План работы по самообразованию: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
материал (старшая группа)

Соколенко Тамара Ивановна

План самообразования составлен на 2021 – 2022 учебный год.

Возраст детей: 5-6 лет.

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_21-22_gg.docx70.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №121»

                                                         

План работы по самообразованию

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Воспитатель: Соколенко Т.И.

Воронеж

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

СОКОЛЕНКО Т.И.

в период 2021-2022 учебного года.

План работы по самообразованию

Ф.И.О. воспитателя

Соколенко Тамара Ивановна

Должность

воспитатель группы № 11 МБДОУ «Центр развития ребёнка Детский сад № 121» г. Воронеж

Специальность

педагог дошкольного образования (воспитатель)

Курсы повышения квалификации

 – 30 ноября 2021г.

Квалификационная категория

ВКК

Стаж педагогической работы

12 лет

План самообразования составлен на 2021 – 2022 учебный год.

Возраст детей: 5-6 лет.

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Актуальность темы:  Тема моего самообразования – «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» , которую я обозначила для себя.

    Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения   у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Формировать правильное отношение к природе надо начинать   задолго до того, как человек  становится  взрослым. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас.

    Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

   В детском возрасте у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.    Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;

- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;

- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.

Предполагаемый результат:

  1. Формирование у детей знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;.
  2. Бережное отношение детей к природе родного края.
  3. Семьи воспитанников начинают уделять больше внимания культуре поведения на природе.

Срок реализации: 1 год (2021-2022 учебный год)

Содержание работы по самообразованию

Сроки

Тема

Содержание

Практический выход

сентябрь

 Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.

сентябрь

Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

Составление плана самообразования по теме с внедрением в практику ДОУ.

В течение года

Теоретическое изучение проблемы.

  1. Веретенников С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1993.
  2. Николаев С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.
  3. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
  5. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 1982.
  6. Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002
  7. Николаев С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: «Новая школа», 1993.
  8. Шишкин В.А. Прогулки в природу. М., 2002.
  9. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
  10. Интернет-ресурсы.

Изучение литературы по теме.

В течение года

Практическая деятельность.

1. Изучение опыта педагогов в ДОУ.

2. Использование методики на ООД, в свободной деятельнос-

ти, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

3. Изучение методик и техноло-гий в интернете.

4. Консультации для родителей      

«Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса», «Птицы — наши друзья»

5. Подбор  научной и художественной литературы о природе.

6. Изготовление игровых пособий по экологии для экологического чемоданчика.

8. Участие в семинаре.

9. Отчёт по теме самообразования.

Консультации для родителей;

изготовление игровых пособий по экологии для экологического чемоданчика;

подбор  научной и художественной литературы о природе для детей;

выступление на педсовете.

май

Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования ожидаются следующие результаты:

- у детей формируется ценностное отношение к окружающей их природе;

- у детей развивается интерес  к природе родного края;

- у детей формируются знания  с элементами экологии о природных объектах родного края;.

- формирование у родителей осознания важности и необходи-мости беречь природу и учить этому детей.

отчёт

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Направления работы

Практические выходы

Сентябрь

Работа с документацией.

Самостоятельное изучение методической литературы по самообразованию.

Изучение литературы по теме.

Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата.

Составление плана самооб-разования по теме с внедрением в практику ДОУ.

Работа с родителями

Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»

Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенние фантазии»

Работа с детьми:

Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.

Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».

Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай и назови».

Экскурсия по экологической тропе детского сада.

Рисование «Золотая осень».

Беседа с детьми «Съедобные и несъедобные грибы» (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка)

Рассматривание муляжей грибов,  иллюстраций.
Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении.
Загадки  о грибах
Рассматривание иллюстраций, муляжей.

Художественное творчество: аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"

Наблюдение за насекомыми.

Беседа на тему «Насекомые осенью»

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»

Октябрь

Работа с детьми:

Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада. Рассматривание репродукций художников об осени.

Беседа об осени. Дидактические игры «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото».

Составление коллажа из листьев «Осенний пейзаж».

Экологическая акция «Сдай макулатуру - сохрани
дерево!»

Беседа: «Овощи и фрукты».

Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи». Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Определи на вкус». 

Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»;       Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок». Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки».

Художественное творчество: аппликация «Ваза с фруктами», лепка «Овощи на тарелке».

Беседа с детьми о животных обитающих в лесах Воронежской области, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.

Отгадывание загадок.

Составление описательных рассказов о животных.

Экологическая акция «Сдай батарейку - спаси
ёжика!»

Работа с родителями

Участие родителей в экологических акциях

Ноябрь

Работа с детьми:

Беседа о комнатных растениях; о необходимости для них условий жизни; об элементах труда. Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). 

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение». 

Чтение художественной литературы:

Б. Житков «Что я видел», «Сад».

Уход за комнатными растениями в уголке природы.

Беседа: «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах).

Наблюдения за птицами на участке, кормление птиц.

Рассматривание птиц, занесенных в красную книгу. Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные - зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка»

Чтение художественной литературы:

Е. Благинина «Улетают, улетели»,              В. Бианки «Синичкин календарь»,             Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек»,      И. Крылов «Кукушка и петух»,                     Е. Чарушин «Утка».

Просмотр презентации «Перелетные птицы».

Составление описательных рассказов о птицах.

Дидактическая игра «Кто наблюдательный». Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Игра –имитация «Я загадаю, а вы угадайте». Дидактическая игра «Перелетные - зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц».

Художественное творчество: лепка «Красивая птица»

Работа с родителями

Консультация «Сокровища леса».

Декабрь

Работа с детьми:

Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.

Просмотр фильма «Зимующие птицы».

Дидактические игры

«Голоса птиц», «Я -загадаю, а вы -отгадайте».

Чтение художественной литературы:

Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,

И. Поленов «Синичкины кладовки».

Изготовление кормушек для птиц.

Беседа: «Как лесные звери проводят зиму». Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы). Дидактические игры: «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу».

Художественное творчество: лепка «Звери на новогодний праздник».

Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. Беседа: «Пришла красавица зима». Дидактические игры «Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?».

Ритмопластика «Снежинки». Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,

Н. Павлова «Под снегом на лугу»,

С. Есенин «Пороша».

Экскурсия по территории детского сада «Вот и к нам пришла зима»

Наблюдение за деревьями на участке

Беседа о деревьях. Может ли мороз убить дерево?

Сюжетно-ролевая игра «В лес за дровами». 

Чтение художественной литературы:

Т. Шорыгина «Сосновые леса»,

«Зимний ельник», «Прогулка в лес».

Участие в конкурсе декоративно-прикладного творчества
«Ёлочка, живи!» в рамках экологической акции в защиту
живой ели

Художественное творчество: рисование «Нарядная ёлка».

Работа с родителями

Участие в экологической акции «Покорми птиц зимой»

Консультация «Птицы – наши друзья»

Участие в конкурсе декоративно - прикладного творчества «Ёлочка, живи!» (изготовление новогодней елки из любого материала).

Выступление на педсовете:

 «Экологический чемоданчик- дидактический материал для экологического воспитания дошкольников».

Январь

Работа с детьми:

Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы. Дидактические игры:
"Узнай растение".

Чтение художественной литературы: Е. Серов «Фиалка». Дидактические игры «Кому что нужно», «Как выросла фиалка».

Беседа: «Жизнь животных зимой»

(Способы их приспособления и защиты; помощь животным и птицам зимой)

Беседы:  «Места, где всегда зима», «Животные  Арктики и Антарктики».

Чтение художественной литературы: Н. Радченко «Животные Севера»; Г. Снегирёв «Пингвиний пляж», «Отважный пингвинёнок»

Подготовка к участию в конкурсе «Огород на окне», посадка овощей.

Просмотр презентации «Жизнь животных зимой».

Художественное творчество (оригами): «Белый медведь»

Художественное творчество:

Рисование «Животные Арктики и Антарктики».

Работа с родителями

Участие в конкурсе экологических рисунков «Мой мир, моя планета»

Папка-передвижка «Мороз и солнце - день чудесный!..»(предложить родителям выучить с детьми стихи о природе)

Февраль

Работа с детьми:

Беседа: «Прошла зима холодная» Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. Дидактические игры:  «Приметы зимы», «Когда это бывает?».

Игра-имитация «Снежные явления». Чтение художественной литературы:

Пляцковский М.С. «Сосульки»,«Какая бывает зима»,

рассказ Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Художественное творчество: рисование: «Чем красива зимняя природа».  

Беседа на тему: «Водоемы родного города». Как защитить водоёмы от загрязнений.

Составление описательных рассказов о жителях водоемов.

Загадки о жителях водоемов.

Чтение художественной литературы: Сказка Т. Домаренок "Лягушонок и его дом" , Цыферов Г.М.  "Китёнок"

сказка "По щучьему веленью"

А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Сутеев В.Г. "Кот-рыболов"

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Дидактическая игра «Собери рыбку»

Экологическая игра «Кому нужна вода».

Беседа «Рыбы воронежских водоемов» Рассказы и загадки о рыбах. Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются». Дидактическая игра «Угадай по описанию». Чтение художественной литературы: Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой), О.Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала».

Экологическая игра «Помоги рыбкам»

Работа с родителями

Участие в конкурсе рисунка

«Символы Заповедной России»

Март

Работа с детьми:

Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели. Беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи». Дидактические игры «Сравни и найди», «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы:

И. Токмакова «Весна»,                      Ф Тютчев «Весенние воды» Рассматривание картин                     И. Левитана «Март», И. Грабарь «Февральская лазурь».

Художественное творчество: рисование: «Весна пришла»

Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада. Обобщающая беседа с использованием схем, моделей. Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.) Игра-имитация «Строим гнёзда».Дидактическая игра «Попрыгунчики-воробышки».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Лесные домики»,  И. Поленов «Синичкины кладовки»

Художественное творчество: аппликация: «Скворечник»

Художественное творчество (оригами): «Голубь»

Наблюдение за «Огородом на подоконнике»

Уход за огородом на подоконнике

Работа с родителями

Участие в конкурсе декоративно-прикладного и изобразительного творчества«Вальс цветов»

Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период).

Апрель

Работа с детьми:

Рассматривание картинок цветущих деревьев. Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели. Чтение художественной литературы:

«Литературный калейдоскоп».

Художественное творчество: рисование: «Цветущая ветка».

Изучение первоцветов Воронежской области и России.

Чтение художественной литературы: Н. Железкова «На лесной проталинке», А.Гришин «Первоцвет», Е.Серова «Ландыш» и др. Загадки и рассказы о первоцветах

Экологическая акция «Вестники весны»

Создание альбома «Первоцветы Воронежской области»

Беседа «Одуванчик»

Изучение строения одуванчика.

Чтение стихов. Загадки об одуванчике. Составление рассказа "Путешествие семечка." Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Хитрый одуванчик», Т. Белозёров «Одуванчик».

Художественное творчество: рисование: «Одуванчик».

Работа с родителями

Участие в  акции «Мой четвероногий друг»

Участие в  экологической акции

 «Первоцветы-вестники весны»

Май

Работа с детьми:

Наблюдение за растениями на участке.

Беседа: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике).

Эстафета-игра «Собери цветок».

Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?».

Художественное творчество (рисование): «Красивые тюльпаны».

Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей, ласточка).

Послушать пение птиц. Беседа с детьми о соловье, дятле, ласточке. Подвижные игры«Совушка»,

«Перелет птиц», «Коршун и наседка». Чтение художественной литературы:

Г. Скребицкий «Берегите птиц»,

А. Барков «Голоса леса».

Художественное творчество (оригами): «Сова», «Воробей».

Рассматривание и беседа о Красной книге. Беседа: «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРИРОДНЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК
ИМЕНИ В.М. ПЕСКОВА»
  (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций) Беседа «Чем мы можем помочь природе?»

Экскурсия в лес (презентация)

Составление природоохранительных знаков и их обсуждение.

Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми. Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый.

Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны». 

Оформление клумбы на групповом участке. Посадка рассады цветов.

Художественное творчество: рисование «День Земли».

Мероприятие «День Земли»

Работа с родителями

Памятка «ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ!»

Самоанализ плана самообразования.

Обобщение  опыта

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ___________________________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?_______________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?______________________________

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию? В чем это проявляется?________________________

Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ______________________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Есть ли у Вас дома книги для чтения детям о природе? Если да, назовите их:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

7. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

8. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? __________________________________________________

9. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________________________________

10. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

11. Ваши предложения, пожелания ______________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ!

1. Помните, природа— наш главный педагог. Чаще бывайте с ребенком на природе.

2. Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них детям.

3. Учите детей правильному общению с живыми существами.

4. Доведите до сознания ребенка, что измятая травка, сорванный цветок — живые, от грубого и жестокого отношения им больно.

5. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.

6. Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.

7. Учите исправлять свои ошибки.

8. Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.

9. Используйте положительные примеры из детской литературы при воспитании ребенка.

10. Разучите пословицы:

•    Много леса – НЕ РУБИ, мало леса – БЕРЕГИ, нет леса – ПОСАДИ.

•    Кто не сажал дерево, тому не лежат в тени.

•    Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча пуст

•    Добрые дела целыми веками живут.

•    Доброе дело веками, помнится.

•    Доброму везде добро.

•    Не одежда красит человека, а его добрые дела.

•    Добро помни, а зло забывай.

Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них.

11. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

12. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.

13. Организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.

14. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.

15. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бу¬маги.

16. Поощряйте экспериментирование детей.

17. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Неоспорима роль дидактической игры в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.

ПОИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ И ДОМА.

1.Найди по описанию

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

2. Горячо — холодно

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.

Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.

Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика

и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

3. Лото «Что, где растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

4. Скорая помощь (экологическая игра на природе)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь,

развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

5. Юные художники

Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Игровая задача: нарисовать портрет растения.

Материал: любые изобразительные материалы.

Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.

6. Следопыты

Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы.

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?

Консультация для родителей «Сокровища леса».

У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!

 

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.

Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.

Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.

Причины этому следующие:

Недостаток научных знаний о природе.

Несформированность экологического сознания у детей и родителей.

Отсутствие системы непосредственного общения с природой (прогулки в природу).

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям,  как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Задача родителей - воспитать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к лесу нет и не  может быть мелочей. Сорванные просто так листья с деревьев, обломанные ветки, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому,  прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность леса. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами.

1. Беседуйте с детьми о лесе. Объясните детям необходимость бережного отношения к лесу ради блага всего живого на Земле.

2.Покажите, что лес – один из источников достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.

3. Приучайте детей не ломать кустарники, не портить деревья.

4. Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.

5. Чаще организуйте совместные с ребенком прогулки в лес.

Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:

6. В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.

7. На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.

8. Нельзя разжигать костры, ломать ветки.

9. Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.

10. Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила поведения в лесу.

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о лесе, жизни лесных обитателей. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на чтение добрых стихов и рассказов о лесе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться  к лесу.

Какими будут наши дети, зависит от нас.

Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбил природу, лесные богатства.  Сохранить зелень лесов, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду - это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши леса нам должны помочь наши дети.

 

Консультация для родителей

«Птицы- наши друзья».

У наших садов, полей, лесов, всего зеленого мира немало врагов. Это – разного рода гусеницы, бабочки, жуки, короеды, тли, черепашки, долгоносики. Их – не одна тысяча видов. Они сосут и грызут листья, пожирают бутоны и цветы, съедают траву, разрушают даже самую толстую и твёрдую кору деревьев. Питаясь листочками, корнями, цветками, плодами, делая лабиринты в коре и древесине, они наносят вред растениям, портят плоды, губят урожай. Кто же выступает на защиту зелёного царства? Конечно же, птицы. Например, целыми днями старательные синицы заняты поисками пищи. Они истребляют огромное количество вредителей. Во время выкармливания птенцов синицы приносят им в гнездо пищу от 300 до 600 раз в течение дня. Причём за один раз они доставляют несколько насекомых.

Также птицы принимают активное участие в посадке будущих деревьев и кустарников. Летая по лесным опушкам, вырубкам и гарям, дрозды рассеивают семена рябины, чем приносят немалую пользу. Тем более, всхожесть семян значительно увеличивается под воздействием желудочного сока дрозда. Распространению черёмухи, малины, ежевики, шиповника, брусники, костяники, лесной вишни способствуют стаи дроздов, свиристелей, славок, горихвосток, и других птиц. Расселению дубов «помогают» сойки. Осенью они запасают желуди на зиму, пряча их под опавшими листьями, пнями. Весной забытые сойкой желуди прорастают, и появляются молодые деревья.

Безусловно, без помощи птиц человеку не обойтись. Как не обойтись и птицам без нашей помощи. Зима. Трудно приходится птицам. Им страшен не холод, а голод. Снежные метели, гололед, обильный снегопад затрудняют добычу пищи. Птицы за короткий день просто не успевают утолить голод. В морозную ночь голодные, ослабленные птицы легко замерзают или становятся добычей хищников. И сидят по карнизам домов, распушив свои перышки, воробьи; ближе к жилищу человека подбираются и снегири, и синички, и чижи. Потому что иначе им не выжить. «Покорми птиц зимою - они послужат тебе весною» - говорит русская пословица. Птицы умеют быть благодарными. Если зимой повесить  кормушки и подкармливать птиц, летом они отблагодарят вас.

В нашей местности зимующие птицы это, ворона, дятел, синица, воробей, голубь и другие. Прикармливая птичек зимою, мы помогаем им лучше пережить это трудное время. Тем самым скромная птичья столовая сделает полезное дело, привлекая птиц в наши сады и парки.

14 ноября по народному календарю праздник - «Синичкин день»,  и считается началом настоящей (не календарной) зимы. В этот день прилетают зимующие птицы. И встречает их синичка.

Чем кормят птиц зимой:

Снегирь- семена деревьев, ягоды рябины, калины;

Дятел- желуди, семена деревьев;

Воробей- хлебные крошки, пшено, ягоды;

Сорока- зерно; Синица- сало, пшено, зерно; Ворона- всеядна.

ПОСЛОВИЦЫ О ПТИЦАХ.

«Без первой ласточки весна не обходится».

«Всякая птица к своей стае летит».

«Молодой воробей учится чирикать у старого».

«Не велика птичка- синичка, и та свой праздник помнит».

«Синичка- воробью сестричка».

«Увидел скворца- весна у крыльца».

Выучите с детьми стихотворение о птицах:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна -

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин

Консультация для родителей

«Не причиняя вреда природе!»

Живая природа- это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, горы, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы и звери, движущиеся облака, яркое солнце, падающий снег- все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для развития. Но к сожалению наши дети лишены богатств сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества в спасении природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена задача взрослого воспитывать у детей чувство прекрасного к окружающему миру природы.

Когда мы выезжаем на природу, очень важно, чтобы во время отдыха за городом не произошли неприятности, которые причинили бы вред нашему здоровью.

Постарайтесь запомнить некоторые правила, соблюдать которые совсем несложно.

*Растениями и цветами можно сколько угодно любоваться, но ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения. Некоторые растения, если взять их в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длится несколько недель. Есть и ядовитые растения, яд которых не менее опасен, чем змеиный.

*С грибами, найденными вами в лесу, тоже нужно быть очень осторожным. Собирайте только известные вам грибы и обязательно покажите опытному человеку, который разбирается в грибах. Когда гуляешь по лесу, не трогайте поганки: они очень ядовиты.

* Не пейте сырую воду из какого бы то ни было водоема: реки, озера, или ручья.

* Для защиты от укусов насекомых (клещей, ос, пчел, комаров), отправляясь на прогулку в лес, надевайте длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор. Открытые участки кожи намажьте средством, отпугивающим насекомых.

* Помните, что запахи одеколонов, духов и другой парфюмерии сильно привлекают насекомых.

*Если вы собираетесь ночевать в палатке,  позаботтесь о сетке, защищающей от комаров, и средствах , отпугивающих насекомых .

*В жаркую погоду нельзя долгое время находиться на солнце без одежды, головного убора и солнцезащитных очков- можно получить тепловой удар или солнечные ожоги . Никогда не смотрите прямо на солнце даже в течении непродолжительного времени - у вас от этого может ухудшиться зрение.

Во время походов и загородных прогулок нельзя причинять вред природе!!!

*Если развели костер,то, уходя , не забудьте потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар. Костер нужно обязательно залить водой или засыпать песком.

*Не ломайте деревья, не разоряйте птичьих гнезд- не нарушайте красоту и гармонию природы.

*Не оставляйте после себя мусор!!! На полянке, которая завалена бумажными обертками, целлофановыми пакетами, пластиковыми коробками и бутылками, уже никому не захочется остановиться. Мусор, который нельзя сжечь, необходимо забрать с собой, чтобы выбросить в предназначенном для этого месте.


В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.


Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому.

Природа является источником первых знаний и радостных  переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и горы,  яркие цветы, бабочки, жуки, птицы и звери, движущиеся облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для развития. Очень важно показать, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и  поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников, давать  им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Начиная с раннего возраста, постарайтесь донести до ребёнка идею о том, что бережное отношение к природным ресурсам -  это залог выживания. Например,  объясните  своему  малышу, что тонкая струйка воды в умывальнике – это экономия водных ресурсов, в результате чего, рыбкам в реке будет просторнее. Опять же, можно объяснить ,что экономный расход электричества за счет погашенного на ночь света поможет избежать загрязнения природы. А чем природа вокруг нас чище, тем комфортнее нам живётся в этом мире! Примеров для того, чтобы дети бережно относились к окружающему миру и экономно расходовали природные ресурсы, более чем  достаточно.

Идя с ребенком по улице, парку, посмотрите какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листочки, увядает трава или падают первые снежинки. Разговаривайте с детьми. Беседа с детьми расширяет, углубляет, систематизирует и обобщает их знания о природе.

Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны:

          « Что ты увидел по дороге домой?»

           « Какие первые цветы появились?»

           « Какие птицы прилетели?»

           « Труд людей осенью».

            « Экскурсия в зимний ( осенний), парк»

 Очень хорошо, если мама и папа знают дидактические игры природоведческого содержания:

 « Чей домик? Найди дерево по описанию;  Отгадай, что загадаю;  Повторяй за мной;   Времена года;  Птицы, звери, рыбы; Не ошибись; Назови три предмета» Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащают и развивают речь малышей. Наблюдайте, как на деревьях вьют гнёзда птицы. Можно даже соорудить скворечник и повесить его рядом с домом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...

План по самообразованию: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так...