Проект "Наши друзья- муравьи"
проект (младшая группа)

Синицина Анна Геннадьевна

Проектная деятельность в младшей группе на тему: "Наши друзья- муравьи". Вид проекта-  краткосрочный, информационно- исследовательский, творческий. Продолжительность проекта 2 недели. 

"Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?"  Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых ( муравьях, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность).

Цель проекта: дать понятие о муравьях.

Реализация проекта включает в себя все этапы: 

- подготовительный;

- основной;

- заключительный.

Продуктами проектной деятельности являются: 

- выставка поделок "Муравей";

- развлечение "Не обижайте муравья!";

- художественное творчество( раскраски "Муравей", лепка "Муравейник".

Основной этап состоит из: беседы, рассматривания иллюстраций по теме, чтения произведений детских авторов, стихов и загадок, просмотра видеофильма и мультфильма, целевой прогулки, рисования, лепки, конструирования, опытно- исследовательской деятельности.

Для родителей представлены консультации, сотрудничество с семьей ( совместное изготовление поделок). 

Заключительным этапом стало проведение  развлечения и выставка работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy.docx491.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Наши друзья - муравьи»

Автор проекта:

Синицина А. Г.

воспитатель младшей

группы № 6«Капитошка»

Вид проекта: краткосрочный, информационно - исследовательский,творческий.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Участники проекта: дети группы, родители воспитанников, воспитатель.

Актуальность проекта: во время прогулки дети увидели насекомых (муравьев). Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить их. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о муравьях очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят? » Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых (муравьях, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность).

Цель проекта: дать понятие о муравьях.

Задачи проекта:

1. Формировать представление о муравье как о насекомом, образе его жизни, жилище-муравейник.

2. Развивать наблюдательность, речь, мелкую моторику во время ИЗО – деятельности.

3. Формировать навыки исследовательской деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к живому, эмоциональную отзывчивость.

Предполагаемый результат:

• дети должны знать и называть насекомых (муравей);

• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (бегает), где и как зимуют;

• знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;

• владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Сотрудничество с семьей:

• Консультации «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Опасные насекомые».

• Изготовление родителями совместно с детьми из природного или бросового материала поделки «Муравей».

Продукт проектной деятельности:

• Выставка поделок «Муравей»

• Развлечение «Не обижайте муравья!»

• Работа по художественному творчеству: раскраски «Муравей», лепка «Муравейник».

Реализация проекта.

Подготовительный этап:

  • Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни.
  • Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта.
  • Подбор материала для продуктивной деятельности.
  • Информирование родителей о реализации проекта.
  • Разработка плана проекта.

Основной этап:

  • Беседа: «Насекомые»
  • Рассматривание иллюстраций по теме, насекомых в природе.
  • Чтение К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»
  • Просмотр познавательного видеофильма о жизни муравьев.
  • Просмотр мультфильма по сказке В.Бианки
  • Чтение стихов о муравьях, отгадывание загадок.
  • Целевая прогулка «Муравьи»
  • Опытно - исследовательская деятельность детей: рассматривание под лупой, опыт «Муравьиные дорожки»
  • Консультации для родителей «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Опасные насекомые».
  • Раскраска рисунка «Муравей»
  • Лепка «Муравейник»
  • Конструирование «Строим дом для муравья»

Заключительный этап:

  • Проведение развлечения «Не обижайте муравья».
  • Выставка совместных работ родителей с детьми «Муравьи»

Материалы к проекту

Беседа на тему «Насекомые»

Цель: расширить и уточнить представления детей о насекомых воспитывать любознательность вызвать интерес к теме недели.

Ход беседы:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображение насекомых.

- Кого вы видите на этих картинках? (глядя на картинки с насекомыми, дети называют тех, кого они знают). Жук, бабочка, пчела, комар, муравей, кузнечик - это насекомые.

Воспитатель предлагает детям еще раз назвать каждое насекомое. Затем воспитатель предлагает поиграть в подвижные игры про насекомых.

Стихи о муравьях

                                       Муравей ползёт по лесу.

                                            Нелегко тяжеловесу –

Он несёт тростинку в дом,

Залатать все дыры в нём.

Дом большой у муравья,

Как и вся его семья,

Дружно носят хворостинки,

На своих широких спинках.

Муравьишка на весь лес

Знаменит - тяжеловес.

Тяжесть может он поднять

Тяжелей себя раз в пять.

Муравей весь день работал,

Все проблемы, да заботы.

Дом построить надо в срок,

Запастись на зиму впрок.

Все успеет муравей,

У него ведь сто друзей!

Муравей бревно несет

Песню громкую поет:

"Я могучий муравей!

Я сильнее всех в траве!

Я легко несу бревно,

Хоть огромное оно!".

Загадки о муравьях

Ловко тащит он травинку

В мире нет его сильней

На полянке домик строит

Работяга....(Муравей)

Побежали по дорожке

Чьи -то маленькие ножки!

А на ножках, посмотри,-

Груза больше раза в три!

И почти не вижу я

Под поклажей ... . (Муравья)

Под сосной - Гора.

В Горе-мастера.

Из травинок и иголок

Под сосной построен Город.

В лесу под Ёлкой - город.

В нём сто улиц - коридоров.

Взад-вперёд снуют здесь жители

По профессии - строители.

(Муравейник.)

Целевая прогулка «Муравьи»

Цель: расширять представления детей о муравьях – тружениках; пополнять словарный запас; воспитывать бережное отношение к насекомым;

Ход прогулки.

Вместе с детьми осторожно проследить путь муравьёв.

Воспитатель. Какие муравьи? (Ответы-предположения детей) Маленькие, крошечные, хорошие. Это муравей-папа или мама. Что они делают? (Ответы- предположения детей) Ползут по дорожке. Несут палочки, соринки. Зачем муравьям палочки? (Ответы - предположения детей) Строить домик. Чтобы маленькие муравьишки-детки переползали через палочки. Куда они ползут? (Ответы-предположения детей) К себе домой.

Обобщающее слово воспитателя. Муравьи дружные насекомые. Они живут большими семьями. Муравьи - труженики, которых все уважают и никто не обижает. Маленькие муравьишки сами строят себе домики-муравейники. Хотите и мы превратимся в муравьишек? (Ответ-предположение детей) Хотим.

Дети вместе с воспитателем хором рассказывают ранее выученное наизусть стихотворение о муравье.

Я – муравей – трудяга,

Со мной моя коряга.

Несу домой тяжелый груз.

Своим трудом всегда горжусь.

1. Можно предложить детям покормить муравьёв, дать кусок сахара или конфетку. Понаблюдать за их поведением.

2. Дидактическая игра. «Длинная и короткая палочка».

Цель: учить детей различать длинные и короткие палочки.

Воспитатель кладет на стол деревянные палочки разной длины.

Воспитатель. Чтобы построить муравейник, нам нужны длинные и короткие палочки. Но они перемешались. Давайте, их разделим: в красную коробку соберем длинные палочки, а в синюю – короткие. Дети-«муравьишки» разделимся на две команды- девочки и мальчики. По моему сигналу (звон колокольчика) дети-«муравьишки» по очереди начинайте раскладывать палочки в коробки. (Дети выполняют предложенное задание) .Воспитатель. Молодцы, муравьишки! Теперь нам легко будет построить муравейник. (Построить муравейник из палочек можно во второй половине дня с группой детей или индивидуально)

3. Труд в природе.

Цель: учить детей собирать веточки в определенное место (в корзину)

Воспитатель. Муравьишки-девчонки и мальчишки, я знаю, что вам нравится, когда вокруг чистота, давайте собирать веточки на нашем участке в эту корзинку. (Дети собирают веточки, палочки на территории детского участка и кладут их в корзинку) .

Воспитатель. Хорошо вы потрудились, теперь можно поиграть. Хотите?

(Ответ-предположение детей) Да, хотим.

4. Подвижная игра. «Осень, зима, весна».

Цель: учить детей внимательно слушать команды воспитателя, быстро действовать по сигналу, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Воспитатель. Поздно осенью затихает жизнь в муравейнике. Муравьи собираются вместе и засыпают. Спят они и зимой. Когда наступает весна, они просыпаются.

Вот здесь будет муравейник (воспитатель очерчивает на земле круг, сюда будут собираться муравьи поздней осенью, здесь будут спать зимой, а весной они будут выходить из своего домика и гулять.

Дети-муравьишки стоят за чертой в разных местах площадки. По сигналу воспитателя «Осень» «муравьишки» направляются к «муравейнику», собираются все вместе в «домике-муравейнике». По сигналу воспитателя «Зима», имитируют сон (прикладывают сложенные ладошки к щеке и закрывают глаза). По сигналу воспитателя «Весна», дети открывают глаза, опускают руки и выходят из муравейника. Воспитатель снова говорит «Осень», «Зима», «Весна», - игра повторяется.

Раскраска «Муравей»

C:\Users\Ирина\Desktop\hello_html_6272aae6.png

Конструирование «Строим дом для муравья»

Цели:

1. Расширять представления о постройке устойчивых конструкций.

2. Развивать воображение, мышление и моторику рук.

3. Воспитывать желание заботиться о насекомых,

4. Учить работать в группе совместно с товарищами.

Дети делятся на группы, получают строительный материал и за определенное время вместе строят сооружение, затем воспитатель вместе с остальными ребятами рассматривают, обсуждают и оценивают работу. После этого группы меняются строительными материалами и снова приступают к работе и т. д.

Развлечение «Не обижайте муравья».

Цель: расширить познания детей о насекомом – муравье, его жилище; показать, как можно определить погоду по поведению муравьев.

Задачи:

1. Расширять и обогащать знания детей о муравьях;

2. развивать познавательную активность, память, речь;

3. воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

Ход развлечения:

1. Отгадывание загадок.

На поляне возле елок

Дом построен из иголок

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион. (Муравейник и муравьи)

2. Демонстрация иллюстраций муравья и муравейника.

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Я работаю в артели

У корней мохнатой ели

По буграм тащу бревно-

Больше плотника оно. (Муравей)

3. Беседа по вопросам.

- Муравей – это кто?

- Где живет? Как называется жилище?

- Сколько у него лапок?

- Чем любит лакомиться?

- Это полезное насекомое?

- Можно ли разорять муравейник?

Демонстрация экологического знака «Муравейники не разорять!»

4. Эксперимент.

- Если на муравейник положить конфету или кусок сахара что произойдет? (Муравьи его облепят и отнесут внутрь.)

5. Чтение стихотворений.

Не обижайте муравья,

Его обидеть очень просто,

Он очень мал, он очень мал,

Он очень маленького роста.

На вид, конечно,мелковаты,

Но все, что можно тащат в дом.

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом.

Мы – лесные жители,

Мудрые строители,

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

- Как мы можем определить погоду по поведению муравьев?

(Если в муравейнике все ходы открыты, а муравьи активно двигаются – к ясной погоде.А если муравьи прячутся в куче и закрывают входы в домик - жди сильного дождя и ветра.)

Превращение в муравьев (надеваем маски муравьев)

6. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

7. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

Воспитатель читает:

Насекомые проснулись,

Тоже к солнцу потянулись,

Трудятся они весь день,

Позабыв про сон и лень.

Загадки про насекомых( с демонстрацией изображения насекомых).

У кого вся спинка в точках?

Кто пасется на листочках?

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам кусочек хлеба? (Божья коровка)

Два рога, а не бык,

    Шесть ног без копыт.

Летит – воет,

Сядет – землю роет. (Жук)

Шевелится у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

У нее четыре крыла

Тело тонкое, словно стрела

И большие, большие глаза.

Называют ее …(стрекоза)

Длинные ножки, как стебельки,

Оттого и делает высокие прыжки,

В траве он стрекочет,

Быть пойманным не хочет. (кузнечик)

8. Выставка поделок и рисунков.

Консультации для родителей:

«Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе»,      

«Опасные насекомые».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МУРАВЬИШКА-МУРАВЕЙ, МНОГО У ТЕБЯ ДРУЗЕЙ»

Без праздника с элементами спортивных игр и развлечений невозможно представить повседневную жизнь современного детского сада. Спортивный праздник «Муравьишка – муравей, много у него друзей» разработан...

СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Муравьишка-муравей, много у него друзей»

Спортивное развлечение для группы компенсирующей направленности (ОНР)...

ПРОЕКТ "МУРАВЬИ НАШИ ДРУЗЬЯ"

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНИ МУРАВЬЕВ. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА....

Детский проект "Муравьи - наши друзья"

Лето - удивительное пора. Когда дети видят насекомых, их реакция неоднозначная: одни боятся, а другие наоборот выражают интерес. Поэтому и появился этот проект....

Проект "Наши друзья - муравьи"

Актуальность проекта:Во время прогулки дети увидели насекомых (муравьев). Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребят...