Программа социального партнёрства с семьёй
материал

Снежкина Юлия Александровна

Пояснительная записка

Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.

Актуальность.

С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.

В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.

 

 

Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

  • установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;

  • приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;

  • объединить усилия для развития и воспитания детей;

  • приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;

  • обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;

  • привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;

  • добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;

  • постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.

 

Для реализации программы используются следующие формы

взаимодействия с родителями:

  • Информационно - аналитические:

  • Анкетирование

  • Тестирование

  • Почта одного дня

  • Познавательные:

  • Родительские собрания

  • Круглые столы

  • Консультации

  • Родительский совет

  • Совместное создание предметно-развивающей среды

  • Дни добрых дел

  • Индивидуальные блокноты

  • Наглядно - информационные:

  • Буклеты

  • Листовки

  • Фотовыставки

  • Библиотека-передвижка

  • День открытых дверей

  • Медиатека

  • Индивидуальные задания для родителей

  • Досуговые:

  • Праздники и развлечения

  • Выставки, творческие конкурсы

  • Выставка семейных коллекций

Основные педагогические принципы.

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

1. Открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Индивидуальный подход;

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.


 


 

Ожидаемые результаты программы.

  • Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

  • У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);

  • Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;

  • Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.


 

Планирование работы по взаимодействию

с родителями воспитанников на 2019-2022г.

 

 

Дата

Название мероприятия

сентябрь

1.Анкетирование с целью выявления компетентности родителей в вопросах использования занимательных материалов для развития математических представлений.

2.Консультация «Как помочь ребёнку полюбить математику»

3.Оформление папки–передвижки «Дидактические игры, развивающие восприятия формы».

4. Беседа «Возможности использования дидактических игр в развитии математических представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста».

5.интернет-технологии - создание закрытой группы в соц.сети телеграмм. Минимизация времени и удобство доступа родителей к информации.

6. Заполнение тетради «Сведения о родителях» Сбор необходимой информации о родителях, выявление особенностей взаимоотношений в семьях.

7.Стендовая информация. Оформление наглядной агитации: «Уголок для родителей», режим дня, сетка занятий. Цель: ознакомление родителей с работой ДОУ и особенностями развития детей.

октябрь

1.Родительское собрание «Планы на учебный год», на котором целесообразно рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности воспитанников дошкольных учреждений; познакомить родителей с задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; активизировать работу родителей по математическому развитию их воспитанников дошкольных учреждений». «Математика для детей 4 лет»

2.Беседа «Возможности использования дидактических игр в развитии математических представлений у воспитанников»

3.Конкурс поделок из природного материала «Осенние чудеса». Вовлечение воспитанников и родителей в творческую деятельность, связанную с созданием изделий и композиций из природного материала.

4. Осенний праздник «Осенние приключения» Побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций.

5. Оформление портфолио детей «Мое портфолио» Создать условия для формирования личности ребёнка, открытия им своего образа «Я», отслеживание индивидуального развития ребёнка, его прогресса в образовательном контексте.

6.Консультация для родителей «Математика – это интересно!»

7.Стендовая информация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Цель: обогатить воспитательный опыт родителей, распространение педагогических знаний среди родителей.

8.Фотовыставка, посвященная Дню пожилых людей.

ноябрь

1.Мастер–класс «Изготовление дидактических игр по математическому развитию в домашних условиях».

2.Консультация «Ориентировка в пространстве».

3. Фото-коллаж ко Дню Матери «Счастливые моменты нашей жизни». Воспитание любви к своей маме, радость и гордость за нее, за ее золотые руки.

4. Развлечение «День матери» Вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

5. Буклет: ««Математическое развитие ребенка 4 лет»

6. Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».

7.Дополнение в родительский угол информацией «Грипп. Прививать или нет» Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа.

декабрь

1.Выставка творческих работ «Дидактические игры по математике своими руками дома вместе с детьми».

2.Консультация для родителей «Веселая математика дома».

3. Оформление участка «Зимняя сказка» Приобщить малоактивных родителей к совместной групповой деятельности. Вовлечь родителей в совместную работу по постройке снежного городка и украшения участка с целью совместного творчества.

4. Выставка конкурс детских рисунков и поделок «В гостях у Дедушки Мороза» Демонстрация творческих способностей детей, формирование творческих навыков и умений. Развитие взаимодействия родителей и ДОУ.

5. Праздничное «Здравствуй, Новый год!». Развивать желание мероприятие проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. Приобщение к участию, в украшение группы.

6. . Беседа «Как провести выходной день с ребенком?» Предложить родителям ряд мероприятий и приемов проведения выходного дня с ребенком.

январь

1.Педагогический совет «Математика в повседневной жизни детского сада и дома».

2. Час семейных встреч на участке. Игры в снежных постройках и зимние игры. Развивать желание родителей и детей в совместно деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместным играм со снегом.

3. Рекомендации для родителей «Д/и, как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»

4. Памятка для родителей «Как заниматься математикой с детьми 4 лет»

5.Почта одного дня «Вы спрашиваете, мы отвечаем» Привлечь родителей к совместной работе.

6. Семинар–практикум «Развитие у детей математических представлений о величине».

февраль

1.Поздравительная стен - газета «Лучше папы и деда друзей не найти». Воспитывать любовь и уважение детей к своим папам, дедушкам, Российской армии. Включение родителей в совместную деятельность.

2. Спортивный праздник с папами «Если хочешь быть здоров… » Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре.

3. Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр» Дать углублённые знания о математических развивающих играх.

4. Проведение акции «Покормите птиц зимой».Привлечение внимания родителей к вопросам экологического воспитания.

5. Родительская гостиная «Семейные традиции». Знакомство родителей с традициями детского сада. Целенаправленное формирование позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей. Рассказы родителей о семейных традициях.

6.Фольклорное развлечение «Широкая Масленица» - Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике. - Развитие эмоционально насыщенного взаимодействия родителей, детей и работников ДОО.

март

1.Развлечение « Мамочка милая, мама моя» Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

2. Подарки для любимых мам «Роднее мамы друга нет» Воспитание любви к маме, демонстрация сформировавшихся умений и навыков.

3. Информация в уголок «Математические загадки для дошкольников»

4.Консультация для родителей «Обучение дошкольников математике в условиях семьи»

апрель

1. Творческая выставка «Тайны далёких планет», посвящённая дню Космонавтики. Реализация единого воспитательного подхода к вопросам познания детьми окружающего мира.

2. Памятка «Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости!» Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома.

3.Оказание помощи в подготовке к конкурсу чтецов. Помощь родителям в правильном заучивании стихов.

4.Консультация «Значение математических дидактических игр и занятий для воспитания детей среднего возраста» Расширение педагогического кругозора родителей за счет пополнения средств и методов воспитания детей.

май

1. Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее» Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года.

2. Семейная акция «Мы выходим на субботник» Привлечь родителей к подготовке летнего оздоровительного участка.

3. Акция «Подарок ветерану» Вовлечение участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов) в творческую совместную деятельность по изготовлению подарков ветеранам.

4.Консультация: «Чем заняться детям летом?».

Результативность

1.Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

2.У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);

3.Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;

4.Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Литература

  • Метенова М.Н. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011.

  • Метенова М.Н. Родителям о детям. Методические рекомендации. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2010.

  • Детский сад и семья /под ред. Т.М.Марковой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 2010. - 207 с.

  • Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 — 68.

  • Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> // Дошкольное воспитание. 2000. N 3. - С. 87-91.

  • Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М..: "Просвещение", 2011. - 190 с.

  • Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое. - М.: "ЛИНКА-ПРЕСС", 2011. - 100 с.

  • Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. - М.: "Логос", 2011. - 487 с.

  • Дошкольная педагогика./ Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина. - М.: "Просвещение", 2011. - 348 с.

  • Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С.74-83.

  • Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие. - М.: "Айрис-пресс", 2010. - 107 с.

  • Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ "Сфера", 2010. - 112 с.

  • Козлова И.Ф., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: "Наука", 2009. - 256 с.

  • Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: "Буки-Веди", 2013. - С. 41-42.

  • Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. - С. 57 — 59.

  • Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: "Белый Ветер", 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа социального партнёрства с семьёй

план работы с родителями  во второй младшей группе на 2015-2016 учебный год....

Программа социального партнёрства с семьёй во второй младшей группе.

Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуально...

Программа социального партнёрства с семьёй на 2013-2014год

Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2013-2014 учебный год...

Программа социального партнёрства с семьёй на 2014-2015год

Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2014-2015 учебный год...

Программа социального партнёрства с семьёй на 2015-2016 год

Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2015-2016 учебный год...

Программа социального партнёрства с семьёй в средней группе.

Программа социального партнёрства с семьёй в средней группе....

Программа социального партнёрства с семьёй

Программа социального партнёрства с семьёй...