Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
консультация
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, необходимо рассмотреть вопрос о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью. Самостоятельность — важнейшая характеристика личности и одновременно условие ее развития. «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, — отмечал С.Л. Рубинштейн; — он в них созидается и определяется». Иными словами, полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки, а успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации именно самостоятельной деятельности детей. От умения быстро решать эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnoy_deyatelnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста |
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, необходимо рассмотреть вопрос о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью. Самостоятельность — важнейшая характеристика личности и одновременно условие ее развития. «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, — отмечал С.Л. Рубинштейн; — он в них созидается и определяется». Иными словами, полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки, а успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации именно самостоятельной деятельности детей. От умения быстро решать эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Задача эта не новая. Феномен детской самостоятельности обстоятельно изучался отечественной и мировой психолого-педагогической наукой. В программно-методических материалах разных лет, в том числе и современных, рассматриваются условия организации и поддержки детской активности и самостоятельности в дошкольных учреждениях. Однако на практике организация самостоятельной деятельности детей вызывает у педагогов дошкольного образования серьезные затруднения. Далеко не всегда дети имеют возможность проявить свою активность и самостоятельность, реализовать право на свободу выбора деятельности. Самостоятельность дошкольника нередко не получает должной педагогической поддержки, а его самостоятельная деятельность протекает без внимания со стороны взрослых. Между тем самостоятельная деятельность детей, возможно, как никакая другая, требует грамотного педагогического сопровождения. Задача воспитателя — создать эффективные условия для возникновения и развертывания полноценной самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.
Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Воспитатель должен создать образовательную среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Образовательная среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.
Прежде всего, обучение на художественных занятиях мною строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и моему показу, но и без помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять задания, то он сумеет так же действовать самостоятельно : организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.
Педагог показывает, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом рассматривают иллюстрации и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на коврографе. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно — в свободное время рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Большое значение в группе имеют книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.
В свободном распоряжении детей должно быть достаточное количество книг. Наряду с книгами можно поместить несколько тематических папок с картинками, фотографиями, и альбомов для свободного рассматривания детьми.
В группах должен функционировать центр музыкально-театрализованной деятельности для музыкальной деятельности, театрализованных игр. В данном центре должно быть все необходимое оборудование — ширма и комплекты различных видов кукольного театра, театральные костюмы, настольно-печатные игры, музыкальные инструменты, магнитофон. Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, должны постоянно обновляться.
Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.
Очевидно, что такая роль требует от педагога большой гибкости, способности к импровизации и постоянному осмыслению происходящих изменений. Он должен научиться расти вместе с детьми и с каждым из них в отдельности. Осознавая всю сложность этой роли, Л. С. Выготский отмечал, что «в процессе воспитания педагог при новом понимании дела имеет не только не меньшее значение, чем прежде, но неизмеримо большее. И хотя его роль теряет, видимо, во внешней активности, так как он меньше учит и воспитывает, однако она выигрывает во внутренней активности».
Как воспитать в дошкольниках самостоятельность?
Задача взрослых - воспитать ребенка взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечающим за свои поступки, делающим осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность в детях закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.
Наиболее эффективны в развитии самостоятельности следующие методы обучения:
- Проблемно-диалогическое обучение;
- методы ТРИЗ;
- игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Работу по развитию навыков самостоятельности необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями. Родителям можно предложить игры с детьми. (Приложение №1.)
Каждый ребенок – уникальная личность, развивается индивидуально.
Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.
В результате проводимой работы в данном направлении дети станут более самостоятельными и активными, повысится их уровень самоконтроля.
Подводя итог, можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы вспомнить слова Ш.А. Амонашвили «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности....
Консультация для родителей «Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста».
Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Задача эта не новая. Феномен детской самостоятельности обстоятельно изучался отечественной и мировой п...
Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. ...
Консультация для воспитателей « Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»
Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Воспитатель должен создать образовательную среду, к...
Консультация для педагогов: «Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов:«Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»...
"Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"
laquo; Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста» Воспитатель :Никонорова Е.А.....
Консультация для педагогов «Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»
Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста....