презентация «Создание полноценной предметно-развивающей среды по ранней профориентации дошкольников».
презентация
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется- введение дошкольников в профориентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proforientatsiya.pptx | 984.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется- введение дошкольников в профориентацию.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов. Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания: - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); - практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда); - игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям: - приближение детей к труду взрослых; - приближение труда взрослых к детям; - совместная деятельность детей и взрослых.
I. Приближение детей к труду взрослых . Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы), во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии. II . Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?» III. Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка. Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.
При проектировании предметно-развивающей среды во всех возрастных группах соблюдаются принципы: насыщенности – т.е соответствует возрасту и индивидуальным возможностям, содержанию программы; трансформируемости - возможность изменения предметно развивающей среды, полифункциональности возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей среды, вариативности разнообразие игр и игрушек для свободного выбора детей, доступности, безопасности. Это позволяет обеспечить эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения, стимулирует игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность детей, возможность экспериментирования. Пространство групп представляет собой разграниченные «центры», оснащенные развивающим материалом, с учетом каждой возрастной группы детей детского сада и создает условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне. Наполнение центров соответствует направлениям по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает: -подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном центре; -создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; -подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в центре изобразительной деятельности; -подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»; -оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»; -выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
-Система студий или центры активности детей: «Строители» (архитектор, плотник и т.д.); «Ателье» (швея, модельер и т.д.); «Изостудия» (художник, скульптор), «Музыкальная школа» (инструменты, певцы), «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Кухня» и т.д. - Подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; -Материалы для сюжетно-ролевых игр. Если в младших группах воспитатель начинает вызывать интерес к труду взрослых и побуждать называть и узнавать некоторые трудовые действия, как например помощник воспитателя моет посуду. То в старших группах у детей накапливается достаточный багаж знаний в сфере человеческой деятельности. Также неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Таким образом, правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет: углубить практические знания воспитанников, выявить интересы и склонности детей, развивать интерес и умение осуществлять действия. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд и профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни. У дошкольников основным видом деятельности является игра. Поэтому самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Создание развивающей предметно – пространственной среды по ранней ориентации дошкольников на профессии железнодорожного транспорта".
ull;Дошкольный возраст – это благоприятный период развития ребенка для формирования интереса к различным по своему характеру профессиям, положительного отношения к людям труда.•Одной из г...
Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал будет полезен учителю - логопеду для оснащения как группового речевого уголка ,а также в виде консультации для родителей массовых групп....
«Создание полноценной предметно-развивающей среды по ранней профориентации дошкольников»
ранняя профориентация дошкольников...
Создание румбокса и его использование в ранней профориентации дошкольников
Изготовление Румбокса и его использование в ранней профориентации дошкольниковАвтор: Шевцова Ирина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ д/с «Улыбка»Слайд 1 титульныйО том, ч...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов. Остановимся подробнее на создании предметно- развивающей среды по профориентации в группах компенсирующего...
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации дошкольников в старшей группе»
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации дошкольников в старшей группе»...
Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»
Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...