ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ
В современной психологии есть критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школе. Он получил название «школьная зрелость» или психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Большинство родителей думают, что они подготовили ребенка к школе, если научили его читать, писать и считать. Да, несомненно, это очень важные общеучебные навыки. Но, не только, или не столько, они определяют готовность ребенка к школе. При определении школьной зрелости необходимо изучить психофизиологические, интеллектуальные и личностные особенности ребенка и учитывать их в процессе освоения им новой социальной роли школьника.
Психофизиологические особенности
К семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90 процентов веса мозга взрослого человека. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.
К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, отвечающей за развитие речи. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов.
К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушария. Преобладание в развитие левого полушария отражается на познавательной деятельности: она становится последовательной, осмысленной и целенаправленной. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.
К началу школьного обучения у ребенка достаточно развиты тормозные реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными.
Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. Процесс окостенения запястий завершается лишь к двенадцати годам. Моторика руки у детей шестилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети семилетнего возраста более восприимчивы к письму, чем шестилетки.
В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребенка недостаточно ловки, точны и скоординированы.
Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной системы позволяют ребенку участвовать в школьном обучении.
Интеллектуальные особенности
К семи годам относительно сформированы все анализаторы коры мозга, которые «отвечают» за познавательную сферу. У ребенка улучшается острота зрения, точность и тонкость цветоразличения, повышается звуко-высотная чувствительность. Он может правильнее различать тяжесть предметов и допускает меньше ошибок при определении запахов.
К началу школьного обучения у ребенка сформированы пространственные отношения. Он может правильно определить положение предмета в пространстве: ниже — выше, впереди — сзади, слева — справа, над — под. Наиболее сложными для усвоения являются пространственные отношения «слева — справа». Сначала дети устанавливают связь между направлением и частями своего тела. Они различают правую и левую руку, парные органы и стороны своего тела в целом. Ребенок определяет расположение чего-то справа или слева только от себя. Затем, уже в младшем школьном возрасте, дети переходят к восприятию относительности направлений и возможности переноса их определения на другие объекты. Связано это с тем, что дети могут мысленно учитывать поворот на 180 градусов и понимать, что значит справа или слева от других объектов.
Задачи на глазомер дети хорошо решают в случае больших различий между предметами, могут выделить такие отношения, как «шире — уже», «больше — меньше», «короче — длиннее».
Восприятие времени 7-летним ребенком еще значительно отличается от восприятия взрослого. Дети понимают, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить или замедлить, что оно не зависит от желания и воли человека. Во временном пространстве ребенок этого возраста ориентирован на настоящее «здесь и теперь». Дальнейшее развитие связано с интересом к прошлому и будущему. В семь—восемь лет дети начинают интересоваться тем, что было «до них», историей родителей. В восемь—девять лет они «строят планы» на будущее.
Восприятие тесно связано с содержанием воспринимаемого объекта. Знакомый объект (предмет, явление, изображение) ребенок воспринимает как единое целое, а незнакомый — как состоящий из деталей. Дети шести—семи лет предпочитают картинки с занимательными, находчивыми, веселыми персонажами, они способны уловить юмор, иронию, дать эстетическую оценку изображенного на картине сюжета, определить настроение.
Воспринимая форму предметов, ребенок старается ее опредметить.
Например, глядя на овал, он может сказать, что это часы, огурец, тарелка и т. п. Ребенок сначала ориентируется на цвет, а затем на форму. Если ребенку дано задание разложить по группам фигуры: треугольники, прямоугольники, квадраты, овалы, круги разных цветов, то он будет объединять их на основе цвета (например, в одну группу войдут треугольник и круг зеленого цвета). Но если фигуры опредметить, например дать изображенные на картинках стол, стул, яблоко, огурец, то независимо от цвета ребенок будет объединять картинки по группам на основе формы. То есть все огурцы независимо от цвета (красный, желтый, зеленый) окажутся в одной группе.
К началу школьного обучения у ребенка достаточно развита произвольная память. Совершенствование этого вида памяти связано с развитием умения ставить цель запомнить что-либо и применить способы запоминания.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте хорошо развита двигательная и эмоциональная память, а также механическое запоминание. Ребенок в шесть—семь лет воспроизводит после произнесения взрослым 4—8 хорошо знакомых слов и 1—2 незнакомых.
К семи годам у ребенка достаточно большой словарный запас — около 14 ООО слов. Постепенно речь ребенка становится связной, развернутой, логичной, понятной слушателю. Она отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, но в ней мало прилагательных.
Развитое произвольное внимание помогает ребенку выполнять что-либо по правилу или инструкции на протяжении определенного времени. Но, такие свойства внимания, как распределение (сосредоточение сразу на нескольких существенных объектах) и переключение (способность быстро сосредоточиться на другом объекте или задании), развиты пока недостаточно.
К началу школьного обучения у ребенка развит кругозор. Он владеет многими представлениями, связанными с окружающим миром. От единичных понятий переходит к более общим, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки.
Систематическое школьное обучение приводит к постепенному овладению ребенком абстрактными понятиями, усвоению родо-видовых отношений между предметами.
Эмоционально-волевые особенности
Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. В этот возрастной период дети склонны к сильным переживаниям и быстрой смене чувств. Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чувства, на основе которых формируются такие качества, как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.
К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У него должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя».
К 7 годам сформировываются волевые качества, которые позволяют ребенку успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение.
У детей старшего дошкольного возраста расширяется круг потребностей. Появляются новые потребности, связанные с желанием пойти в школу, обрести статус школьника. Ребенок хочет узнавать новые сведения уже не через игру, а в общении с учителем и другими детьми, начинает осознавать свои потребности, однако часто потребности и интересы направлены на внешнюю, наиболее привлекательную сторону школьного обучения (покупка ранца, школьных принадлежностей, выделение в доме места для выполнения уроков и т. п).
Родителям следует учитывать, что самооценка у детей дошкольного возраста в основном завышена. И одна из трудностей школьного обучения будет связана с формированием адекватной самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасека
Дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе тоже могут хорошо успевать! Это испытание для заключения о школьной зрелости, а ...
Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление
Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление...
конспект родительского собрания на тему "Школьная зрелость"
Собрание проводится в подготовительной группе. Уважаемые родители близится то время, когда ваши дети пойдут в школу. Это важное событие в жизни всей семьи, которое коснется всех ее ...
Основные компоненты школьной зрелости
Материал для родителей дошкольников, который поможет понять каким образом готовят ребенка к школе в детском саду....
Аналитическая справка по результатам диагностики школьной зрелости.
Аналитическая справка по результатасм диагностики- материалы для аттестации психолога. ( раздел 1.3, 1.6. экспертного заключения)....
Ориентационный тест школьной зрелости К.Йирасека
Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки....
Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...