Проекты "Народные промыслы России", Позновательная презентация "Моя Югра"
материал

Тухтарова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Цель: 1. Формирование представления детей о народных художественных промыслах (Хохлома, Гжель, Городец, Полхов-Майдан, Жостово). 2. Закрепление и обогащения знаний об истории народных художественных ремесел. 3. Воспитание уважения и интереса к русским культурным традициям. Задачи: 1. Знакомить детей с историей возникновения народных промыслов, с разновидностью цветовой гаммы, элементами орнамента, различными приемами рисования народных орнаментов, с изделиями народных промыслов. 2. Развивать умение созданию изображений по мотивам народной декоративной росписи на силуэтных формах. 3. Закреплять и углублять знания о видах росписи. 4. Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый талантами. 5. Расширить и углубить представление о своей Родине.

Слайд 4

Предполагаемый результат

Слайд 6

Фрагмент перспективного плана

Слайд 9

Наш Мини-музей



Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Народные промыслы»

в группе старшего дошкольного возраста «Землянички».

Вид проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: Воспитатель и воспитанники старшей группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).

Актуальность проекта:

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями. Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному. Способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству.

Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, нежность.

Цель проекта: 

1. Формирование представления детей о народных художественных промыслах (Хохлома, Гжель, Городец).

2. Закрепление и обогащения знаний об истории народных

 художественных ремесел.

3. Воспитание уважения и интереса к русским культурным традициям.

4. Развитие творческой личности.

Задачи:

1. Знакомить детей с историей возникновения народных промыслов, с разновидностью цветовой гаммы, элементами орнамента, различными приемами рисования народных орнаментов, с изделиями народных промыслов, показать связь декоративных росписей с окружающей природой, растительным и животным миром.

2. Развивать умение созданию изображений по мотивам народной декоративной росписи на силуэтных формах.

3. Закреплять и углублять знания о видах росписи.

4. Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ.

5. Расширить и углубить представление о своей Родине.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей появится заинтересовать к русскому народному промыслу, народным игрушкам.

Сформируются представления о традициях, культуре народа. Устойчивое желание играть с народной игрушкой.

Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Условия реализации проекта.

- Создание предметно - развивающей групповой зоны, включающей в себя предметы быта русского народа.

- Сформированность у детей устойчивого интереса к культуре и традициям русского народа.

- Создать условия для развития и ознакомления с национальными достижениями, народными промыслами и прикладным искусством.

1 этап – Подготовительный.

• Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;

• Подбор материала для изобразительной деятельности;

• Составить план работы с детьми по проекту.

• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

• Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

2 этап – Практический.

Тематическая неделя по проекту «Народные промыслы России».

Беседа «Славься Россия чудо-мастерами».

Расширить представление детей о народных промыслах.

Рассматривание иллюстраций по теме проекта «Народные промыслы России». Формирование представлений о народных промыслах (Городце, Хохломе, Дымке, о народных игрушках)

Чтение художественной литературы

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Беседа. «Сказочная Гжель»

Рисование «Знакомство с искусством гжельской росписи» Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение и цветовой строй, ритм и характер элементов. Форм в умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес декоративному искусству.

Хороводная игры: «Мороз красный нос», «У медведя во бору», «Матушка –Весна». Развивать умение исполнять хоровод, играть в хороводную игру;

- Воспитывать желания активно участвовать в играх. Развивать творческий интерес к народным играм.

«История Матрёшки». Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;

- закрепить знания о разнообразии народной игрушки;

- дать понятие о городецкой игрушке.

Конструирование из бумаги «Русская матрёшка». Формировать умение пользоваться рисунками в качестве образцов. Совершенствовать умение украшать игрушки самостоятельно изготовленными деталями. Закреплять умение проводить анализ готовой игрушки.

Дидактические игра: Народные промыслы закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Беседа о дымковских игрушках. Познакомить детей с одним из видов народно - прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой. С художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево), имеющихся в местах проживания мастеров. Учить выделять элементы росписи, ее колорит.

Лепка «Дымковская барышня» продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знание о промысле.

Развитие речи: Рассказывание по картинам русских художников «Ярмарка», «Масленица». Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями.

Искусствоведческая беседа «Городец – город мастеров». Расширять представления детей о родной стране. Продолжать знакомить с достопримечательностями России. Расширять представления детей о сфере человеческой деятельности – искусство.

Продолжать знакомить детей с народными промыслами. Воспитывать уважение к людям труда.

Рисование: «Городецкая роспись деревянной доски». Развивать умение детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит.

- Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета.

- Воспитывать интерес к изделиям городецких мастеров, желание создавать красивый узор.

Презентация: Народные промыслы России формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.

Работа с родителями:

- Информационный стенд для родителей.

- Консультация «Народные промыслы».

- Анкета для родителей: «Русское народное декоративно-прикладное творчество в жизни ребенка».

Фотоколлаж (фотоальбом):

3 этап – заключительный.

В результате проведения комплексной работы, у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает любовь к родному краю, к своей стране.

Итог проекта

E:\работа Крепыш\Землянички средняя 2020-2021\Дипломы мои 2020-2021\Статья Мини музей народного промысла 25.01.2021\photo5326020568622939015.jpg

E:\работа Крепыш\Землянички средняя 2020-2021\Дипломы мои 2020-2021\Статья Мини музей народного промысла 25.01.2021\12.02.2021-3.jpg

Беседа

Тема: «Народные промыслы России».

Цели: 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса русского народного декоративно – прикладного искусства.

2. Формирование умений различать стили декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской; учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать элементы.

3. Формирование умений создавать выразительные узоры на бумаге.

Оборудование: наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки»), игрушки – богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель.        

Ход   занятия.

  1. Организационный момент.

(Подготовка рабочих мест к проведению занятия: альбомных листов, раздача красок, простых карандашей).

  1. Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня мы побеседуем о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

  1. Беседа по теме занятия.

- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки.

- Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

  1. Хохлома

Воспитатель: У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной (Какая?) В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются изделия посуды, фотографии).

Воспитатель: Какие основные цвета использовал художник?

Дети: черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета.

Воспитатель: Какие узоры использовали художники?

Дети: ягоды, листья, цветы, завитки.

Воспитатель: А какое настроение вызывает эта посуда?

Воспитатель: Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:

Как волшебница жар – птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая хохлома.

И богата и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной хохломы.

2) Сине-голубое чудо Гжели.

Воспитатель: А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»).

Воспитатель: Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с. Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Воспитатель: Гжельские изделия всегда легко отличить. (По каким признакам?) В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а также детские игрушки. (Показать).

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель»!

3) Игрушки.

Воспитатель: С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают.

Глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы».

Воспитатель: А кто, ребята, из вас сможет рассказать, как такие игрушки делают?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ………

Дети: Матрешка.

Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

Воспитатель: Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках.

(Просмотр альбома и изображений матрешек).

Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.

  1. Итог. Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.

Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)

Делу – время…… (потехе – час)

Терпенье и труд… (все перетрут)

Сделал дело – … (гуляй смело)

Семь раз отмерь – … (один отрежь)

Воспитатель: Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России?

Дети: Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки.

Воспитатель: Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.

Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.

И в заключении, давайте еще раз назовем те промыслы России, о которых вы узнали на занятии.

Стихи о народных промыслах

Пусть вам лучшею подружкой

Станет русская игрушка.

И недаром все музеи

Дорожат, гордятся ею.

Дымковские игрушки.

                                                 Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.

                                                  В ней что-то есть от радуги, 
От капелек росы, 
В ней что-то есть от радости, 
Гремящей, как басы. 
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.

                                                  В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет. В.Фофанов.

Филимоновский козлик

Сидорова Галина

Эй, дружок, да подойди же,

На игрушку погляди же: 

Наш козлик из Филимонова

Раскрашен ярко, здорово.

Был у мастериц в руках, 

Загляденье, просто ах!

И она уж так старалась,

Легко глина поддавалась.

Матрёшка

Развесёлые сестрицы,

Озорные молодицы!

Хороши, румяны щёчки,

На передниках – цветочки!

Хлопайте в ладошки:

Загорские матрёшки!

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

                                                      Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки — 
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки. Т. Лисенкова

                                           

Стихотворение «Русская матрешка»

                                           Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.

                                           Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.

                                           На щеках навел зари румянец, 
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец, 
Он, должно быть, весело сказал:

                                          «Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ». 
И матрешка через всю планету 
До сих пор уверенно идет.

                                          Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.

Загадка

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

                                 Дуйте в дудки, Бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки.
Ложки деревянные, Матрешечки румяные.

                                 Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли Матрешки.
Трое водят хоровод,
А четвертая поет.

                                 Шли Матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Три Матрешки, две Матрешки
И одна Матрешечка.

                                 Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки Матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках. (авт. В.Берестов.)

                                 Мы игрушки знатные,
Складные, да ладные, 
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся! (авт. Петр Синявский)

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока. 

А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке. 
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!                                          

Хохлома. «Хохломская роспись»

Хохломская роспись – 

Алых ягод россыпь, 

Отголоски лета 

В зелени травы, 

Рощи – перелески, 

Шелковые всплески. 

Солнечно – медовый 

Золотой листвы. 

У красы точеной 

Сарафан парчовый, 

По волнам узоров 

Яхонты горят.

Что за чародеи 

Хохлому одели

В этот несказанный 

Праздничный наряд… 

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

Наша хохлома! П.Синявский.

Стих. Виктора Набокова «Хохлома».

Птицы и петли, круженья, разводы

Листья и стебли, колосья и злаки,

Редкие, мудрые формы природы

Сердце влюбленного тайные знаки.

Это придумали русские люди

Те, что молились пенькам и березе.

На деревянном языческом блюде

Травы, цветы, легендарные розы.

Как я люблю хохломское искусство!

Ложки и те у меня хохломские

К ним у меня постоянное чувство,

С детства они мне родные, родные.

Я разложу их, и гости довольны

И никаких замечаний, и жалоб.

Слышно одно в разговоре застольном:

Щец бы горячих, борща не мешало.

Кисть хохломская! – Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни.

Ты, как душа у народа красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!                                           

  Гжель

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"

Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....

Народные промыслы России

Данная работа посвящена изучению детьми истории возникновения народных промыслов в России. Дети в презентации знакомяться с городецкими, хохломскими, дымковскими, филимоновскими изделиями, изготовлены...

"Народные промыслы России"

Презентация разделена на две части, при показе детям части нужно будет соединить. Для просмотра презентации детьми, фотографии использованные в презентации лучше увеличить....

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...

Краткосрочный проект в средней группе № 1 «Русские народные промыслы России. Традиции и культура России»

Тип проекта: Познавательно-творческийПродолжительность: 1 неделяУчастники проекта: дети средней группы, воспитателиВозраст детей: 4-5 летПроблема: В современное время познавательны...

Программа по социализации и адаптации детей-мигрантов в ДОУ "Мы - дети России, мы - дети Югры"

Обретение новой Родины как второй матери достаточно сложный жизненный процесс и  на наш взгляд, чем раньше он начнется, тем успешнее пройдет период  адаптации и социализации ребенка-мигранта...