Проекты "Народные промыслы России", Позновательная презентация "Моя Югра"
материал
Материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народные промыслы России | 1.66 МБ |
Проект Народные промыслы | 464.12 КБ |
Позновательная презентация "Моя Югра" | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: 1. Формирование представления детей о народных художественных промыслах (Хохлома, Гжель, Городец, Полхов-Майдан, Жостово). 2. Закрепление и обогащения знаний об истории народных художественных ремесел. 3. Воспитание уважения и интереса к русским культурным традициям. Задачи: 1. Знакомить детей с историей возникновения народных промыслов, с разновидностью цветовой гаммы, элементами орнамента, различными приемами рисования народных орнаментов, с изделиями народных промыслов. 2. Развивать умение созданию изображений по мотивам народной декоративной росписи на силуэтных формах. 3. Закреплять и углублять знания о видах росписи. 4. Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый талантами. 5. Расширить и углубить представление о своей Родине.
Предполагаемый результат
Фрагмент перспективного плана
Наш Мини-музей
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Народные промыслы»
в группе старшего дошкольного возраста «Землянички».
Вид проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: Воспитатель и воспитанники старшей группы.
Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).
Актуальность проекта:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями. Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному. Способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству.
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, нежность.
Цель проекта:
1. Формирование представления детей о народных художественных промыслах (Хохлома, Гжель, Городец).
2. Закрепление и обогащения знаний об истории народных
художественных ремесел.
3. Воспитание уважения и интереса к русским культурным традициям.
4. Развитие творческой личности.
Задачи:
1. Знакомить детей с историей возникновения народных промыслов, с разновидностью цветовой гаммы, элементами орнамента, различными приемами рисования народных орнаментов, с изделиями народных промыслов, показать связь декоративных росписей с окружающей природой, растительным и животным миром.
2. Развивать умение созданию изображений по мотивам народной декоративной росписи на силуэтных формах.
3. Закреплять и углублять знания о видах росписи.
4. Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ.
5. Расширить и углубить представление о своей Родине.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей появится заинтересовать к русскому народному промыслу, народным игрушкам.
Сформируются представления о традициях, культуре народа. Устойчивое желание играть с народной игрушкой.
Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Условия реализации проекта.
- Создание предметно - развивающей групповой зоны, включающей в себя предметы быта русского народа.
- Сформированность у детей устойчивого интереса к культуре и традициям русского народа.
- Создать условия для развития и ознакомления с национальными достижениями, народными промыслами и прикладным искусством.
1 этап – Подготовительный.
• Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
• Подбор материала для изобразительной деятельности;
• Составить план работы с детьми по проекту.
• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
• Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
2 этап – Практический.
Тематическая неделя по проекту «Народные промыслы России».
Беседа «Славься Россия чудо-мастерами».
Расширить представление детей о народных промыслах.
Рассматривание иллюстраций по теме проекта «Народные промыслы России». Формирование представлений о народных промыслах (Городце, Хохломе, Дымке, о народных игрушках)
Чтение художественной литературы
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Беседа. «Сказочная Гжель»
Рисование «Знакомство с искусством гжельской росписи» Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение и цветовой строй, ритм и характер элементов. Форм в умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес декоративному искусству.
Хороводная игры: «Мороз красный нос», «У медведя во бору», «Матушка –Весна». Развивать умение исполнять хоровод, играть в хороводную игру;
- Воспитывать желания активно участвовать в играх. Развивать творческий интерес к народным играм.
«История Матрёшки». Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;
- закрепить знания о разнообразии народной игрушки;
- дать понятие о городецкой игрушке.
Конструирование из бумаги «Русская матрёшка». Формировать умение пользоваться рисунками в качестве образцов. Совершенствовать умение украшать игрушки самостоятельно изготовленными деталями. Закреплять умение проводить анализ готовой игрушки.
Дидактические игра: Народные промыслы закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.
Беседа о дымковских игрушках. Познакомить детей с одним из видов народно - прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой. С художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево), имеющихся в местах проживания мастеров. Учить выделять элементы росписи, ее колорит.
Лепка «Дымковская барышня» продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знание о промысле.
Развитие речи: Рассказывание по картинам русских художников «Ярмарка», «Масленица». Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями.
Искусствоведческая беседа «Городец – город мастеров». Расширять представления детей о родной стране. Продолжать знакомить с достопримечательностями России. Расширять представления детей о сфере человеческой деятельности – искусство.
Продолжать знакомить детей с народными промыслами. Воспитывать уважение к людям труда.
Рисование: «Городецкая роспись деревянной доски». Развивать умение детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит.
- Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета.
- Воспитывать интерес к изделиям городецких мастеров, желание создавать красивый узор.
Презентация: Народные промыслы России формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.
Работа с родителями:
- Информационный стенд для родителей.
- Консультация «Народные промыслы».
- Анкета для родителей: «Русское народное декоративно-прикладное творчество в жизни ребенка».
Фотоколлаж (фотоальбом):
3 этап – заключительный.
В результате проведения комплексной работы, у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает любовь к родному краю, к своей стране.
Итог проекта
Беседа
Тема: «Народные промыслы России».
Цели: 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса русского народного декоративно – прикладного искусства.
2. Формирование умений различать стили декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской; учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать элементы.
3. Формирование умений создавать выразительные узоры на бумаге.
Оборудование: наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки»), игрушки – богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель.
Ход занятия.
- Организационный момент.
(Подготовка рабочих мест к проведению занятия: альбомных листов, раздача красок, простых карандашей).
- Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня мы побеседуем о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
- Беседа по теме занятия.
- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки.
- Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.
- Хохлома
Воспитатель: У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной (Какая?) В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.
Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.
Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.
Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются изделия посуды, фотографии).
Воспитатель: Какие основные цвета использовал художник?
Дети: черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета.
Воспитатель: Какие узоры использовали художники?
Дети: ягоды, листья, цветы, завитки.
Воспитатель: А какое настроение вызывает эта посуда?
Воспитатель: Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:
Как волшебница жар – птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая хохлома.
И богата и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной хохломы.
2) Сине-голубое чудо Гжели.
Воспитатель: А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»).
Воспитатель: Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с. Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
Воспитатель: Гжельские изделия всегда легко отличить. (По каким признакам?) В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а также детские игрушки. (Показать).
«Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель»!
3) Игрушки.
Воспитатель: С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают.
Глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы».
Воспитатель: А кто, ребята, из вас сможет рассказать, как такие игрушки делают?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ………
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.
Воспитатель: Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках.
(Просмотр альбома и изображений матрешек).
Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.
- Итог. Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.
Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)
Делу – время…… (потехе – час)
Терпенье и труд… (все перетрут)
Сделал дело – … (гуляй смело)
Семь раз отмерь – … (один отрежь)
Воспитатель: Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России?
Дети: Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки.
Воспитатель: Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.
Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.
И в заключении, давайте еще раз назовем те промыслы России, о которых вы узнали на занятии.
Стихи о народных промыслах
Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
Дымковские игрушки.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет. В.Фофанов.
Филимоновский козлик
Эй, дружок, да подойди же,
На игрушку погляди же:
Наш козлик из Филимонова
Раскрашен ярко, здорово.
Был у мастериц в руках,
Загляденье, просто ах!
И она уж так старалась,
Легко глина поддавалась.
Матрёшка
Развесёлые сестрицы,
Озорные молодицы!
Хороши, румяны щёчки,
На передниках – цветочки!
Хлопайте в ладошки:
Загорские матрёшки!
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки. Т. Лисенкова
Стихотворение «Русская матрешка»
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
«Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ».
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
Загадка
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Дуйте в дудки, Бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки.
Ложки деревянные, Матрешечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли Матрешки.
Трое водят хоровод,
А четвертая поет.
Шли Матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Три Матрешки, две Матрешки
И одна Матрешечка.
Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки Матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках. (авт. В.Берестов.)
Мы игрушки знатные,
Складные, да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся! (авт. Петр Синявский)
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Хохлома. «Хохломская роспись»
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шелковые всплески.
Солнечно – медовый
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд…
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша хохлома! П.Синявский.
Стих. Виктора Набокова «Хохлома».
Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.
На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.
Я разложу их, и гости довольны
И никаких замечаний, и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Гжель
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"
Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....
Народные промыслы России
Данная работа посвящена изучению детьми истории возникновения народных промыслов в России. Дети в презентации знакомяться с городецкими, хохломскими, дымковскими, филимоновскими изделиями, изготовлены...
"Народные промыслы России"
Презентация разделена на две части, при показе детям части нужно будет соединить. Для просмотра презентации детьми, фотографии использованные в презентации лучше увеличить....
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...
Краткосрочный проект в средней группе № 1 «Русские народные промыслы России. Традиции и культура России»
Тип проекта: Познавательно-творческийПродолжительность: 1 неделяУчастники проекта: дети средней группы, воспитателиВозраст детей: 4-5 летПроблема: В современное время познавательны...
Программа по социализации и адаптации детей-мигрантов в ДОУ "Мы - дети России, мы - дети Югры"
Обретение новой Родины как второй матери достаточно сложный жизненный процесс и на наш взгляд, чем раньше он начнется, тем успешнее пройдет период адаптации и социализации ребенка-мигранта...