«Водная школа»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_poznavatelno.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» г. Смоленска
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
Тема: «Водная школа»
Подготовила: воспитатель Хейсина В.А
2019
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
− Закрепить знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов,
− Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями
− Развивать речь, мышление, любознательность, умение делать выводы
− Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности.
− Создание эмоционально-положительного настроя детей.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3. Чтение художественной литературы.
4. Наблюдение за водой во время прогулок.
Материалы и оборудование: Прозрачные одноразовые стаканчики, одноразовые пластиковые ложки на каждого, молоко, цветная краска, вода , краски, соломинки, сахар, соль, мука, растительное масло, фартуки, колпаки, 2 прозрачных ведра, 2 яйца, кувшин
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня в нашу группу пришли гости, давайте поздороваемся.
− Посмотрите на свои ладошки, потрите свои ладошки и прикоснитесь к щекам. Что вы почувствовали? (тепло) Потрите ещё раз ладошки между собой и прикоснитесь к ладошкам соседа, таким образом вы передали частичку своего тепла другому и это здорово. Взявшись за руки, вы оказались ещё и одним целым. Командой.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об одном из важнейших веществ в природе, без которого жизнь на Земле невозможна. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (Вода)
Догадались, о чём пойдёт у нас сегодня разговор? (ответы детей) Мы с вами поговорим о воде.
− Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (ответы детей) Правильно, это реки, озёра, моря, океаны (картинки с изображением рек, озёр, морей, океанов)
Звучит музыка «Шум моря». − картинки показывать
Звучит музыка «Звук ручья» − -------------
Звучит музыка «Шум океана» − ------------
− Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей) (нужна всем: и растениям, и животным, и птицам и человеку) (картинки с изображением необходимости воды всему живому. Насекомым, животным, человеку. Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Все живое на Земле погибнет, засохнет. − А для чего вода нужна человеку? (ответы детей)
− Откуда берётся вода в кране?
Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается (из реки). Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране − по трубам, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде нужно относиться бережно, не оставлять открытыми краны. Вода − это жизнь и воду надо беречь.
Звук воды из крана. (Картинка)
Чтобы направить силу воды на пользу человеку, в лабораториях работает много учёных.
− А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию «Академия чудес» ( музыка волшебства) Проговорим волшебные слова:
Раз, два, три − вокруг себя повернись, в лаборатории окажись! (переодеваюсь)
Вот мы с вами и в Лаборатории!
Я − лаборантка. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты − это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты . При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.
2. Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.
3. Не брызгайся водой.
4. Ничего не бери в рот.
5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.
6. Внимательно слушать старшего лаборанта.
7. В конце опытов делать выводы
8. Содержать свое рабочее место в чистоте.
Юные лаборанты, надевайте фартуки и шапочки Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица».
Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней по лучше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.
Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.
1. Опыт «Растворение веществ»
Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.
В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом.
Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.
2. Опыт «Плавающее яйцо»
Нам понадобиться 2 стакана с водой, 2 яйца, сначала яйцо опускаем в один стакан и наблюдаем.
Делаем вывод: оно утонуло, так как тяжелое.
В другой стакан добавим 2 столовые ложки соли и опускаем также яйцо.
Делаем вывод: видим, что яйцо плавает.
Вывод: Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная вода из под крана. Именно соль поднимает яйцо на поверхность.
«Невидимка».
Предлагаю отгадать загадку
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
− Что это? (воздух)
Правильно, это воздух.
3. Опыт с воздушным шариком
Надуваем шарик и не завязывая его, отпускаем. Посмотрите, как воздух вырывается из отверстия, толкает шарик и заставляет его лететь.
Вывод: воздух может перемещать не большие предметы.
Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
− Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
− Что мы с вами вдохнули? (воздух)
− А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
− Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
− Какой вывод можно сделать?
Делаем вывод: Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
А сейчас в нашей «Академии чудес» − переменка.
Физкультминутка
Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой, И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять, Шею надо разминать. (Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились. Раз − вперёд, а два − назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.) А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, Наши ноги упражняем. (Приседания.)
Юные лаборанты занимайте свои рабочие места.
4. Опыт с водой и трубочкой.
− Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
− Что происходит? (выходят пузырьки)
− Как они появились?
Делаем вывод: Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще , мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
5. Опыт «Достань без помощи рук»
Действует ли магнит через другие материалы? (Ответы детей).
Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? (Версии детей).
Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют)
Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).
Что же двигало скрепку? (Дети отвечают)
Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)
Вывод: Магнитная сила проходит через пластик, стекло
Нарисуйте картину, не используя бумагу.
6 Опыт «Рисуем на молоке»
Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.
Молоко в тарелке. В центр тарелки капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком буквально на 10 секунд .Важно не перемешивать, только прикосновение.
Что же происходит ? Чудо! Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться. Волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Когда палочку убираем краски продолжают «танцевать».
В чем секрет фокуса?
Делаем вывод: Что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводить в движение, способствует появлению разноцветных красивых узоров на поверхности молока.
7. Опыт «Подарок»
Нужно сделать подарок из предложенных компонентов. Нам понадобится соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.
Стакан наполовину наполним водой. Добавим в воду растительное масло. Посмотрите, масло плавает на поверхности, и не смешивается с водой. Затем добавим цветную краску к воде и маслу. Потом добавим соль.
Обратите внимание, цветные пузырьки поднимаются в слой масла. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки воды поднимаются и снова спускаются в нижний слой.
Вывод вместе с детьми: Масло легче воды, поэтому оно плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда мы добавили соль в стакан, масло вместе с солью начало опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. А цветная краска помогла нам сделать опыт более интересным.
8. Опыт «Волшебная радуга»
Для опыта понадобятся: пластиковые стаканчики с водой, фломастеры, белая бумажная салфетка.
Поставьте внизу салфетки см 4 точки фломастерами красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и положите кончик салфетки в воду. На ваших глазах на белой салфетке получится цветная радуга. Окунем радугу, вода поднимается по салфетки и начнется магия, Цвета радуги поднимаются вверх и получается радуга. Красота.
Делаем вывод: Салфетка имеет много бумажных волокон, а вода имеет сильное притяжение хватается за эти волокна и поднимается вверх. Пройдя с красными захватила эти молекулы и потащила с собой
Вы справились со всеми опытами. Какой опыт вам понравился больше всего? Что больше всего вам запомнилось?. (ответы детей).
Ребята вы хотите еще вернуться? Я вас буду ждать.
Впереди нас ждут новые открытия, до новых встреч в лаборатории «Академия чудес». Удачи!
Пора возвращаться в группу.
Произносим волшебные слова: Раз, два, три − вокруг себя обернись в группе окажись!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная ООД – Тема: «Водные ресурсы Республики Коми» (подготовительная к школе группа)
Расширение знаний и представлений детей о Малой Родине. - дать детям общее представление о водяных ресурсах реки Печора; - познакомить с рыболовным промыслом народа коми; -...
Первенство ГБОУ Школа 2051 по водному поло "Мокрый мяч"
18 апреля 2019 года в бассейне дошкольного отделения №3 состоялось первенство ГБОУ Школа № 2051 по водному поло. В этом году в первый раз в наших соревнованиях участвовала команда дошкольного отделени...
Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ»
Цель:- формирование экологической культуры подрастающего поколения;- формирование позитивного отношения к экологии;- формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу;- углублять знан...
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе «Звёздочки» «Детский сад и спорт» (зимние и водные виды спорта)
Совместная работа с инструктором по физической культуре с обучением плаванию Григорьевой Евгенией ПетровнойОзнакомить детей с зимними и водными видами спорта. Способствовать улучшению физического разв...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе грруппе Тема: «Всемирный день водных ресурсов»
Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с ...
Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ» план-конспект занятия (подготовительная группа)
Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ»план-конспект занятия (подготовительная группа)Цель:- формирование экологической культуры подрастающего поколения...
Соревнования по плаванию среди детей подготовительных к школе групп «Водные старты»
Цель: - пропаганда здорового образа жизни через формирование у дошкольников интереса к занятиям по плаванию.Задачи:- Формировать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни;- Создават...