Опыты и эксперименты
картотека (средняя группа)
Картотека опытов и экспериментов для средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека опытов и экспериментов | 263.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и экспериментов
ОПЫТЫ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.
ОПЫТЫ С ЗЕМЛЁЙ
Опыт №1. Из чего состоит земля.
Цель: предложить детям рассмотреть в лупу землю, и сказать какая она.
Установить, что она состоит из мелких частичек разных по форме и размеру.
Частички плотно не соединены друг с другом. Если взять землю в руки, то она не держит своей формы и рассыпается на комочки. Земля бывает в основном чёрного или тёмно-серого цвета.
Опыт № 2. Пропускает ли земля воду.
Цель: наблюдать за тем, что произойдёт, если насыпать в воронку землю и налить сверху воду. Земля впитает в себя воду и через небольшой промежуток времени снизу воронки потечёт тонкая струйка воды. В пройденной сквозь землю воде можно увидеть частички почвы, которые оседают на дно. Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей.
Опыт №3. Земля сухая и мокрая.
Цель: вспомнить с детьми, как пропускали воду сквозь землю. Намочить землю и сравнить её с сухой. Мокрая земля изменила цвета – стала темнее. Если сухую землю можно стряхнуть с руки, то мокрая почва прилипает к пальцам и при попытке стряхнуть её – размазывается. Сухая земля рассыпается в руках, а мокрая
– становится липкой, её частички склеиваются в один комок. Приучать детей вести самостоятельные наблюдения.
Опыт №4. Для чего нужна земля (задание детям).
Цель: обойти с детьми сначала группу, а потом территорию садика и найти, где лежит земля (в цветочных горшках, на грядках, газонах, клумбах и цветниках).
Выяснить, почему земля находится именно в этих местах. Объяснить, что земля нужна всем растениям, они в ней укрепляются корнями, растут и развиваются. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям для полноценной жизни. Учить детей вести самостоятельные наблюдения и высказываться об увиденном.
ОПЫТЫ С ПЕСКОМ
Опыт №1. Из чего состоит песок.
Цель: предложить детям рассмотреть в лупы песок, карьерный (принесённый из песочницы) и речной. Установить, что песок состоит из мелких песчинок разной величины, которым не соединены друг с другом и свободно перекатываются.
Сравнить между собой разные виды песка. (У карьерного песка песчинки мельче, чем у речного). Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей.
Опыт №2. Песок рассыпчатый.
Цель: предложить детям взять в руки сухой песок и удержать его, а потом попробовать построить из этого песка башню. Убедиться в том, что это сделать нельзя, потому что сухой песок не держит форму. Он просачивается сквозь пальцы и рассыпается. Напомнить, что песок состоит из мелких песчинок, которые неплотно прилегают друг к другу и поэтому песок сложно удержать и придать ему определённую форму.
Опыт №3. Пропустим сквозь песок воду.
Цель: наблюдать за тем, что произойдёт, если насыпать в воронку песок и налить сверху воду. Песок сначала впитывает воду, а потом снизу воронки начинает капать вода. Постепенно вся вода просачивается сквозь песок вниз.
Убедиться в том, что песок свободно пропускает воду сквозь себя. Сравнить какой вода была до того как прошла через песок, и какой стала после (пройдя через песок, стала чище).
Опыт №4. Что будет если песок намочить.
Цель: напомнить, как пытались удержать песок в руке и строили из него башню. Вспомнить, почему это сделать не удалось. Попросит детей подумать, как сделать так, чтобы песок не рассыпался (надо его намочить). Рассмотреть мокрый песок в лупу. Песчинки набухли и склеились друг с другом в один комочек.
Попробовать слепить из мокрого песка башенку и убедиться, что песчинки крепко держаться др. за др. и не рассыпаются. Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей.
ОПЫТЫ С ГЛИНОЙ
Опыт №1. Из чего состоит глина.
Цель: предложить детям рассмотреть в лупу кусочек глины. Установить, что у глины нет отдельных крупинок, как у песка. Частицы глины, жёлтого и коричневого цвета, плотно скреплены друг с другом и между ними нет просвета.
Попробовать разделить частички глины. Убедиться, что частички очень крепко соединены друг с другом и при ударе глина раскалывается.
Опыт № 2. Сухая глина.
Цель: рассмотреть разные куски сухой глины. Установить, что она тяжёлая, похожа на камень, и от неё сложно отломить кусочек. Глина твёрдая не меняет своей формы, и если по сухой глине сильно ударить, то она раскалывается на мелкие кусочки. Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей.
Опыт №3. Мокрая глина.
Цель: уточнить представления детей о сухой глине. Размочить глину и установить, что в мокром виде она становится липкой и пластичной, ей можно придать любую форму, можно лепить из неё фигуры. Мокрая глина такая же тяжёлая, как и сухая, но её нельзя расколоть на кусочки. Приучать детей к самостоятельным наблюдениям.
Опыт №4. Пропускает ли глина воду.
Цель: вспомнить, как песок пропускает воду. Предложить положить в воронку глину и понаблюдать что произойдёт, если пропустить через неё воду. Убедиться, что вода не проходит сквозь глину так же быстро, как сквозь песок. Выяснить, почему так происходит (частички глины очень плотно и крепко соединены друг с другом). Оставить воронку с глиной и с налитой в неё водой до следующего утра.
На следующий день обратить внимание на то, что из воронки капают редкие капли, а под ней появилась маленькая лужица мутной воды. Глина в воронке размокла и стала похожа на грязь. Сделать вывод, что глина очень плохо пропускает сквозь себя воду.
ОПЫТЫ С ВОДОЙ
Опыт №1. Вода прозрачная и бесцветная.
Цель: предложить детям опустить в воду любые предметы и сказать видно их или нет. Убедиться, что сквозь воду хорошо видны все предметы, значит она прозрачная. Попросить детей определит, какой цвет у воды. Вместе с ребятами добавить в сосуды с водой разноцветную гуашь, и наблюдать за тем, как вода постепенно окрашивается в разные цвета. Убедиться в том, что вода своего цвета не имеет. Её можно сделать цветной, добавив краски (такая вода становится непрозрачной, сквозь неё трудно рассмотреть предметы).
Опыт №2. Вода жидкая и не имеет формы.
Цель: сравнить воду с любыми твёрдыми предметами и убедиться в том, что у воды нет определённой формы. Она льётся и растекается по поверхности в бесформенную лужу, потому что жидкая. Налить воду в несколько различных сосудов и убедиться в том, что она, в отличие от твёрдых тел, принимает форму этих сосудов.
Опыт №3. Вода не имеет запаха.
Цель: предложить детям понюхать воду и сказать, какой у неё запах. Добавит
в разные сосуды с водой лимон, заварку, шампунь или любые другие вещества.
Убедиться в том, что вода приобретает запах добавленного в неё вещества.
Опыт № 4. Вода не имеет вкуса.
Цель: предложить детям выпить воду и определить, какой она имеет вкус.
Добавить в три сосуда с водой сахар, соль, лимон и попробовать получившуюся воду на вкус. Убедиться в том, что вода меняет свой вкус в зависимости от вещества, которое в неё положили.
Опыт №5. В воде можно растворить другие вещества.
Цель: предложить детям положить в воду соль и сахар. Понаблюдать, как они опускаются на дно, потом перемешать и посмотреть, что с ними стало. Убедиться в том, что все три вещества полностью исчезли. Объяснить, что вода может растворять некоторые вещества, приобретая при этом их вкус и цвет.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ
Эксперимент № 1
Цель: показать детям, что в окружающем нас мире есть предметы тяжелее и легче воды.
Оборудование: ванночка с водой, предметы, выполненные из различного материала.
Ход эксперимента: налить в ванночку воду и опустить по очереди предметы, выполненные из различного материала. Наблюдаем, какие предметы плавают, а какие идут ко дну.
Результат: часть предметов утонули, а часть предметов остались плавать на поверхности воды.
Объяснение: нас окружают разные предметы, одни из них легче воды, другие– тяжелее.
Эксперимент №2.
Цель: показать детям, что вес предмета в воде уменьшается.
Оборудование: безмен, яблоко, тонкую и крепкую верёвочку, глубокий тазик, вода, бумага и карандаш.
Ход эксперимента:
1 Обвяжите яблоко и взвесьте его на безмене, запишите результат.
2 Наполните тазик водой. Не снимая яблоко с безмена, опустите его в воду и снова замерьте его вес.
3 Запишите результат и сравните с предыдущем.
Результат: когда яблоко погружено в воду, безмен показывает меньший вес.
Объяснение: яблоко, погружаясь в воду, вытесняет некоторое её количество.
Вытесненная вода стремиться занять своё место и давит на яблоко, стараясь вытолкнуть его вверх. Поэтому в воде вес яблока уменьшился.
Эксперимент № 3
Цель: показать детям, что воздух легче воды.
Оборудование: газированная вода, стакан, виноград.
Ход эксперимента: налить в стакан газированной воды и опустить в него виноградинки.
Результат: виноградинки сначала опускаются на дно. Потом газовые пузырьки пристанут к их поверхности, и они начнут подниматься вверх. На поверхности газовые пузырьки лопнут, и ягоды начинают тонуть. Пока вода не выдохнется, виноград будет тонуть и всплывать.
Объяснение: воздух легче воды, он облепляет виноградину и выталкивает её из воды.
Эксперимент №4.
Цель: познакомить со свойствами солёной воды.
Оборудование: большой стакан, вода, соль мелкого помола, ложка, два яйца.
Ход эксперимента:
1 Наполнить стакан водой до половины. С помощью ложки осторожно опустить в стакан яйцо.
Результат: яйцо опустилось на дно стакана.
2 Вытащить яйцо из стакана и насыпать 10 чайных ложек соли, размешать до полного растворения. Получится рассол.
3 Опять опустить в стакан яйцо.
Результат: яйцо всплывёт наверх.
4 Очень медленно долить пресной воды, до того момента, когда яйцо начнёт тонуть.
Результат: яйцо находится в середине стакана, как бы подвешенное.
Объяснение: яйцо плотнее, чем вода, поэтому оно тонет. Солёная вода плотнее пресной, поэтому яйцо всплывает наверх. В последнем случае пресная вода расположилась слоем над солёной (её плотность меньше). Поэтому яйцо остановилось посередине: плотность яйца больше, чем у пресной воды и меньше, чем у солёной.
Эксперимент №5.
Цель: показать детям, как один и тот же предмет, но в разных положениях, может плавать, или утонуть.
Оборудование: пластилин, крышка от кастрюли, тазик, вода.
Ход эксперимента:
1 Наполните тазик водой.
2 Сделайте из пластилина лодочку и пустите на воду.
3 Вытащите лодочку и сомните её в комок.
Результат: лодочка спокойно плавает в воде, а комок пластилина сразу же опустился на дно.
4 Возьмите крышку от кастрюли и опустите её на воду сначала в горизонтальном положении, а потом в вертикальном.
Результат: в горизонтальном положении крышка не тонет, а в вертикальном сразу идёт ко дну.
Объяснение: чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх.
Эксперимент №6.
Цель: познакомить детей с таким понятием, как «поверхностное натяжение воды.
Оборудование: пинцет, иголка, стакан, вода.
Ход эксперимента: наполните стакан до краёв водой. Пинцетом возьмите иглу и осторожно положите на поверхность воды в стакане.
Результат: игла лежит на поверхности воды.
Объяснение: молекулы на поверхности воды образуют плёнку, способную выдержать вес лёгкого тела. Это явление называется «поверхностное натяжение воды.
Эксперимент №7.
Цель: продолжать знакомить детей с «поверхностным натяжением воды.
Оборудование: носовой платок, резинка, стакан, вода.
Ход эксперимента:
1 Намочите и выжмите носовой платок.
2 Наполните стакан водой и накройте его мокрым платком, закрепите платок резинкой.
3 Быстрым движением опрокиньте стакан (работайте над тазом).
Результат: вода не выливается из стакана, как будто бы платок сделан из непроницаемой ткани.
Объяснение: когда смочили платок водой, она заполнила всё пространство между волокнами ткани и благодаря поверхностному натяжению создала непроходимый барьер для воды из стакана.
Эксперимент №8.
Цель: знакомить детей с процессом испарения влаги.
Оборудование: два стакана, вода, плёнка.
Ход эксперимента: налить в два стакана воды и отметьте ее уровень, один из них накрыть плёнкой, затем убрать стаканы на сутки. Через сутки проверить уровень воды.
Результат: на следующий день уровень воды в открытом стакане станет значительно ниже, а в закрытом почти не изменится.
Объяснение: в стакане, не накрытом плёнкой, воды стало меньше, т. к. она испарилась. В стакане, накрытом плёнкой, воды меньше не стало, т. к. плёнка препятствовала испарению.
Эксперимент №9.
Цель: знакомить детей с таким природным явлением, как круговорот воды в природе.
Оборудование: большой пластмассовый сосуд, вода, маленькая банка, плёнка.
Ход эксперимента: в большой пластмассовый сосуд налить воду и поместить туда банку поменьше. Накрыть всё это плёнкой и поставить на солнце.
Результат: солнечное тепло нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
Именно так и происходит круговорот воды в природе.
Объяснение: под лучами солнца вода испаряется. Частички пара поднимаются вверх и оседают на плёнке. Там они охлаждаются и превращаются в капельки воды, которые стекают обратно вниз.
Эксперимент №10.
Цель: показать детям процесс образования облаков.
Оборудование: трёхлитровая банка, горячая вода, поднос лёд.
Ход эксперимента: налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.).
Положить на поднос несколько кубиков льда и поставить его на банку.
Результат: наблюдаем, как воздух внутри банки, поднимаясь вверх, начинает охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Объяснение: эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ
Эксперимент №1.
Цель: показать детям, что воздух находится везде.
Оборудование: прозрачная стеклянная банка, мячик для пинг-понга, бумажная салфетка. Прозрачная ёмкость, наполненная водой до уровня выше банки.
Ход эксперимента:
1 Положить бумажную салфетку на дно банки.
2 Положить на поверхность воды шарик. Накрыть шарик банкой, и осторожно опустить её на дно ёмкости.
Результат: вода не проникла в банку, и шарик лежит на дне ёмкости.
Объяснение: воздух, находящийся в банке, не позволяет воде проникнуть внутрь и намочить салфетку. В этом можно убедиться, подняв банку, салфетка останется сухой.
3 Снова опусти банку в воду и как только коснёшься дна, наклони банку на бок.
Результат: из банки выходят пузырьки воздуха, поднимаются на поверхность и лопаются. Вода проникает в банку, шарик поднимается вверх, салфетка намокает.
Объяснение: воздух, наполнявший банку, выходит из неё, освободившееся место занимает вода.
Эксперимент №2.
Цель: познакомить детей с таким физическим явлением, как давление воздуха.
Оборудование: стакан, вода, глянцевая открытка.
Ход эксперимента:
1 Наполните стакан водой до самых краев. Плотно накройте его глянцевой стороной открытки.
2 Придерживая рукой открытку, опрокиньте стакан.
3 Уберите руку.
Результат: открытка крепко держится на стакане, и вода из стакана не выливается.
Объяснение: давление воздуха, оказываемое снизу на открытку, больше, чем вес воды внутри стакана. Поэтому открытка, плотно прижатая к стакану, и не позволяет воде вылиться.
Эксперимент №3.
Цель: показать детям, как образуется ветер.
Оборудование: две свечки, спички.
Ход эксперимента:
1.Приоткройте дверь в коридор.
2 Зажгите обе свечи, и дайте одну из них своему взрослому помощнику, и пусть он держит её внизу образовавшейся щели.
3 Возьмите вторую свечу, и держите её возле щели сверху.
Результат: пламя нижней свечи будет направлено внутрь комнаты, а пламя верхней наружу комнаты.
Объяснение: тёплый воздух в комнате поднимается вверх, т к он легче холодного, и выходит через верхнюю щель, а холодный воздух тяжелее и входит в комнату снизу. Именно так возникает ветер в природе.
Эксперимент №4.
Цель: показать детям, что воздух легче воды.
Оборудование: трубочки для коктейля, таз с водой.
Ход эксперимента:
1.Опустить один конец трубочки для коктейля в воду.
2 Подуть в другой конец трубочки.
Результат: из конца трубочки опущенного в воду будут появляться воздушные пузыри и подниматься на поверхность воды.
Объяснение: воздух легче воды, поэтому он поднимается наверх.
Эксперимент №5.
Цель: показать детям, что воздух легче воды.
Оборудование: два апельсина, тазик с водой.
Ход эксперимента:
1.Положите один из апельсинов в миску с водой.
2 Очистите второй апельсин, и тоже опустите его в воду.
Результат: первый апельсин будет плавать, и даже если очень постараться, вы не сможете его утопить. Почищенный апельсин сразу пойдёт ко дну.
Объяснение: в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, именно они и выталкивают его на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...
Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.
я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...
Семейный фестиваль опытов и экспериментов "Эксперимент шоу"
Сосместное мероприятие с родителями....
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...
Конспект НОД. Опыты и эксперименты "Цветные опыты"
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования...
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"
Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....
Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»
Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...