Презентаци Финансовая грамотность
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема мастер-класса: «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах «Финансовая грамотность становится навыком, необходимым для каждого человека в двадцать первом веке. Поэтому разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением государственной политики во многих странах «Группы двадцати», включая Россию» Антон Германович Силуанов министр финансов РФ
Актуальность Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру» , к себе и к окружающим людям. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей , когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической грамотности. Необходимо помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика , потребности , нормы жизни , деньги , товар , цена в соответствии с их возрастными особенностями. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки .
Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский , родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».
Цель мастер класса: п овышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в использовании современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ.
Задачи: - познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; - способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ; - побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ. Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие . Ожидаемые результаты: участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ.
С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет» М., 2018. : Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации, которая состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: « Труд и продукт (товар)» « Деньги и цена (стоимость)» «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Экономическое воспитание дошкольников — экономическая педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование у дошкольников элементарных экономических знаний и экономического сознания. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций.
Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации : - загадки ; - пословицы ; - сказки ; - экономические задачи ; - дидактические игры ; - сюжетно-ролевые игры Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая.
ЗАГАДКИ–ДОБАВЛЯЛКИ На товаре быть должна, обязательно … Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке… Люди ходят на базар: там дешевле весь... Приносить доходы стал. В банке папин ... 8 . И врачу и акробату. Выдают за труд… 9. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке … ЦЕНА ДОХОД НАЛОГИ ВКЛАД ПРОЦЕНТЫ ТОВАР КАПИТАЛ ЗАРПЛАТУ ПРОЦЕНТЫ
ПОСЛОВИЦЫ 1. Кто , согласно пословице, платит дважды ? 2 . Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя …» 3 . В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама ? 4 . Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук ? Скупой Хвалит Двигатель Блоха
СКАЗКИ 1 . В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя ? 2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда ? 3. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла и что это за металл? 4 . Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе . 5. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? 6. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? 7 . В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям ? 8. В какой сказке реклама сыграла злую шуту с главным героем? 9 . Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? «Колобок» «Репка» «Курочка ряба», золото «Кот в сапогах» «Теремок» «Морозко», «Крошечка- ховрошечка », «Царевна-лягушка» «Три поросёнка» «Как старик корову продал» «Колосок»
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 1 . Когда валенки стоят дороже: летом или зимой ? 2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие ? 3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере ? 4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее ? 5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
Дидактические игры «Наоборот» Цель: научить самостоятельно, находить ( подбирать ) противоположные по смыслу слова. Материал: подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, работа – отдых, богатый – бедный, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д.) Содержание: воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок. « Кому что подарим?» Цель: развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор. Материал: карточки - картинки на которых изображены предметы-подарки Содержание: дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок. (Буратино, Карлсон , Медведь из сказки «Маша и медведь»). Обсуждается, какой подарок практичнее и нужнее для каждого героя.
Дидактические игры «Хочу и надо» Цель : познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле. Содержание: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно. «Сигнальщики» (товар или услуга) Цель : закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга». Материал: два цвета карточек: красные и синие. Содержание: если воспитатель называет товар – поднимают красную карточку, а если услугу – синюю. (Парикмахерская (стрижка, покраска) – услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).
Эффективность Для детей: - приобретение новых знаний социально-экономического характера; - приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи; - усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения; - получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам; - развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации; - развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; - осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
Эффективность Для родителей: - участие родителей в совместной продуктивной деятельности; - повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам. Для педагогов: - повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников; - повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Финансовая грамотность"
Цель: ознакомить детей с основами финансовой грамотности....
Презентация "Финансовая грамотность"
Создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности....
Презентация «Финансовая грамотность в работе с дошкольниками»
Финансовая грамотность - это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приу...
Презентация "Финансовая грамотность"
В нашем детском саду одной из задач является "Формирование финансовой грамотности в ДОУ". Презентация - отчет о проведенной работе....
Презентация "Финансовая грамотность дошкольников"
Описание образовательной деятельности по финансовой грамоте дошкольников в старшей группе ДОУ....
Презентация "Финансовая грамотность детей"
Презентация "Финансовая грамотность детей"...
Презентация "Финансовая грамотность в ДОУ"
Финансовая грамотность в ДОУ...