ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ
консультация (подготовительная группа)

Хмелевская Татьяна Николаевна

Оценка степени подготовленности ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация117.11 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

В современной психологии есть критерий, который позволяет адекват­но оценить степень подготовленности ребенка к школе. Он получил название «школьная зрелость» или психологиче­ская готовность ребенка к школьному обучению.

Под школьной зрелостью пони­мается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Большинство родителей думают, что они подготовили ребенка к шко­ле, если научили его читать, писать и считать. Да, несомненно, это очень важные общеучебные навыки. Но, не только, или не столько, они определя­ют готовность ребенка к школе. При определении школьной зрелости не­обходимо изучить психофизиологиче­ские, интеллектуальные и личностные особенности ребенка и учитывать их в процессе освоения им новой социаль­ной роли школьника.

 

Психофизиологические особенности

К семи годам достаточно сформи­рованы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга де­тей в этот период составляет 90 про­центов веса мозга взрослого человека. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отно­шений в окружающем мире, способ­ствует решению более трудных интел­лектуальных задач.

К началу школьного обучения до­статочно развиваются большие полу­шария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сиг­нальной системы, отвечающей за раз­витие речи. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов.

К семи годам достаточно выраже­на асимметрия левого и правого по­лушария. Преобладание в развитие левого полушария отражается на по­знавательной деятельности: она стано­вится последовательной, осмысленной и целенаправленной. В речи детей по­являются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.

К началу школьного обучения у ребенка достаточно развиты тормоз­ные реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными.

Костно-мышечный аппарат от­личается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, кото­рые обеспечивают формирование на­выков письма. Процесс окостенения запястий завершается лишь к двенад­цати годам. Моторика руки у детей ше­стилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети семилетнего возраста более восприимчивы к пись­му, чем шестилетки.

В этом возрасте дети хорошо улав­ливают ритм и темп движений. Однако движения ребенка недостаточно лов­ки, точны и скоординированы.

Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной системы позволяют ребенку участво­вать в школьном обучении.

 

Интеллектуальные особенности

К семи годам относительно сфор­мированы все анализаторы коры моз­га, которые «отвечают» за познава­тельную сферу. У ребенка улучшается острота зрения, точность и тонкость цветоразличения, повышается звуко-высотная чувствительность. Он может правильнее различать тяжесть пред­метов и допускает меньше ошибок при определении запахов.

К началу школьного обучения у ребенка сформированы простран­ственные отношения. Он может пра­вильно определить положение пред­мета в пространстве: ниже — выше, впереди — сзади, слева — справа, над — под. Наиболее сложными для усвоения являются пространственные отношения «слева — справа». Снача­ла дети устанавливают связь между направлением и частями своего тела. Они различают правую и левую руку, парные органы и стороны своего тела в целом. Ребенок определяет рас­положение чего-то справа или слева только от себя. Затем, уже в младшем школьном возрасте, дети переходят к восприятию относительности направ­лений и возможности переноса их определения на другие объекты. Свя­зано это с тем, что дети могут мыслен­но учитывать поворот на 180 градусов и понимать, что значит справа или сле­ва от других объектов.

Задачи на глазомер дети хорошо ре­шают в случае больших различий между предметами, могут выделить такие от­ношения, как «шире — уже», «больше — меньше», «короче — длиннее».

Восприятие времени 7-летним ребенком еще значительно отличает­ся от восприятия взрослого. Дети по­нимают, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить или замедлить, что оно не зависит от желания и воли че­ловека. Во временном пространстве ребенок этого возраста ориентирован на настоящее «здесь и теперь». Даль­нейшее развитие связано с интересом к прошлому и будущему. В семь—во­семь лет дети начинают интересовать­ся тем, что было «до них», историей родителей. В восемь—девять лет они «строят планы» на будущее.

Восприятие тесно связано с со­держанием воспринимаемого объекта. Знакомый объект (предмет, явление, изображение) ребенок воспринимает как единое целое, а незнакомый — как состоящий из деталей. Дети ше­сти—семи лет предпочитают картинки с занимательными, находчивыми, ве­селыми персонажами, они способны уловить юмор, иронию, дать эстетиче­скую оценку изображенного на карти­не сюжета, определить настроение.

Воспринимая форму предметов, ребенок старается ее опредметить.

Например, глядя на овал, он может сказать, что это часы, огурец, тарелка и т. п. Ребенок сначала ориентируется на цвет, а затем на форму. Если ребен­ку дано задание разложить по группам фигуры: треугольники, прямоуголь­ники, квадраты, овалы, круги разных цветов, то он будет объединять их на основе цвета (например, в одну груп­пу войдут треугольник и круг зеленого цвета). Но если фигуры опредметить, например дать изображенные на кар­тинках стол, стул, яблоко, огурец, то независимо от цвета ребенок будет объединять картинки по группам на основе формы. То есть все огурцы не­зависимо от цвета (красный, желтый, зеленый) окажутся в одной группе.

К началу школьного обучения у ребенка достаточно развита произ­вольная память. Совершенствование этого вида памяти связано с развитием умения ставить цель запомнить что-либо и применить способы запомина­ния.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте хорошо развита двигательная и эмоциональная память, а также механическое запоминание. Ребенок в шесть—семь лет воспроиз­водит после произнесения взрослым 4—8 хорошо знакомых слов и 1—2 незнакомых.

К семи годам у ребенка достаточ­но большой словарный запас — около 14 ООО слов. Постепенно речь ребен­ка становится связной, развернутой, логичной, понятной слушателю. Она отличается употреблением слов, свя­занных с движением и деятельностью, но в ней мало прилагательных.

Развитое произвольное внима­ние помогает ребенку выполнять что-либо по правилу или инструкции на протяжении определенного времени. Но, такие свойства внимания, как рас­пределение (сосредоточение сразу на нескольких существенных объектах) и переключение (способность быстро сосредоточиться на другом объекте или задании), развиты пока недоста­точно.

К началу школьного обучения у ребенка развит кругозор. Он владеет многими представлениями, связанны­ми с окружающим миром. От единич­ных понятий переходит к более об­щим, выделяя при этом как существен­ные, так и несущественные признаки.

Систематическое школьное обуче­ние приводит к постепенному овладе­нию ребенком абстрактными понятия­ми, усвоению родо-видовых отноше­ний между предметами.

 

Эмоционально-волевые особенности

Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением ре­гулятивной функции психики. В этот возрастной период дети склонны к сильным переживаниям и быстрой смене чувств. Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чув­ства, на основе которых формируются такие качества, как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.

К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения пре­обладают над процессами торможе­ния. Регулирующая функция воли про­является в активизации и торможении деятельности ребенка. У него должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя».

К 7 годам сформировываются во­левые качества, которые позволяют ребенку успешно выполнять различ­ные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организо­вывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и време­ни, отводимого на его выполнение.

У детей старшего дошкольного воз­раста расширяется круг потребностей. Появляются новые потребности, связан­ные с желанием пойти в школу, обрести статус школьника. Ребенок хочет узна­вать новые сведения уже не через игру, а в общении с учителем и другими детьми, начинает осознавать свои потребности, однако часто потребности и интересы направлены на внешнюю, наиболее при­влекательную сторону школьного обуче­ния (покупка ранца, школьных принад­лежностей, выделение в доме места для выполнения уроков и т. п).

Родителям следует учитывать, что самооценка у детей дошкольного воз­раста в основном завышена. И одна из трудностей школьного обучения будет связана с формированием адекватной самооценки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасека

Дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе тоже могут хорошо успевать! Это испытание для заключения о школьной зрелости, а ...

Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление

Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление...

конспект родительского собрания на тему "Школьная зрелость"

Собрание проводится в подготовительной группе.  Уважаемые  родители близится то время, когда ваши дети пойдут в школу. Это важное событие  в жизни всей семьи, которое коснется всех ее ...

Основные компоненты школьной зрелости

Материал для родителей дошкольников, который поможет понять каким образом готовят ребенка к школе в детском саду....

Аналитическая справка по результатам диагностики школьной зрелости.

Аналитическая справка по результатасм диагностики- материалы для аттестации психолога. ( раздел 1.3, 1.6. экспертного заключения)....

Ориентационный тест школьной зрелости К.Йирасека

Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки....

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...