"Дорога добра начинается с семьи"
материал

Селянина Л.В.

Обмен опытом , как прививать чувство доброты в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_brch.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сколько же нужно мудрости,

чтобы никогда не терять доброты!

(М. Эбнер-Эшенбах)

Тема «Дорога добра начинается с семьи»

Цель: Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека.

Задачи:

1. Воспитание гуманного отношения ко всему живому, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

2. Обучение родителей эффективному взаимодействию с детьми в совместной деятельности.

3. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Наша жизнь наполнена смыслом, когда мы замечаем добро и можем его по-настоящему ценить, а не принимать как должное.

Воспитание доброты связано с пробуждением в ребенке сострадания и сопереживания в горе, беде, умении радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному.Доброта делает человека воспитанным. «Смелые – всегда добрые», - эти мудрые слова А. М. Горького еще раз говорят о том, что человек, воспитанный высоконравственным, должен быть добрым.

Как учить добру? Доброте нужно учить с детства. Воспитание доброты  связано с пробуждением  в ребенке сострадания и сопереживания в горе, в беде, умении радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребенок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления  чувства собственного достоинства

      Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребенку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими — это важное условие воспитания доброты. Только в семейном кругу ребенок получает первые представления о нравственности и морали, о добре и зле, а значит, от отношений в семье зависит, каким вырастит человек.

«Семья, как институт первичной социализации, должна учить детей добру. ГоворилВ. Сухомлинский. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи.

В Законе РФ «Об образовании»  определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОУ, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка.

Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. И наша задача –оказать педагогическую помощь родителям, в воспитании доброго ,отзывчивого, ответственного ребенка , способного прийти на помощь.

Азбука доброты постигается ребенком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки. Непреложная истина: хорошо воспитать ребенка — значит научить его любить и оберегать землю отцов, возделывать ее во имя будущего. Прекрасное в природе означает для человека любимое. Мною любимое — значит родное. А любимое, дорогое необходимо охранять и защищать.  

И так как мы проживаем в сельской местности окруженной величественной красотой могучего утёса, подножие которого омывает своенравная горная река Иркут, то мы решили  взять за основу одно из направлений воспитания добра в ребёнке, через ознакомление с природой родного края, красотой ближнего окружения. Нашей главной целью совместно с семьей является научить ребенка видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому.

В работе с родителями по привитию детям чувства доброты к ближнему окружению мы проводим родительские собрания, консультации, беседы. Например, при организации родительского собрания на тему" Дорогою добра" родителям было дано задание написать краткое сочинение о важности воспитания доброго ребёнка, и как дома в семье прививают это качество.  Проводим  анкетирование с целью выяснения их понимания связанных с необходимостью нравственного воспитания. По результатам анкетирования подбираем темы групповых  индивидуальных бесед по интересующим вопросам, даём краткие советы и рекомендации. Советуем родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняем, что во время наблюдений расширяются кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг себя по пути в детский сад или домой.Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем  побудить ребенка к добрым поступкам, обучить умению проявлять сочувствие, сострадание и милосердие.

Просвещению родителей в данном направлении, в приёмной детского сада мы оформили стенд, где  размещаем:

- консультации «Природа, семья- ребенок», «Несколько советов по воспитанию в ребенке бережного отношения к природе», «Воспитание любви к родному краю», «Растим доброго и отзывчивого ребенка». И др.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. В нашей группе совместно с родителями организован игровой уголок. Здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно- ролевые дидактические и другие развивающие игры

В работе с родителями используем домашние задания. Родителям и детям предлагаем понаблюдать за природой, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповой коллекции. В группе расположен уголок леса (макет), уголок природы, «огороды на подоконнике», экологические мини-лаборатории, уголок экспериментирования, которые созданы совместно с родителями.

Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. В помещении детского сада  собрано много разнообразных комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.

Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя,а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

В уголке природы имеется библиотека, приобретенная родителями, в которой находится познавательная, художественная детская литература по экологическому воспитанию. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации о природе, анализируют правила поведения в природе, делают умозаключения, проводят беседы.

Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, в прошлом году совместно с родителями мы участвовали в  муниципальном проекте среди дошкольных учреждений «Эколята-дошколята». С помощью родителей оформили развивающий макет «Уголок природы родного края». Дети самостоятельно меняют содержимое в соответствии с временами года, природными изменениями, строят сюжет по своему интересу, проявляя заботу об обитателях макета.

Папы принимают участие в изготовлении кормушек и скворечников для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада.

В последнее время мы ищем уникальные средства экологического воспитания в современных условиях-это проекты. Уже воплощены в жизнь такие проекты как : «Юные защитники природы», « Берегите природу родного края».

Таким образом, совместная работа родителей, детей и педагогов по воспитанию добрых качеств в ребёнке даёт свои положительные результаты, способствует установлению доброжелательных взаимоотношений, взаимопонимания, взаимоподlержки.

   Любовь к Родине — великое чувство, в котором слиты воедино и чувство родного дома, и чувство матери, и чувство родной природы. С раннего детства ребенок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя при этом новые открытия, пополняя знания о природе, замечать краски и звуки, испытывая при этом наслаждение. Задача родителей заключается в том, чтобы сделать пребывание на природе насущной потребностью, законом жизни всей семьи. Каждая встреча с природой должна оставаться в памяти как огромная радость и большое эстетическое наслаждение.

И только тогда , когда ребёнок научился сочувствовать, сопереживать , любить и беречь все то , что  его окружает  он начинает проявлять доброту и заботу к своим сверстникам,. Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок добра для дошкольников "По дороге добра"

Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с целью ознакомления с содержанием понятия "БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ" средствами риторик...

Проект психолого-педагогической поддержки детей "группы риска" и их семей "Дорогой добра"

Материал создан в соавторстве учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога и старшего методиста...

КОНСПЕКТ НОД по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи в подготовительной группе «Путешествие Дорогою Добра»

КОНСПЕКТ НОД по духовно -нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьив подготовительной группе«Путешествие Дорогою Добра»Цель: Формировать у детей предст...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...

Творческий отчет «Доброе сердце» идет дорогою добра»

Творческий отчет  «Волонтерский отряд     «Доброе сердце»   идет дорогою добра»...

«Доброе отношение к природе начинается в семье»

Статья раскрывает тему воспитания гуманного отношения к природе у детей дошкольного возраста....

"Безопасность на дорогах начинается с семьи"

В фотомарофоне использовались лого роботы умные пчёлы и ТИКО конструктор.С помощью роботов дети выполняли задания от ТИКО человека по правилам дорожного движения....