Игры-драматизации как эффективное средство развития речи дошкольников
статья

Логвина Елена Игнатьевна

Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование.

В развитии игры а, следовательно, и ребенка, очень важная роль принадлежит родителям. Больших усилий и «затрат» для этого не нужно. Главное - быть ближе к своему малышу, наблюдать за тем, что он чувствует и переживает в данный момент, и как можно больше играть! Ведь игре можно и нужно учить, вернее, приобщать ребенка к игре: сначала показывая спектакли, затем, передавая ему отдельные роли, а потом, доверяя ему играть самостоятельно.

Довольно часто дети не играют с игрушками, внутри которых находятся механизмы, с прописанными голосами, запрограммированными движениями и т. д. Причин этому может быть много, но главная заключается в том, что такая говорящая или танцующая кукла не может стать в руках ребенка артистом – она не может выразить его переживания, говорить его голосом, выполнять нужные ему действия. Ребенку для его полноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы. И все это помогают сделать игрушки-артисты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Логвина Е.И.
Игры-драматизации как эффективное средство развития речи дошкольников

Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование.

В развитии игры а, следовательно, и ребенка, очень важная роль принадлежит родителям. Больших усилий и «затрат» для этого не нужно. Главное - быть ближе к своему малышу, наблюдать за тем, что он чувствует и переживает в данный момент, и как можно больше играть! Ведь игре можно и нужно учить, вернее, приобщать ребенка к игре: сначала показывая спектакли, затем, передавая ему отдельные роли, а потом, доверяя ему играть самостоятельно.

Довольно часто дети не играют с игрушками, внутри которых находятся механизмы, с прописанными голосами, запрограммированными движениями и т. д. Причин этому может быть много, но главная заключается в том, что такая говорящая или танцующая кукла не может стать в руках ребенка артистом – она не может выразить его переживания, говорить его голосом, выполнять нужные ему действия. Ребенку для его полноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы. И все это помогают сделать игрушки-артисты.

Игры-драматизации это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.

Театр Мишки и Куклы

Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях – спектакль игрушек. Уже в возрасте 6-7 месяцев вы можете «устраивать» представления для своего ребенка. Например, любимый утенок будет приходить и петь песенки. Это простое представление не оставит равнодушным вашего малыша. Он будет улыбаться, пытаться достать утенка и, выразит желание участвовать в этом представлении. Позже, после 1 года, когда ребенок начнет понимать речь, родители могут разыгрывать маленькие сценки перед ним уже между двумя игрушками. Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое ребенок видит, стоит ваших усилий! Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Малыш не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и сопереживает. В возрасте около 2,5 лет, попробуйте разыгрывать классические сюжеты с помощью обычных домашних игрушек. Например, сказки «Колобок», «Курочка Ряба» и т. д. Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары, которые могут понадобиться в игре: мячик (его можно катать друг другу, тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать) и т. д.

Сначала ребенок видит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять игрушку в свои руки и заговорить от ее имени. Очень важно играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом. Если такие спектакли в ваших руках достаточно выразительны и «заразительны», то с 3-4 лет дети сами активно играют с игрушками-артистами, имеющимися у них под рукой.

Театр маленьких пальчиков

Особой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребенку спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Они изготовлены из ткани, дерева. Их можно найти в продаже.

Достоверность образа можно считать одним из важных признаков качественной игрушки. У кукол - мягко прорисованные выразительные лица без оттенка сатиры в образе, у зверей - характерные черты того или иного животного.

Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное). Можно встретить даже деревянного Змея-Горыныча с тремя головами.

Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой.

Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано.

Эти простые и недорогие игрушки позволят вам вместе с ребенком устроить настоящий театр. Наденьте сначала на свой палец одну куколку и с ней разыграйте простой сюжет, любимую сказку, например, «Колобок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с вами и малышом, создавая ощущение того, что он - живой актер.

С 3-4 лет можно разыгрывать сказки с более сложным сюжетом: «Теремок», «Коза-дереза», «Бычок, смоляной бочок» и др. Дети с удовольствием самостоятельно показывают спектакли на пальчиках, как по сказкам, так и собственного сочинения.

В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации. Ширма для пальчикового театра продается в магазине, но ее легко сделать самим. Для этого можно использовать лоскут ткани, накинутый на веревочку, раскрытую книгу или большую коробку из-под обуви.

И сам театр легко самостоятельно сделать. Здесь может пригодиться все, начиная от пробок от шампуня и заканчивая шляпками от желудей. Кукол можно связать, сшить или вообще скомбинировать из различных материалов. К картонному туловищу, например, можно сшить костюм, а затем приклеить ручки и ножки. Многообразие вариантов бесконечно. Ваш ребенок с удовольствием будет вам помогать, да и любить «своих» кукол он будет гораздо сильнее.

Игры на столе

Малыши очень любят настольно-плоскостной театр – это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально, если в семье двое и более детей.

Настольно-плоскостной театр отечественного производства широко представлен на прилавках магазинов, и в основном «посвящен» какой-либо сказке. Но можно встретить наборы животных, семью насекомых и т. п. Этот вид театра подойдет детям, начиная с четырех лет.

Сначала этот театр привлекает ребенка не только сюжетными возможностями, но и декорациями. В ходе игры дети увлекаются деталями. Например, Аленушка, убегающая от Бабы Яги, будет долго-долго бежать по лесу, плыть через реку, прятаться под деревом и, наконец, попадет домой. Поэтому в комплекте набора такого театра всегда есть дополнительные предметы: деревья, домики, ручейки и т. д. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать каждому герою свой неповторимый голос, а это не только звери и люди. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребенка.

В детских садах часто используют в играх с детьми - конусный театр. Он также имеется в продаже в виде альбома, в котором все необходимые детали вырезаются и склеиваются. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники, а усы – прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т. п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Т. к. поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей. Здесь каждый ребенок может проявить все свои возможности. Особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Как правило, такой театр предпочитают дети старшего дошкольного возраста. Малышам его не рекомендуют, т. к. бумажные куклы очень непрочные и требуют осторожного обращения.

Удачной альтернативой могут стать куклы-статуэтки или животные, деревянные, сшитые или связанные и наполненные овечьей шерстью. Они теплые, как живые, устойчивые и долговечные. Образцы для изготовления можно найти в журналах для рукоделия.

Домашний кукольный театр

Наиболее богатые возможности для игры-драматизации дает настоящий кукольный театр,

который вполне можно утроить дома с помощью кукол «бибабо». Это перчаточные куклы, которые сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Все, что может испытывать ваш ребенок, может выразить такая кукла. Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром. Вы одеваете куклу на руку… и в жизнь входит сказка. Возможности этих кукол безграничны. В раннем возрасте вы можете показывать для малыша спектакли, например, «История одного котенка», где единственным действующим персонажем будет кукла «бибабо» – котенок, с которым что-то происходит и он, от избытка чувств, поет и танцует, грустит и ликует. От такого представления не откажется не один ребенок! Дети поменьше воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и малыш будет обучать ее хорошим манерам и кормить кашей. Дети постарше сами одевают куклу на руку и от ее имени могут сказать то, что в обычной ситуации сказать не решились бы. Внимательно наблюдая за играми ребенка с игрушками-артистами, вы можете безошибочно определить, что его тревожит, чем он огорчен, что его очень впечатлило. Если в доме две куклы «бибабо» - можно разыгрывать с ребенком целые придуманные сценки или истории из жизни.

Смастерить «бибабошку» самостоятельно в домашних условиях достаточно трудно. Проще такую куклу купить. Они продаются как по одной, так и целыми наборами, и бывают и в виде животных и людей разного возраста: от стариков до младенцев. При покупке обратите внимание на размер головы: она должна быть не большой, не маленькой, не тяжелой. Она должна плотно сидеть на указательном пальце и ребенок должен легко ее удерживать. Это очень важно помнить т. к. куклы «бибабо» изготавливаются как для взрослых, так и для детей. Очень важно, чтобы кукла ребенку понравилась. Поэтому лучше, если вы будете выбирать ее вместе с малышом.

Несколько слов хочется сказать о двуликой перчаточной кукле. У нее два лица, два настроения и две эмоции. Она особенно хороша в игре с детьми, имеющими нестабильный эмоциональный фон. С одной стороны она может помочь в выявлении настроения, а с другой в закреплении положительных эмоций. Играя, ребенок забывает обо всем. Он забывает о реальном мире, в котором живет. Все его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребенок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный может быть «тихоней» и почувствовать агрессию на себе. Куклы помогают ребенку перевоплотиться. Взять на себя несвойственную для него роль. Как правило, такие игрушки используются в психотерапии для выражения противоположных чувств.

Перчаточным куклам присуще еще одно очень важное качество: ребенок легко отождествляет себя с куклой. Поэтому этих кукол часто используют психологи, логопеды и воспитатели на занятиях. Терапевтическое воздействие, оказываемое куклами на внутренний мир ребенка неоспоримо и уникально. Кукла может лечить! В разыгрываемых сюжетах есть и напряжение, и хороший конец. Куклотерапия, используемая психологами на занятиях, может проводиться как с группой детей, так и с одним ребенком. Подобные занятия благотворно влияют на детей страдающих неврозами, речевыми и эмоциональными нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"

Данный материал содержит практические советы для родителнй  по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

"ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста ч...

Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников

Игра-драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает язык, характерный для героев ого или другого литературного произведения....

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...

Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников

   В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование.  ...