Календарно-тематическое в старшей группе "Фантазёры"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по речевому развитию

В старшей группе.

Дата

Тема

Программное содержание

Литература

1.09

1

Мы – воспитанники старшей группы

Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

В.В Гербова

Стр.28

7.09

2

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки 

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».

В.В.Гербова

Стр30

9.09

3

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

В.В.Гербова

Стр.31

14.09

4

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

В.В.Гербова

Стр.32

16.09

5

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

В.В.Гербова

Стр.34

21.09

6

 Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

В.В.Гербова

Стр.36

23.09

7

 Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней

 Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

В.В.Гербова

Стр.38

28.09

8

Веселые рассказы Н. Носова

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

В.В.Гербова

Стр.39

30.09

9

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.

В.В.Гербова

Стр.39

10

 Учимся вежливости

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

В.В.Гербова

Стр.41

11

Обучение рассказыванию: описание кукол

 Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом

В.В.Гербова

Стр.42

12

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц

Закрепить правильное произношение звуков с – ц ; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц ; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.

В.В.Гербова

Стр.43

13

 Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

В.В.Гербова

Стр.45

14

 Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

В.В.Гербова

Стр.46

15

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

 Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

В.В.Гербова

Стр.47

16

Литературный калейдоскоп

Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

В.В.Гербова

Стр.49

17

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

 Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

В.В.Гербова

Стр.50

18

 Рассказывание по картине

 Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

В.В.Гербова

Стр.51

19

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

 Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

В.В.Гербова

Стр.52

20

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш ; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

В.В.Гербова

Стр.54

21

 Обучение рассказыванию

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении).

В.В.Гербова

Стр.56

22

Завершение работы над сказкой «Айога»

Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

В.В.Гербова

Стр.57

23

 Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

 Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».

В.В.Гербова

Стр.57

24

 Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

 Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

В.В.Гербова

Стр.58

25

 Чтение стихотворений о зиме

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

В.В.Гербова

Стр.60

26

 Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»

 Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).

В.В.Гербова

Стр.63

27

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

 Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее.

В.В.Гербова

Стр.64

28

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш , на определение позиции звука в слове.

В.В.Гербова

Стр.66

29

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» 

  Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

В.В.Гербова

Стр.68

30

 Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой»

В.В.Гербова

Стр.69

31

 Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»

 Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

В.В.Гербова

Стр.71

32

Дидактические игры со словами

Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

В.В.Гербова

Стр.72

33

Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму»

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

В.В.Гербова

Стр.73

34

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

В.В.Гербова

Стр.75

35

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» [

 

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

В.В.Гербова

Стр.76

36

 Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

 Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

В.В.Гербова

Стр.78

37

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж .

В.В.Гербова

Стр.79

38

Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»

Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

В.В.Гербова

Стр.81

39

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).

.В.Гербова

Стр.82

40

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.

Предварительная работа. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением обитателей морских глубин.

В.Гербова

Стр.84

41

 Беседа на тему «О друзьях и дружбе»

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

В.Гербова

Стр.85

42

Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово»

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

В.Гербова

Стр.87

43

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).

В.Гербова

Стр.88

44

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

В.Гербова

Стр.89

45

 Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»

 Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

В.Гербова

Стр.91

46

 Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки»

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.

В.Гербова

Стр.92

47

Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

 Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)) [8] , придерживаясь плана.

В.Гербова

Стр.94

48

Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»

 Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

В.Гербова

Стр.95

49

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

В.Гербова

Стр.97

50

Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» 

Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.

В.Гербова

Стр.100

51

Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…»

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

В.Гербова

Стр.101

52

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»

 Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

В.Гербова

Стр.102

53

Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»

Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору).

В.Гербова

Стр.103

54

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.

В.Гербова

Стр.103

55

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).

В.Гербова

Стр.104

56

Чтение сказки «Сивка-Бурка»

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

.Гербова

Стр. 106

57

Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р

 Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

.Гербова

Стр.107

58

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

.Гербова

Стр.108

59

Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»

Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

.Гербова

Стр.110

60

 Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».

.Гербова

Стр.110

61

Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)

Продолжать учить детей пересказывать.

Гербова

Стр.112

62

Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».

Гербова

Стр.113

63

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц

 Активизировать словарь детей.

Гербова

Стр.114

64

 Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».

Гербова

Стр.114

65

Литературный калейдоскоп

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.

Гербова

Стр.115

66

Обучение рассказыванию по картинкам

 Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Гербова

Стр.117

67

. Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения

 Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

Гербова

Стр.117

68

Лексические упражнения 

Проверить, насколько богат словарный запас детей.

Гербова

Стр.118

69

Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол»

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол».

Гербова

Стр.119

70

 Звуковая культура речи (проверочное)

Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

Гербова

Стр.119

71

Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

Гербова

Стр.121

72

Повторение

Систематизировать знанаие детей

Гербова

Стр.121  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...