Статьи по проектной деятельности
статья
Статьи представляют собой формат для обмена опыта между педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_gorodskuyu_konferentsiyu_po_proektnoy_deyatelnosti.docx | 22.12 КБ |
statya_po_proektnoy_deyatelnosti.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Бровко Н. В. воспитатель МБ ДОУ «Петушок» № 41
комбинированного вида города Верхняя Салда
«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего»
В. О. Ключевский
Уважение к своей стране, культуре, истории — важнейшее качество, которое стоит прививать с раннего детства. Нравственно-патриотическое воспитание формирует человека, предполагает осознанное привитие уважения к Государственному флагу и гербу, героическому и историческому прошлому, культуре и традициям своего народа; любви и привязанности к своей семье, улице, детскому саду, городу, стране; формирования бережного отношения к красотам родной природы и всему живому, во имя процветания России.
Патриотизм складывается из мелочей: уважение к старшему поколению, знание истории и традиций, поддержание чистоты своего дома, двора, района, города, толерантное отношение друг к другу. Поэтому, многое зависит от семьи и родителей, когда так важно показать своим примером детям, что значит любить свою Родину.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста:
- страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций;
- многие равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе;
- испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Изучив разнообразные методы работы, я пришла к выводу, что одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками является организация проектной деятельности. Результатом чего стала разработка и реализация долгосрочного Проекта по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников, в условиях образовательной организации. Для реализации данного проекта была создана предметно-развивающая среда в группе: создание патриотического центра в группе, подбор методической литературы, дидактических игр и атрибутов по тематике.
Модель реализации Проекта по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста подразумевает тесное сотрудничество воспитателя, детей и родителей, и включает следующие блоки:
«Я и моя семья».
«Из прошлого в будущее нашей России».
«Моя Родина-Россия».
«Мой родной край. Малая Родина».
В каждом блоке работа организовывается по принципу «от простого к сложному».
В блоке «Я и моя семья» реализован минипроект «Семья», организован концерт, посвящённый «Дню пожилого человека», праздник «Дню матери», выставка рисунков «Моя мамочка самая красивая», «Моя семья». В процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников ведётся тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников: проводятся различные мероприятия и конкурсы, оформляются выставки семейного творчества.
В нашем детском саду свои сложившиеся традиции. Ежегодно, проводятся праздники: «День пожилого человека», «День матери», «Новый год», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День смеха», «День Победы», «День именинника», «День защиты детей» и др. Воспитанники готовят подарки родителям, рисунки и поделки к праздникам.
По направлению «Из прошлого в будущее нашей России» реализованы проекты «Одежда и обувь в прошлом», «Наша Родина», «Мир профессий», «Армия России», «Космос», «День Победы». Созданы лэпбуки : «Россия –моя Родина», «Космос», «Профессии»; оформлены тематические альбомы: «Достопримечательности города Верхняя Салда», «Наша родина-Россия», «Как жили на Руси», «Одежда в древней Руси», «Как наши предки шили одежду», «Книга будущих командиров».
В рамках работы по теме «Моя Родина-Россия» подобраны пособия, разработаны и созданы дидактические игры: «Русская матрёшка», «Государственная символика России», оформлен центр по патриотическому воспитанию дошкольников.
В блоке «Мой родной край. Малая Родина» реализованы минипроекты «Хлеб», «Птицы зимой», «Урал», организован праздник «Хлеб - наше богатство», совместно с родителями сделаны кормушки для птиц. Собрана коллекция минералов Урала. Осуществляется оформление группы по временам года.
Результатами проектной деятельности считаю:
- Родители повысили свою компетентность по вопросу нравственно-
патриотического воспитания детей.
* Произошло обогащение предметно-развивающей среды группы: оформлен центр для сюжетно-ролевых игр: «Салон красоты», «Кафе», «Больница», «Моряки», изготовлены дидактические пособия и др.
* У дошкольников повысился интерес к истории своей Родины.
* У детей расширился запас знаний и представлений о родном городе, природе родного края, традициях и обычаях народов России.
Перспективами дальнейшей своей работы вижу:
- В разработке отдельной программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
- В систематическом пополнении предметно-развивающей среды в группе.
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Бровко Н. В. воспитатель I кв. категории
МБДОУ «Детский сад №41 «Петушок» комбинированного вида
«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего»
В. О. Ключевский
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. В последнее время утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже к близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда. Но как бы ни менялось современное общество воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда!
Проведение первичного мониторинга по патриотическому воспитанию в старшей группе показал низкий уровень знаний детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Изучив разнообразные методы работы, я пришла к выводу, что одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками является организация проектной деятельности. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Для реализации поставленных задач по патриотическому воспитанию, совместно с детьми, были реализованы следующие проекты:
- «Моя семья». Цель проекта: воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. В ходе проекта был организован концерт, посвящённый «Дню пожилого человека»; проведено развлечение к «Дню матери» - «Мамочка моя»; организованы выставки детского творчества «Моя мамочка самая красивая», «Моя семья». Дети познакомились с понятием традиции и род семьи. Совместно с родителями составляли древо своей семьи.
- «Одежда и обувь в прошлом». Цель: создание социальной ситуации развития в процессе поисково-исследовательской деятельности, систематизируя и закрепляя знания детей по теме. Дети знакомились с историей русской одежды, пробовали себя в роли дизайнеров одежды и элементов исторического костюма. Созданы тематические альбомы: «Одежда в древней Руси», «Как наши предки шили одежду».
- «Наша Родина». Цель проекта: воспитание у детей гордости и любви к большой, многонациональной стране России. Создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине. Создан лэпбук «Россия – моя Родина», оформлены тематические альбомы «Наша родина - Россия», «Как жили на Руси». В качестве наглядных атрибутов, изготовлены куклы в русских костюмах; дидактические игры: «Что раньше и теперь», «Предметы старинной утвари России».
- «Мир профессий». Цель: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых на протяжении истории страны, используя для этого разные формы работы. Создан лепбук «Профессии»; авторский альбом с описанием профессий родителей детей.
- «Армия России». Цель: создание условий для развития познавательных способностей детей и родителей в процессе ознакомления с историей российской армии; воспитание гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам отечества. Оформлен тематический альбом «Книга будущих командиров».
- «Космос». Цель: углубить знание детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми, дать начальное понятие о вселенной. Создан лепбук «Космос»; дидактические игры. Совместно с детьми проведено спортивное развлечение «Мы космонавты». В этом году к юбилейной дате, темой снежных построек участка группы стали космические герои.
- «День Победы». Цель: сформировать у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями, способствовать формированию убеждения о недопустимости повторения войны. Созданы лепбук «9 Мая», тематические альбомы по важным вопросам ВОВ; собран богатый материал.
- «Хлеб». Цель: формирование у детей представления о хлебе, как одном из величайших богатств на земле, знакомства с изготовлением хлеба на протяжении истории. Созданы тематические альбомы, с детьми проведено развлечение «Хлеб - наше богатство».
- «Урал». Цель проекта: формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств через приобщение к истории и природе родного края. Дети познакомились играми, пришедшими к нам от предков. Собрана коллекция минералов Урала.
Ежегодно, по сложившейся традиции, проводятся праздники: «День пожилого человека», «День матери», «Новый год», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День смеха», «День Победы», «День именинника», «День защиты детей» и др. В группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства и взаимопомощи. В процессе работы опирались на родителей, не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
В ходе реализации проектов осуществлялась консультативная поддержка родителей: «Как воспитать патриота», «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду», «Как знакомить ребенка с космосом», «История народной игрушки» и др. Памятки: «В какие игры можно играть с Матрешками», «Растим маленького патриота».
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
В дальнейшем планируем продолжать работу по данной теме : разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно-развивающую среду в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум"Кто хочет стать знатоком проектной деятельности"
История возникновения проектного метода, цели и этапы проектногот обучения, составные компоненты метода проектов....
Статья "Использование проектной деятельности в социализации детей- сирот старшего дошкольного возраста"
Для повышения результатов социализации детей – сирот старшего дошкольного возраста целесообразно использовать в образовательном процессе - проектную деятельность, так как она даёт развитие познаватель...
Статья:"Метод проектной деятельности в группах разных категорий".
Сравнительный анализ проектной деятельности в группах разных категорий....
Статья "Метод проектной деятельности с детьми речевой группы"
Цель: развивать речевую активность детей....
Статья "Организация проектной деятельности"
В каждом дошкольном образовательном учреждении имеются творческие педагоги, неравнодушные к своему делу, постоянно находящиеся в поиске новых подходов, поддерживающие инновационные методы образования,...
СТАТЬЯ "Актуальность проектной деятельности в детском саду "
Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многих педагогов не совсем понятно , зачем нужно проектирование в д...
Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Статья " Использование проектной деятельности в формировании музыкальности дошкольников"...