вхождение в тему).
Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т.д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?
Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег, не называя его.
Пять-шесть педагогов составляют рассказы, используя предлагаемый план (см. приложение 1), остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь.
Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:
- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
- с природным явлением;
- с животным (зверь, птица, насекомое);
- с растением (дерево, кустарник, цветок);
- с минералом.
Сегодня мы поговорим о том, как педагоги могут повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Прошу каждого воспитателя подойти к магнитной доске и выставить на неё фишку: если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах экологии - зелёную; если хотели бы уточнить некоторые вопросы - жёлтую; если испытываете затруднения при планировании и проведении занятий на эту тему - красную.
Воспитатели выполняют задание.
Что же такое экология? «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых сообществах между собой и с окружающей средой».
Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:
- всё связано со всем;
- всё куда-нибудь девается;
- всё что-нибудь да стоит;
- природа знает лучше.
Придумайте примеры, подтверждающие эти высказывания.
Участники объединяются в команды, каждая из которых в течение трёх минут выполняет задание (ответы участника, см. в приложении 2).
Всё связано со всем.
С давних времён по рекам сплавляли лес. Реки были полноводными, в них было много рыбы. В результате варварских вырубок окрестных лесов реки обмелели, лес по ним не сплавляют, в них стало гораздо меньше рыбы. Вырубка лесов вызвала сокращение рыбных запасов.
Всё куда-нибудь девается.
Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесённый в почву, увеличивает её плодородность и урожайность растений.
Всё что-нибудь да стоит.
Чтобы чего-либо добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того, чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.
Природа знает лучше.
Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят ей непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам.
Представьте, что вы проводите экскурсию, цель которой - познакомить дошкольников с тем или иным видом деревьев.
Вы указываете на определённое дерево, называете его. Затем предлагаете рассказать, чем это дерево отличается от кустарника (от других деревьев), проанализировать его строение (корни, ствол, ветки), описать цвет коры, форму листьев и т.п. Но теперь вы знаете, что для правильного понимания проблем экологии важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязи живых организмов между собой и с окружающей средой.
Как следует построить беседу по ознакомлению с тем или иным природным объектом, чтобы экскурсия носила экологическую направленность?
Прежде всего, необходимо обратить внимание детей на условия, без которых данный вид не может существовать, на его связь с окружающей средой и её обитателями. Например, дереву необходима почва, из которой оно получает воду и питательные вещества, воздух для дыхания, ветер, который разносит его семена, и т.д.
Экологическая культура - это только эмоциональное восприятие (умение увидеть сломанную ветку дерева, разорённый муравейник, желание помочь живому существу), но и конкретные действия. «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения», - писал М.М. Пришвин.
Формированию сознательного и бережного отношения к окружающей природе способствует привлечение дошкольников к посильному труду. Какие формы работы можно использовать, решая задачи:
- воспитание экологической культуры;
- формирование навыков взаимодействия с растениями и животными?
Воспитание экологической культуры: содержание в порядке территории детского сада; посильная помощь в очистке близлежащих участков (леса, парка, берега реки): реставрация книг (экономное природопользование).
Формирование навыков взаимодействия с растениями и животными: уход за домашними животными и комнатными растениями; работа в цветнике и на огороде; посадка деревьев и кустарников.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Игра «Буквы рассыпались».
Каждый участник получает набор карточек с буквами, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии.
Назовите элементы предметно-развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
Участники поочерёдно называют: уголок природы; модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.
Работа в лаборатории способствует развитию у дошкольников интереса к исследовательской деятельности, формированию естественно-научного мировоззрения. Превращаясь в «учёных», дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Предлагаю вам, подумать и составить план экспериментальной работы по темам «Песок, глина, камни» и «Почва».
Эксперименты и опыты по теме «Песок, глина, камни».
1. Песок и глина (рассматривание через лупу).
2. Сравнение разных видов песка (по цвету, форме, размеру, блеску, прозрачности песчинок).
3. «Пески пустыни» (нагревание песка).
4. Что делают из глины?
5. Сыпучесть песка.
6. Игры и опыты с камнями («Тонет - не тонет»; «Звучащие камни»; «Рисующие камни и т.д.).
7. Исследование свойств мела, известняка.
8. Исследование природных камней, сравнение их с кирпичом, шлаком.
Эксперименты и опыты по теме «Почва».
1. Рассматривание через лупу образцов различных видов почвы.
2. Опыт «Почва содержит воду».
3. Опыт «Почва содержит воздух».
4. Опыт «Почва впитывает воду».
5. Какая почва (рыхлая или утрамбованная) содержит больше воздуха?
6. Как почва очищает воду?
7. Обитатели почвы, или кто живёт в земле.
8. Серия наблюдений за дождевыми червями.
Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? В течение пяти минут давайте придумаем сказку экологического содержания по темам «Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь».
Я рада, что вопросы, затронутые сегодня, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kompetentnost_v_sfere_ekologii.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ»
Консультация для педагогов
Подготовила Федорова В. Г.
Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии.
Игра «Ассоциации» (вхождение в тему).
Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т.д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?
Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег, не называя его.
Пять-шесть педагогов составляют рассказы, используя предлагаемый план (см. приложение 1), остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь.
Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:
- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
- с природным явлением;
- с животным (зверь, птица, насекомое);
- с растением (дерево, кустарник, цветок);
- с минералом.
Сегодня мы поговорим о том, как педагоги могут повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Прошу каждого воспитателя подойти к магнитной доске и выставить на неё фишку: если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах экологии - зелёную; если хотели бы уточнить некоторые вопросы - жёлтую; если испытываете затруднения при планировании и проведении занятий на эту тему - красную.
Воспитатели выполняют задание.
Что же такое экология? «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых сообществах между собой и с окружающей средой».
Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:
- всё связано со всем;
- всё куда-нибудь девается;
- всё что-нибудь да стоит;
- природа знает лучше.
Придумайте примеры, подтверждающие эти высказывания.
Участники объединяются в команды, каждая из которых в течение трёх минут выполняет задание (ответы участника, см. в приложении 2).
Всё связано со всем.
С давних времён по рекам сплавляли лес. Реки были полноводными, в них было много рыбы. В результате варварских вырубок окрестных лесов реки обмелели, лес по ним не сплавляют, в них стало гораздо меньше рыбы. Вырубка лесов вызвала сокращение рыбных запасов.
Всё куда-нибудь девается.
Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесённый в почву, увеличивает её плодородность и урожайность растений.
Всё что-нибудь да стоит.
Чтобы чего-либо добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того, чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.
Природа знает лучше.
Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят ей непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам.
Представьте, что вы проводите экскурсию, цель которой - познакомить дошкольников с тем или иным видом деревьев.
Вы указываете на определённое дерево, называете его. Затем предлагаете рассказать, чем это дерево отличается от кустарника (от других деревьев), проанализировать его строение (корни, ствол, ветки), описать цвет коры, форму листьев и т.п. Но теперь вы знаете, что для правильного понимания проблем экологии важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязи живых организмов между собой и с окружающей средой.
Как следует построить беседу по ознакомлению с тем или иным природным объектом, чтобы экскурсия носила экологическую направленность?
Прежде всего, необходимо обратить внимание детей на условия, без которых данный вид не может существовать, на его связь с окружающей средой и её обитателями. Например, дереву необходима почва, из которой оно получает воду и питательные вещества, воздух для дыхания, ветер, который разносит его семена, и т.д.
Экологическая культура - это только эмоциональное восприятие (умение увидеть сломанную ветку дерева, разорённый муравейник, желание помочь живому существу), но и конкретные действия. «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения», - писал М.М. Пришвин.
Формированию сознательного и бережного отношения к окружающей природе способствует привлечение дошкольников к посильному труду. Какие формы работы можно использовать, решая задачи:
- воспитание экологической культуры;
- формирование навыков взаимодействия с растениями и животными?
Воспитание экологической культуры: содержание в порядке территории детского сада; посильная помощь в очистке близлежащих участков (леса, парка, берега реки): реставрация книг (экономное природопользование).
Формирование навыков взаимодействия с растениями и животными: уход за домашними животными и комнатными растениями; работа в цветнике и на огороде; посадка деревьев и кустарников.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Игра «Буквы рассыпались».
Каждый участник получает набор карточек с буквами, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии.
Назовите элементы предметно-развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
Участники поочерёдно называют: уголок природы; модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.
Работа в лаборатории способствует развитию у дошкольников интереса к исследовательской деятельности, формированию естественно-научного мировоззрения. Превращаясь в «учёных», дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Предлагаю вам, подумать и составить план экспериментальной работы по темам «Песок, глина, камни» и «Почва».
Эксперименты и опыты по теме «Песок, глина, камни».
1. Песок и глина (рассматривание через лупу).
2. Сравнение разных видов песка (по цвету, форме, размеру, блеску, прозрачности песчинок).
3. «Пески пустыни» (нагревание песка).
4. Что делают из глины?
5. Сыпучесть песка.
6. Игры и опыты с камнями («Тонет - не тонет»; «Звучащие камни»; «Рисующие камни и т.д.).
7. Исследование свойств мела, известняка.
8. Исследование природных камней, сравнение их с кирпичом, шлаком.
Эксперименты и опыты по теме «Почва».
1. Рассматривание через лупу образцов различных видов почвы.
2. Опыт «Почва содержит воду».
3. Опыт «Почва содержит воздух».
4. Опыт «Почва впитывает воду».
5. Какая почва (рыхлая или утрамбованная) содержит больше воздуха?
6. Как почва очищает воду?
7. Обитатели почвы, или кто живёт в земле.
8. Серия наблюдений за дождевыми червями.
Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? В течение пяти минут давайте придумаем сказку экологического содержания по темам «Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь».
Я рада, что вопросы, затронутые сегодня, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для воспитателей по теме: «Компетентность в сфере экологии»
Поможет в развитии творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологи...
«Компетентность в сфере экологии»
Семинар – практикум для педагогов ...
Экологический педсовет на тему: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии»
Экологический педсовет на тему: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии»....
АНКЕТА «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
АНКЕТА «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» • Ф.И.О. • Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города? • Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические...
Консультация для воспитателей "Компетентность в сфере экологии"
Материал предназначен для развития творческого потенциала педагогов, их компетентности в вопросах экологии, а также совершенствования умения работать с методической литературой, составлять перспективн...
«Комплексная безопасность образовательных организаций» по модулю «ИКТ – компетентность в сфере образования»
laquo;Комплексная безопасность образовательных организаций»по модулю «ИКТ – компетентность в сфере образования» В сети Интернет имеется много чрезвычайно полезных д...