Дата |
| Тема | Программное содержание | Литература |
1.09 | 1 | Мы – воспитанники старшей группы | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. | В.В Гербова Стр.28 |
7.09 | 2 | Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». | В.В.Гербова Стр30 |
9.09 | 3 | Пересказ сказки «Заяц-хвастун» | Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. | В.В.Гербова Стр.31 |
14.09 | 4 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с | Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. | В.В.Гербова Стр.32 |
|
|
16.09 | 5 | Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени | Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | В.В.Гербова Стр.34 |
21.09 | 6 | Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). | В.В.Гербова Стр.36 |
23.09 | 7 | Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. | В.В.Гербова Стр.38 |
28.09 | 8 | Веселые рассказы Н. Носова | Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. | В.В.Гербова Стр.39 |
|
|
30.09 | 9 | Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель» | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем. | В.В.Гербова Стр.39 |
| 10 | Учимся вежливости | Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. | В.В.Гербова Стр.41 |
| 11 | Обучение рассказыванию: описание кукол | Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом | В.В.Гербова Стр.42 |
| 12 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц | Закрепить правильное произношение звуков с – ц ; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц ; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. | В.В.Гербова Стр.43 |
|
|
| 13 | Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. | В.В.Гербова Стр.45 |
| 14 | Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. | В.В.Гербова Стр.46 |
| 15 | Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» | Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его. | В.В.Гербова Стр.47 |
| 16 | Литературный калейдоскоп | Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. | В.В.Гербова Стр.49 |
|
|
| 17 | Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
| В.В.Гербова Стр.50 |
| 18 | Рассказывание по картине | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. | В.В.Гербова Стр.51 |
| 19 | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | В.В.Гербова Стр.52 |
| 20 | Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш | Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш ; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
| В.В.Гербова Стр.54 |
|
|
| 21 | Обучение рассказыванию | Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении).
| В.В.Гербова Стр.56 |
| 22 | Завершение работы над сказкой «Айога» | Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя. | В.В.Гербова Стр.57 |
| 23 | Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» | Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». | В.В.Гербова Стр.57 |
| 24 | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. | В.В.Гербова Стр.58 |
|
|
| 25 | Чтение стихотворений о зиме | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. | В.В.Гербова Стр.60 |
| 26 | Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе» | Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»). | В.В.Гербова Стр.63 |
| 27 | Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее.
| В.В.Гербова Стр.64 |
| 28 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш , на определение позиции звука в слове. | В.В.Гербова Стр.66 |
|
|
| 29 | Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» |
Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». | В.В.Гербова Стр.68 |
| 30 | Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой» | В.В.Гербова Стр.69 |
| 31 | Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» |
Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. | В.В.Гербова Стр.71 |
| 32 | Дидактические игры со словами | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. | В.В.Гербова Стр.72 |
|
|
| 33 | Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму» | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. | В.В.Гербова Стр.73 |
| 34 | Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. | В.В.Гербова Стр.75 |
| 35 | Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» [ | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. | В.В.Гербова Стр.76 |
| 36 | Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» | Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. | В.В.Гербова Стр.78 |
| 37 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж . | В.В.Гербова Стр.79 |
| 38 | Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок» | Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). | В.В.Гербова Стр.81 |
| 39 | Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» | Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении). | .В.Гербова Стр.82 |
| 40 | Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?» | Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова. Предварительная работа. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением обитателей морских глубин.
| В.Гербова Стр.84 |
| 41 | Беседа на тему «О друзьях и дружбе» | Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. | В.Гербова Стр.85 |
| 42 | Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово» | Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.
| В.Гербова Стр.87 |
| 43 | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» | Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова). | В.Гербова Стр.88 |
| 44 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. | В.Гербова Стр.89 |
| 45 | Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | В.Гербова Стр.91 |
| 46 | Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки» | Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. | В.Гербова Стр.92 |
| 47 | Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» | Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)) [8] , придерживаясь плана. | В.Гербова Стр.94 |
| 48 | Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. | В.Гербова Стр.95 |
| 49 | Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном» | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | В.Гербова Стр.97 |
| 50 | Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. | В.Гербова Стр.100 |
| 51 | Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…» | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. | В.Гербова Стр.101 |
| 52 | Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение» | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. | В.Гербова Стр.102 |
| 53 | Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» | Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору). | В.Гербова Стр.103 |
| 54 | Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» | Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика. | В.Гербова Стр.103 |
| 55 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» | Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой). | В.Гербова Стр.104 |
| 56 | Чтение сказки «Сивка-Бурка» | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова). | .Гербова Стр. 106 |
| 57 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р | Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. | .Гербова Стр.107 |
| 58 | Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово» | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. | .Гербова Стр.108 |
| 59 | Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм» | Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. | .Гербова Стр.110 |
| 60 | Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» | Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…». | .Гербова Стр.110 |
| 61 | Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову) | Продолжать учить детей пересказывать. | Гербова Стр.112 |
| 62 | Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга» | Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга». | Гербова Стр.113 |
| 63 | Дидактические игры со словами. Чтение небылиц | Активизировать словарь детей. | Гербова Стр.114 |
| 64 | Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» | Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик». | Гербова Стр.114 |
| 65 | Литературный калейдоскоп | Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. | Гербова Стр.115 |
| 66 | Обучение рассказыванию по картинкам | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. | Гербова Стр.117 |
| 67 | . Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения | Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. | Гербова Стр.117 |
| 68 | Лексические упражнения | Проверить, насколько богат словарный запас детей. | Гербова Стр.118 |
| 69 | Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол» | Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол». | Гербова Стр.119 |
| 70 | Звуковая культура речи (проверочное) | Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. | Гербова Стр.119 |
| 71 | Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни» | Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. | Гербова Стр.121 |
| 72 | Повторение | Систематизировать знанаие детей | Гербова Стр.121 |