Опыты и эксперименты
картотека (средняя группа)

Хасанова Екатерина Юрьевна

Картотека опытов и экспериментов для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека опытов и экспериментов263.17 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов и экспериментов

ОПЫТЫ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.

ОПЫТЫ С ЗЕМЛЁЙ

Опыт №1. Из чего состоит земля.

Цель: предложить детям рассмотреть в лупу землю, и сказать какая она.

Установить, что она состоит из мелких частичек разных по форме и размеру.

Частички плотно не соединены друг с другом. Если взять землю в руки, то она не держит своей формы и рассыпается на комочки. Земля бывает в основном чёрного или тёмно-серого цвета.

Опыт № 2. Пропускает ли земля воду.

Цель: наблюдать за тем, что произойдёт, если насыпать в воронку землю и налить сверху воду. Земля впитает в себя воду и через небольшой промежуток времени снизу воронки потечёт тонкая струйка воды. В пройденной сквозь землю воде можно увидеть частички почвы, которые оседают на дно. Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей.

Опыт №3. Земля сухая и мокрая.

Цель: вспомнить с детьми, как пропускали воду сквозь землю. Намочить землю и сравнить её с сухой. Мокрая земля изменила цвета – стала темнее. Если сухую землю можно стряхнуть с руки, то мокрая почва прилипает к пальцам и при попытке стряхнуть её – размазывается. Сухая земля рассыпается в руках, а мокрая

– становится липкой, её частички склеиваются в один комок. Приучать детей вести самостоятельные наблюдения.

Опыт №4. Для чего нужна земля (задание детям).

Цель: обойти с детьми сначала группу, а потом территорию садика и найти, где лежит земля (в цветочных горшках, на грядках, газонах, клумбах и цветниках).

Выяснить, почему земля находится именно в этих местах. Объяснить, что земля нужна всем растениям, они в ней укрепляются корнями, растут и развиваются. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям для полноценной жизни. Учить детей вести самостоятельные наблюдения и высказываться об увиденном.

https://static3.depositphotos.com/1000975/193/i/950/depositphotos_1937705-stock-photo-hand-holding-handful-of-soil.jpg

ОПЫТЫ С ПЕСКОМ

Опыт №1. Из чего состоит песок.

Цель: предложить детям рассмотреть в лупы песок, карьерный (принесённый из песочницы) и речной. Установить, что песок состоит из мелких песчинок разной величины, которым не соединены друг с другом и свободно перекатываются.

Сравнить между собой разные виды песка. (У карьерного песка песчинки мельче, чем у речного). Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей.

Опыт №2. Песок рассыпчатый.

Цель: предложить детям взять в руки сухой песок и удержать его, а потом попробовать построить из этого песка башню. Убедиться в том, что это сделать нельзя, потому что сухой песок не держит форму. Он просачивается сквозь пальцы и рассыпается. Напомнить, что песок состоит из мелких песчинок, которые неплотно прилегают друг к другу и поэтому песок сложно удержать и придать ему определённую форму.

Опыт №3. Пропустим сквозь песок воду.

Цель: наблюдать за тем, что произойдёт, если насыпать в воронку песок и налить сверху воду. Песок сначала впитывает воду, а потом снизу воронки начинает капать вода. Постепенно вся вода просачивается сквозь песок вниз.

Убедиться в том, что песок свободно пропускает воду сквозь себя. Сравнить какой вода была до того как прошла через песок, и какой стала после (пройдя через песок, стала чище).

Опыт №4. Что будет если песок намочить.

Цель: напомнить, как пытались удержать песок в руке и строили из него башню. Вспомнить, почему это сделать не удалось. Попросит детей подумать, как сделать так, чтобы песок не рассыпался (надо его намочить). Рассмотреть мокрый песок в лупу. Песчинки набухли и склеились друг с другом в один комочек.

Попробовать слепить из мокрого песка башенку и убедиться, что песчинки крепко держаться др. за др. и не рассыпаются. Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей.

https://melkie.net/wp-content/uploads/2017/12/pesochnaya-terapiya-2.jpg

ОПЫТЫ С ГЛИНОЙ

Опыт №1. Из чего состоит глина.

Цель: предложить детям рассмотреть в лупу кусочек глины. Установить, что у глины нет отдельных крупинок, как у песка. Частицы глины, жёлтого и коричневого цвета, плотно скреплены друг с другом и между ними нет просвета.

Попробовать разделить частички глины. Убедиться, что частички очень крепко соединены друг с другом и при ударе глина раскалывается.

Опыт № 2. Сухая глина.

Цель: рассмотреть разные куски сухой глины. Установить, что она тяжёлая, похожа на камень, и от неё сложно отломить кусочек. Глина твёрдая не меняет своей формы, и если по сухой глине сильно ударить, то она раскалывается на мелкие кусочки. Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей.

Опыт №3. Мокрая глина.

Цель: уточнить представления детей о сухой глине. Размочить глину и установить, что в мокром виде она становится липкой и пластичной, ей можно придать любую форму, можно лепить из неё фигуры. Мокрая глина такая же тяжёлая, как и сухая, но её нельзя расколоть на кусочки. Приучать детей к самостоятельным наблюдениям.

Опыт №4. Пропускает ли глина воду.

Цель: вспомнить, как песок пропускает воду. Предложить положить в воронку глину и понаблюдать что произойдёт, если пропустить через неё воду. Убедиться, что вода не проходит сквозь глину так же быстро, как сквозь песок. Выяснить, почему так происходит (частички глины очень плотно и крепко соединены друг с другом). Оставить воронку с глиной и с налитой в неё водой до следующего утра.

На следующий день обратить внимание на то, что из воронки капают редкие капли, а под ней появилась маленькая лужица мутной воды. Глина в воронке размокла и стала похожа на грязь. Сделать вывод, что глина очень плохо пропускает сквозь себя воду.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e89e638857a51f52b9374680d7b2d55b&n=33&w=281&h=188https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d86276615fa991d603ff68663f1af693&n=33&w=282&h=188

 

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

Опыт №1. Вода прозрачная и бесцветная.

Цель: предложить детям опустить в воду любые предметы и сказать видно их или нет. Убедиться, что сквозь воду хорошо видны все предметы, значит она прозрачная. Попросить детей определит, какой цвет у воды. Вместе с ребятами добавить в сосуды с водой разноцветную гуашь, и наблюдать за тем, как вода постепенно окрашивается в разные цвета. Убедиться в том, что вода своего цвета не имеет. Её можно сделать цветной, добавив краски (такая вода становится непрозрачной, сквозь неё трудно рассмотреть предметы).

Опыт №2. Вода жидкая и не имеет формы.

Цель: сравнить воду с любыми твёрдыми предметами и убедиться в том, что у воды нет определённой формы. Она льётся и растекается по поверхности в бесформенную лужу, потому что жидкая. Налить воду в несколько различных сосудов и убедиться в том, что она, в отличие от твёрдых тел, принимает форму этих сосудов.

Опыт №3. Вода не имеет запаха.

Цель: предложить детям понюхать воду и сказать, какой у неё запах. Добавит

в разные сосуды с водой лимон, заварку, шампунь или любые другие вещества.

Убедиться в том, что вода приобретает запах добавленного в неё вещества.

Опыт № 4. Вода не имеет вкуса.

Цель: предложить детям выпить воду и определить, какой она имеет вкус.

Добавить в три сосуда с водой сахар, соль, лимон и попробовать получившуюся воду на вкус. Убедиться в том, что вода меняет свой вкус в зависимости от вещества, которое в неё положили.

Опыт №5. В воде можно растворить другие вещества.

Цель: предложить детям положить в воду соль и сахар. Понаблюдать, как они опускаются на дно, потом перемешать и посмотреть, что с ними стало. Убедиться в том, что все три вещества полностью исчезли. Объяснить, что вода может растворять некоторые вещества, приобретая при этом их вкус и цвет.

      https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1408921/47703c46-79d8-48e9-9f61-acbaab0f18b7/s1200?webp=false

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ

Эксперимент № 1

Цель: показать детям, что в окружающем нас мире есть предметы тяжелее и легче воды.

Оборудование: ванночка с водой, предметы, выполненные из различного материала.

Ход эксперимента: налить в ванночку воду и опустить по очереди предметы, выполненные из различного материала. Наблюдаем, какие предметы плавают, а какие идут ко дну.

Результат: часть предметов утонули, а часть предметов остались плавать на поверхности воды.

Объяснение: нас окружают разные предметы, одни из них легче воды, другие– тяжелее.

Эксперимент №2.

Цель: показать детям, что вес предмета в воде уменьшается.

Оборудование: безмен, яблоко, тонкую и крепкую верёвочку, глубокий тазик, вода, бумага и карандаш.

Ход эксперимента:

1 Обвяжите яблоко и взвесьте его на безмене, запишите результат.

2 Наполните тазик водой. Не снимая яблоко с безмена, опустите его в воду и снова замерьте его вес.

3 Запишите результат и сравните с предыдущем.

Результат: когда яблоко погружено в воду, безмен показывает меньший вес.

Объяснение: яблоко, погружаясь в воду, вытесняет некоторое её количество.

Вытесненная вода стремиться занять своё место и давит на яблоко, стараясь вытолкнуть его вверх. Поэтому в воде вес яблока уменьшился.

Эксперимент № 3

Цель: показать детям, что воздух легче воды.

Оборудование: газированная вода, стакан, виноград.

Ход эксперимента: налить в стакан газированной воды и опустить в него виноградинки.

Результат: виноградинки сначала опускаются на дно. Потом газовые пузырьки пристанут к их поверхности, и они начнут подниматься вверх. На поверхности газовые пузырьки лопнут, и ягоды начинают тонуть. Пока вода не выдохнется, виноград будет тонуть и всплывать.

Объяснение: воздух легче воды, он облепляет виноградину и выталкивает её из воды.

Эксперимент №4.

Цель: познакомить со свойствами солёной воды.

Оборудование: большой стакан, вода, соль мелкого помола, ложка, два яйца.

Ход эксперимента:

1 Наполнить стакан водой до половины. С помощью ложки осторожно опустить в стакан яйцо.

Результат: яйцо опустилось на дно стакана.

2 Вытащить яйцо из стакана и насыпать 10 чайных ложек соли, размешать до полного растворения. Получится рассол.

3 Опять опустить в стакан яйцо.

Результат: яйцо всплывёт наверх.

4 Очень медленно долить пресной воды, до того момента, когда яйцо начнёт тонуть.

Результат: яйцо находится в середине стакана, как бы подвешенное.

Объяснение: яйцо плотнее, чем вода, поэтому оно тонет. Солёная вода плотнее пресной, поэтому яйцо всплывает наверх. В последнем случае пресная вода расположилась слоем над солёной (её плотность меньше). Поэтому яйцо остановилось посередине: плотность яйца больше, чем у пресной воды и меньше, чем у солёной.

Эксперимент №5.

Цель: показать детям, как один и тот же предмет, но в разных положениях, может плавать, или утонуть.

Оборудование: пластилин, крышка от кастрюли, тазик, вода.

Ход эксперимента:

1 Наполните тазик водой.

2 Сделайте из пластилина лодочку и пустите на воду.

3 Вытащите лодочку и сомните её в комок.

Результат: лодочка спокойно плавает в воде, а комок пластилина сразу же опустился на дно.

4 Возьмите крышку от кастрюли и опустите её на воду сначала в горизонтальном положении, а потом в вертикальном.

Результат: в горизонтальном положении крышка не тонет, а в вертикальном сразу идёт ко дну.

Объяснение: чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх.

Эксперимент №6.

Цель: познакомить детей с таким понятием, как «поверхностное натяжение воды.

Оборудование: пинцет, иголка, стакан, вода.

Ход эксперимента: наполните стакан до краёв водой. Пинцетом возьмите иглу и осторожно положите на поверхность воды в стакане.

Результат: игла лежит на поверхности воды.

Объяснение: молекулы на поверхности воды образуют плёнку, способную выдержать вес лёгкого тела. Это явление называется «поверхностное натяжение воды.

Эксперимент №7.

Цель: продолжать знакомить детей с «поверхностным натяжением воды.

Оборудование: носовой платок, резинка, стакан, вода.

Ход эксперимента:

1 Намочите и выжмите носовой платок.

2 Наполните стакан водой и накройте его мокрым платком, закрепите платок резинкой.

3 Быстрым движением опрокиньте стакан (работайте над тазом).

Результат: вода не выливается из стакана, как будто бы платок сделан из непроницаемой ткани.

Объяснение: когда смочили платок водой, она заполнила всё пространство между волокнами ткани и благодаря поверхностному натяжению создала непроходимый барьер для воды из стакана.

Эксперимент №8.

Цель: знакомить детей с процессом испарения влаги.

Оборудование: два стакана, вода, плёнка.

Ход эксперимента: налить в два стакана воды и отметьте ее уровень, один из них накрыть плёнкой, затем убрать стаканы на сутки. Через сутки проверить уровень воды.

Результат: на следующий день уровень воды в открытом стакане станет значительно ниже, а в закрытом почти не изменится.

Объяснение: в стакане, не накрытом плёнкой, воды стало меньше, т. к. она испарилась. В стакане, накрытом плёнкой, воды меньше не стало, т. к. плёнка препятствовала испарению.

Эксперимент №9.

Цель: знакомить детей с таким природным явлением, как круговорот воды в природе.

Оборудование: большой пластмассовый сосуд, вода, маленькая банка, плёнка.

Ход эксперимента: в большой пластмассовый сосуд налить воду и поместить туда банку поменьше. Накрыть всё это плёнкой и поставить на солнце.

Результат: солнечное тепло нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Именно так и происходит круговорот воды в природе.

Объяснение: под лучами солнца вода испаряется. Частички пара поднимаются вверх и оседают на плёнке. Там они охлаждаются и превращаются в капельки воды, которые стекают обратно вниз.

Эксперимент №10.

Цель: показать детям процесс образования облаков.

Оборудование: трёхлитровая банка, горячая вода, поднос лёд.

Ход эксперимента: налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.).

Положить на поднос несколько кубиков льда и поставить его на банку.

Результат: наблюдаем, как воздух внутри банки, поднимаясь вверх, начинает охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Объяснение: эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ

Эксперимент №1.

Цель: показать детям, что воздух находится везде.

Оборудование: прозрачная стеклянная банка, мячик для пинг-понга, бумажная салфетка. Прозрачная ёмкость, наполненная водой до уровня выше банки.

Ход эксперимента:

1 Положить бумажную салфетку на дно банки.

2 Положить на поверхность воды шарик. Накрыть шарик банкой, и осторожно опустить её на дно ёмкости.

Результат: вода не проникла в банку, и шарик лежит на дне ёмкости.

Объяснение: воздух, находящийся в банке, не позволяет воде проникнуть внутрь и намочить салфетку. В этом можно убедиться, подняв банку, салфетка останется сухой.

3 Снова опусти банку в воду и как только коснёшься дна, наклони банку на бок.

Результат: из банки выходят пузырьки воздуха, поднимаются на поверхность и лопаются. Вода проникает в банку, шарик поднимается вверх, салфетка намокает.

Объяснение: воздух, наполнявший банку, выходит из неё, освободившееся место занимает вода.

Эксперимент №2.

Цель: познакомить детей с таким физическим явлением, как давление воздуха.

Оборудование: стакан, вода, глянцевая открытка.

Ход эксперимента:

1 Наполните стакан водой до самых краев. Плотно накройте его глянцевой стороной открытки.

2 Придерживая рукой открытку, опрокиньте стакан.

3 Уберите руку.

Результат: открытка крепко держится на стакане, и вода из стакана не выливается.

Объяснение: давление воздуха, оказываемое снизу на открытку, больше, чем вес воды внутри стакана. Поэтому открытка, плотно прижатая к стакану, и не позволяет воде вылиться.

Эксперимент №3.

Цель: показать детям, как образуется ветер.

Оборудование: две свечки, спички.

Ход эксперимента:

1.Приоткройте дверь в коридор.

2 Зажгите обе свечи, и дайте одну из них своему взрослому помощнику, и пусть он держит её внизу образовавшейся щели.

3 Возьмите вторую свечу, и держите её возле щели сверху.

Результат: пламя нижней свечи будет направлено внутрь комнаты, а пламя верхней наружу комнаты.

Объяснение: тёплый воздух в комнате поднимается вверх, т к он легче холодного, и выходит через верхнюю щель, а холодный воздух тяжелее и входит в комнату снизу. Именно так возникает ветер в природе.

Эксперимент №4.

Цель: показать детям, что воздух легче воды.

Оборудование: трубочки для коктейля, таз с водой.

Ход эксперимента:

1.Опустить один конец трубочки для коктейля в воду.

2 Подуть в другой конец трубочки.

Результат: из конца трубочки опущенного в воду будут появляться воздушные пузыри и подниматься на поверхность воды.

Объяснение: воздух легче воды, поэтому он поднимается наверх.

Эксперимент №5.

Цель: показать детям, что воздух легче воды.

Оборудование: два апельсина, тазик с водой.

Ход эксперимента:

1.Положите один из апельсинов в миску с водой.

2 Очистите второй апельсин, и тоже опустите его в воду.

Результат: первый апельсин будет плавать, и даже если очень постараться, вы не сможете его утопить. Почищенный апельсин сразу пойдёт ко дну.

Объяснение: в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, именно они и выталкивают его на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.

я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Конспект НОД. Опыты и эксперименты "Цветные опыты"

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»

Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...