Пальчиковая гимнастика как средство развития речи
статья

Махова Татьяна Александровна

Речь является главной потребностью, именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Хорошо сформированная речь является важным условием для успешного развития ребенка. А так как на сегодняшний день существуют проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста, то актуальным становится вопрос о разнообразных способах, положительно влияющих на формирование речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.2_statya.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика как средство развития  речи

.

Речь является главной потребностью, именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Хорошо сформированная речь является важным условием для успешного развития ребенка. А так как на сегодняшний день существуют проблемы  речевого развития у детей  дошкольного возраста, то актуальным становится вопрос о разнообразных способах положительно влияющих на формирование речи у детей.

Учеными выявлена связь между активными движениями пальцев ребенка и формированием его речевого аппарата. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. Соответственно если развитие двигательной активности рук отстает от  нормы,  то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть в норме и даже выше. В связи с этими фактами рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Я восемь лет работаю в группе с детьми с общим недоразвитием речи и активно применяю в работе пальчиковую гимнастику. Дети всегда с интересом повторяют движения. Чтобы им было веселее я использую упражнения с речевым сопровождением. Такие задания нахожу в книгах, интернете, а некоторые придумываю сама. Упражнения подбираю с учетом возрастных особенностей детей и ориентируюсь на темы образовательной деятельности. Обращаю внимание на то, чтобы в движениях участвовали по возможности все пальчики и контролирую, чтобы дети правильно повторяли движения. Умелыми пальчики становятся не сразу, поэтому игры, упражнения, разминки необходимо проводить каждый день по несколько минут.

 Пальчиковая гимнастика полезна для детей разного возраста.

А школьникам комплекс пальчиковой гимнастики еще и позволяет дать отдых рукам, когда они много пишут.

Моя задача как педагога, в процессе работы с детьми успешное речевое развитие каждого воспитанника группы.

Выполняя различные упражнения пальчиками, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, пальцы и кисти приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что благоприятно сказывается на подготовке руки к рисованию и письму.

Такая тренировка  является важнейшим фактором стимуляции  развития речи детей, становится мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга, давая толчок ребенку к познавательной и творческой активности, а также способствует когнитивному развитию личности.

Пальчиковые игры являются не только важной частью работы с детьми, но и позволяют весело и с удовольствием провести время. Такие задания эмоциональны, увлекательны и очень полезны для общего развития.

В заключении статьи хочу привести пример пальчиковой гимнастики собственного сочинения.

«Друзья»

Жил да был на свете круг (дети соединяют попарно пальцы рук, образуя круг)

У него квадрат был друг (соединяют большие и указательные пальцы, остальные загибают)                                

  Жили в домике вдвоем (показывают два пальца)

Дом был с крышей и окном (ладони под углом, образуя крышу, ладони параллельно перед         лицом,  как окошко)

Как-то сильный дождь пошел (указательными пальчиками двигают сверху вниз)

Кто-то постучался в дом (одна ладошка раскрыта, другая в кулачке и ей стучат по раскрытой ладони)

Треугольник прибежал (большие и указательные пальцы образуют треугольник)

Он промок и весь дрожал (обхватывают руками плечи и изображают дрожь)

Круг, квадрат его впустили  (большие и указательные пальцы образуют круг и квадрат, рукой делают жест «проходи»)

Накормили, напоили (изображают движения «едят» и «пьют»)

Будьте добрыми друзья (указательным пальчиком нравоучительно машут)

Помогайте всем всегда (разводят руки в стороны и легкий поклон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пальчиковая гимнастика как средство развития речи"

Информация  для воспитателей и родителей...

"Пальчиковая гимнастика", как средство развития речи детей третьего года жизни.

«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». (В.А. Сухомлински...

Презентация "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей"

В презентации описаны причины,по которым необходимо заниматься артикуляционной и пальчиковой гимнастиками, даны рекомендации по их проведению....

Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у дошкольников.

Развитие речи тесно с связано с развитием мелкой моторики. Не смотря на близкое расположение в коре головного мозга отделов, отвечающих за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, разви...

Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Овладение речью – одна из самых сложных и ...