Формы и методы экологической работы в ДОУ
учебно-методический материал
Подробно описаны формы и методы экологической работы в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формы и методы экологической работы в ДОУ
- С выходом в свет законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании», постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03.1997 №4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.
- Один из путей повышения эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы, таких как:
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические кружки;
- экологические конкурсы;
- КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- зеленый патруль;
- клуб исследователей природы;
- лаборатория юного эколога;
- составление экологических карт;
- ведение «Панорамы добрых дел»;
- ведение календарей природы;
- коллекционирование;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические музеи;
- день (неделя) экологического творчества;
- экологические праздники и фестивали;
- экологические игры;
- экологические сказки;
- экологические тренинги;
- инсценировки, театрализации.
Рассмотрим некоторые из них:
- Уроки доброты. Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
- Обсуждение и проигрывание ситуаций. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации: Дети нарвали большой букет цветов. Воспитатель на них рассердился. Почему? Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
- Уроки мышления. Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребенка-дошкольника тема. Решить эту задачу можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?». Например, «Почему у елки зеленые иголки?». Основным условием проведения уроков мышления является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.
- Экологические акции. Тематика акций может быть различной: «Каждой птахе по крохе», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан», «Сохранив дерево – сохраним жизнь». Участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлеченными, неравнодушными людьми.
- Экологические экскурсии-экспедиции. Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экспедиций дети могут заготавливать лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре).
- Экологические наблюдения. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название, классификация, внешний вид, части, назначение, размножение.
- Практическая деятельность детей. Дети могут ухаживать за слабыми или больными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц. Могут расставлять природоохранные знаки, разъяснять их значение малышам.
- Надеюсь, что краткий обзор различных форм и методов экологической работы поможет педагогам выбрать те, что более всего подходит им.
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»
Экологические проблемы— это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созна...
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является э...
Формы и методы экологической работы используемые в ДОУ
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспи...
Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к ...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ : «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ФГОС. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »
Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель» города Б...
Семинар для педагогов На тему: Экологическое воспитание дошкольников с учётом ФГОС ДО. Формы и методы экологического воспитания.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формирует...
Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...