Проект
материал

Образовательный проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_oblokuz.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 238»

(МБДОУ «Детский сад № 238»)

654066, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Грдины, 20А

e-mail: detsadvvkz238@mail.ruтел/факс: 8(3843) 35-15-98

«ОблоКуз»

Образовательный проект

по познавательному развитию детей

старшего дошкольного возраста

город Новокузнецк 2021 г.

Содержание

Паспорт проекта

2

  1. Актуальность проекта

8

  1. Теоретическое обоснование проекта

9

  1. Новизна материала

11

  1. Цель и задачи проекта

12

  1. Краткое описание проекта по этапам

12

  1. Ожидаемые результаты

16

  1. Целевые группы проекты (или аудитория проекта)

16

  1. Объем и содержание работ

17

  1. Формы представления результатов

20

Список литературы

21

Приложения

24


Паспорт проекта

Наименование проекта

Проект по познавательному развитию детей  старшего дошкольного возраста  «ОблоКуз»

Основные разработчики проекта

Воспитатели:

Бондаренко Галина Ивановна, Габдулхакова Татьяна Сергеевна, Ежикова Лариса Ивановна, Ещенко Наталья Николаевна, Изюрова Марина Вячеславовна, Иванова Евгения Сергеевна, Меркулова Наталья Александровна, Нешумова Елена Валентиновна, Родионова Ирина Алексеевна, Симонова Ирина Николаевна

Психолог: Широких Татьяна Юрьевна

Учитель-логопед: Комарова Марина Александровна

Музыкальный руководитель: 

Филиенко Инна Анатольевна

Целевая аудитория

Дети дошкольного возраста 5-7 лет, их родители, педагоги ДОУ

Цель и задачи проекта

Цель: формирование у дошкольников первоначальных знаний о Кемеровской области в том числе его символах, природе, народе, культуре и традициях, уважения и бережного отношения к ним.

Задачи:

  • активизировать познавательный интерес к объектам социального мира Кемеровской области;
  • формировать представления о Кузбассе: его природе, истории, культуре, традициях, достопримечательностях;
  • воспитывать уважение и гордость у дошкольников малой Родиной, приобщая их к общечеловеческим ценностям, национальной культуре;
  • вовлекать родителей в совместную с ДОУ деятельность по формированию у детей знаний о Кемеровской области;
  • повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей в области патриотического воспитания детей.

Сроки реализации

проекта

сентябрь 2019 - май 2021

Вид проекта

Творческий, групповой, долгосрочный

Этапы реализации

проекта

I этап. Подготовительный (сентябрь - октябрь 2019 г.)

  • изучение нормативно-правовой и методической литературы в рамках проекта;
  • определение целей, задач, содержания и форм для реализации выбранной темы проекта;
  • диагностика детей с целью выявления знаний детей по теме проекта;
  • подбор материала необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения и т.д.);
  • создание творческой группы педагогов для поддержки проектной деятельности;
  • научно-методическое обеспечение проекта (для педагогов, детей, родителей);
  • пополнение и обогащение предметно-развивающей среды.

II этап. Основной (ноябрь 2019 – май 2021 г.)

  • организация и проведение мероприятий с детьми по формированию знаний о народе, природе, истории и культуре Кемеровской области.
  • повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в области патриотического воспитания и познавательного развития дошкольников через знакомство с природой, культурой и традициями Кузбасса;
  • информационно-просветительская и практическая работа с родителями дошкольников по патриотическому воспитанию детей;
  • привлечение родителей к реализации проекта в рамках совместного детско-родительского творчества.

III этап. Заключительный (май–2021)

  • диагностика детей с целью выявления знаний детей по теме проекта;
  • анализ полученных результатов диагностики и изучение эффективности реализации проекта;
  • представление опыта работы на педагогическом совете МБДОУ;
  • выстраивание перспективы работы по данной теме.

Перечень основных мероприятий

С педагогами:

  • консультации «Разнообразие форм работы по краеведению с дошкольниками», «Знакомство с культурой Кузбасса как средство познавательного развития и патриотического воспитания дошкольников»;
  • обучающие семинары «Викторины о Кемеровской области как средство познавательного развития дошкольников»; «Как знакомить детей с природой, традициями, профессиями родного края через составление рассказов»
  • организация деятельности творческой группы по теме «Ознакомление с малой родиной Кузбасс в разных возрастных группах»;
  • педагогический совет «Формы и методы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через приобщение к изучению природы, культуры и традиций родного края»;
  • подбор и систематизация материалов по теме проекта;
  • разработка перспективного плана;
  • составление сборника электронных презентаций, видеороликов «Всё о Кузбассе»;
  • разработка интерактивной игры «Путешествие с кузнечиком Кузей по Кузбассу», и викторин для дошкольников «Люби и знай Кузбасс», «Знаю Кузбасс», «В Новокузнецке я родился» и др.

С детьми:

  • организация образовательной деятельности педагогов с детьми по формированию и закреплению знаний о народе, природе, истории и культуре Кемеровской области (занятия, праздники и развлечения);
  • проведение интерактивной игры «Путешествие с кузнечиком Кузей по Кузбассу», и викторин для дошкольников «Люби и знай Кузбасс», «Знаю Кузбасс», «В Новокузнецке я родился» и др.
  • выставка детского творчества «Красная книга Кемеровской области глазами детей», «Край, в котором мы живем», «Кузбасс – угольный край», «Зима в Кузбассе»;
  • развлекательно-интеллектуальные игры «Морской бой», «Вопросы на засыпку», «Что? Где? Когда? «Всё о Кузбассе»», КВН «Веселый регион 42», квест-игра «Мой Кузбасс»;
  • конкурс чтецов «Тебе посвящаю, Кузбасс!»;
  • флэш-моб «Дружба народов»;
  • тематическая неделя «Кузбасс – жемчужина Сибири».

С родителями:

  • организация выставки в мини-музее ДОУ «Профессии Кузбасса»;
  • экологическая эстафета по благоустройству территории, прилегающей к детскому саду «Мой подарок родной земле»;
  • конкурс детско-родительских сочинений «Фантазёры – Кузбассу»;
  • круглый стол по теме: «Особенности патриотического воспитания и познавательного развития детей 5-7 лет»;
  • клуб интересных встреч «Трудовая доблесть Кузбасса»;
  • фотоконкурс «Я люблю Кузбасс!»;
  • выставка-конкурс детского-родительского технического творчества «Кузбасс – мой дом!»;
  • on-line марафон «Новогодние каникулы в Кузбассе»;
  • составление сборника электронных презентаций, видеороликов «Всё о Кузбассе»;
  • конкурс зимних построек «Семейная крепость».

Ожидаемые

результаты реализации проекта

  • активизация познавательного интереса и расширение у детей представлений о Кемеровской области ее символах, природе, народе, достопримечательностях, культуре и традициях;
  • уважительное отношение к общечеловеческим ценностям национальной культуре родного края;
  • повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в области познавательного развития и патриотического воспитания дошкольников;
  • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность по формированию знаний о Кузбассе.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги ДОУ


  1. Актуальность проекта

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родного края. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к его истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «ОблоКуз» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств.

 Изучение своего края необходимо, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Отличительная особенность данного проекта состоит в его практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую, творческую деятельность.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение. Во время реализации данного проекта дети приобретают новые знания, касающиеся своего родного города, края, а также обогащают свой опыт взаимодействия со сверстниками, родителями и педагогами дошкольного учреждения.

  1. Теоретическое обоснование проекта

Академик Д.С. Лихачёв отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости — это доказывать».

В ФГОС дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Базовым этапом формирования у дошкольников бережного отношения к родному краю является накопление детьми социального опыта жизни в своем родном крае, усвоение принятых норм поведения, приобщение к миру культуры. Одной из проблем, стоящих перед дошкольным образованием в настоящее время, является проблема формирования представлений у воспитанников к родному краю, стране.

В настоящее время все чаще обсуждается проблема патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий. Закон Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

С каждым годом представление дошкольников о родном крае расширяется. Формированию бережного отношения к родному краю, углублению и расширению представлений о родном крае способствует использование в образовательном процессе местного краеведческого материала.

К.Д. Ушинский в своих трудах пишет о том, что отношение дошкольников основано на элементарных знаниях, которые обозначают поведение и мотивы поступков детей дошкольного возраста: «Обязательным составляющим процесса формирования бережного отношения являются знания и умения, а конечным результатом является соответствующее осознанное отношение к родному краю. Одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольника эстетических представлений, умения увидеть красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным места, ко всему, что окружает ребенка с малых лет».

Анализ методической литературы показал, что знакомство дошкольников с природой и национальной культурой может даже не требовать специально организованных занятий. Национальный компонент может естественным образом интегрироваться в образовательный процесс ДОУ.

Таким образом, формирование представлений о родном крае осуществляется наряду с воспитанием в ребенке гражданина своей Родины, с воспитанием гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к природе, к семье. «Одновременно с другими компонентами воспитания важно включать в содержание воспитательного процесса такие составляющие как любовь к Родине, к родному городу, знания об истории, культуре», что определено и документами в области образования, и программным материалом.

  1. Новизна материала

Проект предполагает использование различных форм организации патриотического воспитания и познавательной деятельности, в том числе действенно-практической, поисково-исследовательской, игровой, совместной деятельности с родителями, презентаций и рассказов о малой родине из собственного опыта дошкольников, бесед с представителями основных профессий города, работниками музея.

Отличительная особенность проекта состоит в создании силами педагогов ДОУ, детей и родителей электронного сборника, включающего, интерактивные игры с познавательными заданиями и проблемными ситуациями, викторины на онлайн сервисе LearningApps.org, видеофильмы, мультимедийные презентации и виртуальные экскурсии по Кемеровской области.

Разнообразие форм работы дает возможность участвовать в проекте и тем, кто находится в режиме самоизоляции, карантина, и часто болеющим детям.

  1. Цель и задачи проекта

Цель: формирование у дошкольников первоначальных знаний о Кемеровской области, в том числе его символах, природе, народе, культуре и традициях, уважения и бережного отношения к ним.

Задачи:

  • активизировать познавательный интерес к объектам социального мира Кемеровской области;
  • формировать представления о Кузбассе: его природе, истории, культуре, традициях, достопримечательностях;
  • воспитывать уважение и гордость у дошкольников малой Родиной, приобщая их к общечеловеческим ценностям, национальной культуре;
  • вовлекать родителей в совместную с ДОУ деятельность по формированию у детей знаний о Кемеровской области;
  • повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей в области патриотического воспитания детей.

  1. Краткое описание проекта по этапам

I этап. Подготовительный (сентябрь - октябрь 2019 г.)

  1. Изучение нормативно-правовой и методической литературы в рамках проекта.
  2. Создание творческой группы педагогов для поддержки проектной деятельности.
  3. Определение целей, задач, содержания и форм для реализации выбранной темы проекта.
  4. Научно-методическое обеспечение проекта:
  • разработка перспективных планов по внедрению проекта в образовательную деятельность;
  • разработка системы организационных мероприятий по реализации проекта (педсовет, обучающие семинары, консультации мультимедийные презентации, мастер-классы для педагогов);
  • подбор и систематизация материалов по теме проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, электронные пособия и т.д.);
  • разработка интерактивной игры «Путешествие с кузнечиком Кузей по Кузбассу», и викторин для дошкольников на онлайн сервисе learningApps.org «Кузбасс – мой край родной!», «Наш родной город», «В Новокузнецке я родился».
  1. Диагностика детей с целью выявления знаний детей по теме проекта.
  2. Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды.

II этап. Основной (октябрь 2019 – май 2021 г.)

  1. Работа с педагогами:
  • консультации «Разнообразие форм работы по краеведению с дошкольниками», «Знакомство с культурой Кузбасса как средство познавательного развития и патриотического воспитания дошкольников»;
  • обучающие семинары «Викторины о Кемеровской области как средство познавательного развития дошкольников»; «Как знакомить детей с природой, традициями, профессиями родного края через составление рассказов»
  • организация деятельности творческой группы по теме «Ознакомление с малой родиной Кузбасс в разных возрастных группах»;
  • педагогический совет «Формы и методы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в области краеведения»;
  • подбор и систематизация материалов по теме проекта (конспекты, картотеки, видеоматериалы, мультимедийные презентации);
  • составление сборника электронных презентаций, видеороликов «Всё о Кузбассе»;
  • открытые просмотры занятий по ознакомлению с природой, культурой и традициями Кемеровской области;
  • деловая игра «Крепкий орешек» делимся опытом работы;
  • конкурс на лучшую методическую разработку и изготовление дидактических игр по ознакомлению дошкольников с родным краем;
  • составление сборника электронных презентаций, видеороликов «Всё о Кузбассе»;
  • педагогический совет «Формы и методы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через приобщение к изучению природы, культуры и традиций родного края».

  1. Формы работы с детьми:
  • занятия по познавательному развитию;
  • совместная деятельность взрослого и ребенка, организация практических действий;
  • коммуникативная деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации);
  • встречи с людьми разных профессий (продавец, спортсмен, повар, фотограф, инспектор ГИБДД, писатель, врач, пожарный, актер, стюардесса и др.);
  • тематическая неделя «Кузбасс – жемчужина Сибири»;
  • культурно-досуговая деятельность:
  • фестиваль детского творчества «Кузбасс-мой край родной»;
  • клуб интересных встреч «Трудовая доблесть Кузбасса»;
  •    развлекательно-интеллектуальные игры «Морской бой», «Вопросы на засыпку», «Что? Где? Когда? «Всё о Кузбассе»», КВН «Веселый регион 42», квест-игра «Мой Кузбасс»;
  • флэш-моб «Дружба народов»;
  • конкурс чтецов «Тебе посвящаю, Кузбасс!».

  1. Работа с родителями:
  • выпуск информационных буклетов «Что рассказать дошкольнику о Кузбассе», «Прогулки по Новокузнецку»; «Чем заняться в выходные? (театры, музеи, творческие мастерские)»;
  • информационные ширмы «Кузбасс и его история», «Кузбасс во время Великой Отечественной войны», «Нам есть кем гордиться!»;
  • организация выставки в мини-музее ДОУ «Профессии Кузбасса»; «Зима в Кузбассе», «Герои Великой Отечественной войны Кузбасса»;
  • книга поколений «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»;
  • экологическая эстафета по благоустройству территории, прилегающей к детскому саду «Мой подарок родной земле»;
  • конкурс детско-родительских сочинений «Фантазёры - Кузбассу»;
  • круглый стол по теме: «Достопримечательности Новокузнецка»;
  • клуб интересных встреч «Трудовая доблесть Кузбасса»;
  • фотоконкурс «Я люблю Кузбасс!»;
  • выставка-конкурс детско-родительского технического творчества «Кузбасс – мой дом!»;
  • on-line марафон «Новогодние каникулы в Кузбассе»;
  • конкурс зимних построек «Семейная крепость».

III этап. Заключительный (май 2021 г.)

  • диагностика детей с целью выявления знаний детей по теме проекта;
  • анализ полученных результатов диагностики и эффективности проекта;
  • представление опыта работы на педагогическом совете МБДОУ;
  • выстраивание перспективы работы по данной теме;
  • диссеминация педагогического опыта на методических объединениях, семинарах, конференциях различного уровня, в периодической печати, сборниках научных статей, на образовательных сайтах.

  1. Ожидаемые результаты

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

  • активизация познавательного интереса и расширение у детей представлений о Кемеровской области, ее символах, природе, народах, достопримечательностях, культуре и традициях;
  • бережное и уважительное отношение к общечеловеческим ценностям, национальной культуре родного края;
  • повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в области познавательного развития и патриотического воспитания дошкольников;
  • вовлечение родителей в совместную с ДОУ деятельность по формированию знаний о Кузбассе.

  1. Целевые группы проекта

Проект рассчитан на работу с родителями и детьми старшего дошкольного возраста.

Работа адресована педагогам ДОУ и направлена на формирование у детей познавательного интереса, расширение кругозора, развитие патриотических чувств, воспитание любви к малой Родине.


8. Объем и содержание работ

Направления деятельности

Содержание

деятельности

Исполнители

Сроки

реализации

1

2

3

4

Диагностика педагогического коллектива

  1. Оценка уровня знаний и затруднений по теме ознакомления детей с историей, культурой, окружающей средой Кемеровской области.
  2. Анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта.

Старший воспитатель

Сентябрь 2019 г.

Диагностика детей

Диагностика уровня знаний детей 

Педагоги ДОУ

Сентябрь 2019 г., январь, май, сентябрь 2020 г., январь, май 2021г.

Разработка содержания  проекта

Подбор и систематизация практических материалов по формированию у дошкольников знаний о народе, природе, истории и культуре Кемеровской области.

Педагоги ДОУ

Сентябрь 2019 г.

Определение форм организации деятельности

  1. Консультации для педагогов.
  2. Обучающие семинары.
  3. Педагогический совет.
  4. Сборник электронных презентаций, подборка видеороликов о Кузбассе.
  5. Занятия по ознакомлению детей с природой, народом, истории и культуре Кемеровской области
  6. Интерактивная игра для дошкольников «Путешествие с кузнечиком Кузей по Кузбассу».
  7. Выставки детского творчества в мини музеи ДОУ: «Красная книга Кемеровской области глазами детей», «Край, в котором мы живем», «Зимний Кузбасс»
  8. Викторины «Вопросы на засыпку», «Знаем и любим родной Кузбасс!», в том числе интерактивные «Мой родной город», «Кузбасс – мой край родной!», «В Новокузнецке я родился»
  9. Познавательно-развлекательная игра: «Что? Где? Когда? «Всё о Кузбассе»», «Морской бой»
  10. Развлекательно-интеллектуальная игра КВН «Веселый регион 42»
  11. Флэш-моб «Дружба народов»
  12. Конкурс чтецов «Тебе посвящаю, Кузбасс!»;
  13. Тематическая неделя «Наш край-наш дом родной Кузбасс»
  14. Клуб интересных встреч

 «Трудовая доблесть Кузбасса»

  1. Акции «Цветочная аллея пионов к 300-летию Кузбасса»
  2. Круглый стол по теме: «Особенности познавательного развития 5-7 лет»
  3. Квест-игра «Мой Кузбасс».

Старший воспитатель,

педагоги ДОУ

Сентябрь 2019 г

Распределение объема работы между педагогами

Методическое обеспечение проекта

Старший воспитатель, педагоги ДОУ

Сентябрь 2019 г.

Диагностика

Воспитатели

Проведение мероприятий по проекту

Старший воспитатель, педагоги ДОУ

Повышение мастерства педагогов

  1. Обучающие семинары.
  2. Открытые занятия.
  3. Консультации для педагогов.

Старший воспитатель, педагоги ДОУ

Октябрь 2019 – май 2020 гг.

Планирование работы

  1. Перспективное планирование.
  2. Календарно-тематические планы.

Старший воспитатель, воспитатели

Сентябрь 2019 г.

Осуществление педагогического процесса

Реализация мероприятий по проекту

Педагоги ДОУ

Сентябрь 2019 г. – май 2021 г.

Внесение корректив в планирование и содержание проекта

Анализ результатов работы, внесение корректив в планирование.

Старший воспитатель, педагоги ДОУ

Январь 2019 г. – сентябрь 2020 г.

Презентация

опыта работы

 по проекту

  1. Педагогический совет.
  2. Методические разработки.
  3. Презентация опыта на методических объединениях, семинарах, конференциях различного уровня.
  4. Публикация статей в периодической  печати, сборниках научных статей, образовательных сайтах.

Старший воспитатель, педагоги ДОУ

2019-2021 учебные гг.

  1. Формы представления результатов

Разработка информационно-образовательных продуктов по окончании проекта:

  • учебно-методические материалы (методические рекомендации, методические разработки, сборник мультимедийных презентаций и видеороликов, буклеты для родителей);
  • учебно-программные материалы (годовое планирование, календарно-тематические планы, перспективные планы работы, конспекты занятий).

        

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: http://www.edu.ru/mon/index.php?page_id=240
  2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Алёшина. – М. : Просвещение, 2005. – 34 с.
  3. Антонов, Ю. Е. Наследники Великой Победы [Текст]: сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников / Ю. Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2010. – 12 с.
  4. Бударина, Т. А. Знакомство детей с устным народным творчеством [Текст] / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова, Л. С. Куприна, О. А. Маркеева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 15 с.
  5. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст] / И. Г. Гаврилова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 160 с.
  6. Городнова, С. В. Знакомство сродным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Методическая разработка / [Электронный ресурс] : Режим доступа : https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-znakomstvo-s-rodnim-kraem-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-3769618.html
  7. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России [Текст] / Г. Н. Данилина. – М. : АРКТИ, 2003. – 25 с.
  8. Дмитриенко, З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / З. С. Дмитриенко, А. Я. Ветохина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.
  9. Зеленая, Н .Г. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. Г. Зеленая, Л. Е. Осипова. – М. : «Скрипторий», 2019. – 104 с.
  10. Книга-альбом Кузбасс. Рубеж тысячелетий [Текст] / – Кемерово-Новокузнецк-Томск : Издательства Продюссерский центр «ПризмаДо», продюссерский центр «ГалаПресс»,1999. – 495с.
  11. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? [Текст] / Л.А. Кондрыкинская. –  М. : Сфера, 2004. – 77 с.
  12. Крылов, Г. В. Зеленая аптека Кузбасса [Текст] / Г. В. Крылов, Э. В. Степанов – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1989. – 334 с.
  13. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Д. Маханева. – М. : АРКТИ, 2004. – 56 с.
  14.  Миловский, А. С. Песнь жар-птицы [Текст]: Рассказы о народных праздниках / А. С. Миловский. – М. : Просвещение, 1987. – 90 с.
  15.  Пугачёва, Н. В. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ [Текст] / Н. В. Пугачёва, Н. А. Есаулова – М. : «Центр педагогического образования», 2007. – с 67.
  16.  Ривина, Е. Л. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами.  [Текст] / Е. Л. Ривина -     М. : АРКТИ, 2002. – 180 с.  
  17.  Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник [Текст] / Авт.-сост. П. Г. Дейниченко. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 65 с.
  18.  Синейкина, Н. В. Семинар. Знакомство дошкольников с историей Кузбасса [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://infourok.ru/seminar-znakomstvo-doshkolnikov-s-istoriey-kuzbassa-3829148.html
  19. Скалон, Н. В. Животный мир Горной Шории [Текст] / Н. В. Скалон  Кемерово: Скиф : КУЗБАСС, 2007. – 103 с.
  20.  Соловьева, Л. И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие [Текст] / Л .И. Соловьева. – Кемерово: ОАО "ИПП"Кузбасс"; ООО "СКИФ", 2006. – 384с.
  21.  Тотыш, С. С. Сказки Шапкая. [Текст] / С. С. Тотыш – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1985. – 80 с.
  22. Тудегешева, Т. Поющие стрелы времён [Текст] : [стихи и проза из шорского фольклора]  /  Т. Тудегешева  ; пер. с шорск. – Новокузнецк : Кузнецкая крепость, 2000. – 167 с.
  23. Шорыгина, Т. А. Наша Родина  Россия [Текст] / Т. А. Шорыгина  М.: Творческий Центр СФЕРА, 2013. –  96 с.
  24. Шпигунова, Л. И. Детям о Новокузнецке [Текст] / Л. И. Шпигунова, С. Е. Хрущева С. В. Баженова, Л. В. Блошкина, Е. В. Горобец, Н. Н. Инжуватова, Е. В. Костюкова, Н. Н. Симоненко, Л. И. Шпигунова. Ю. Ю. Шпигунова – Новокузнецк: Издательская фирма "СпортДизайн", 2006. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...