Памятка для педагогов
материал (старшая группа)
«Приобщение детей к русской народной культуре»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Приобщение детей к русской народной культуре» | 31.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Приобщение детей к русской народной культуре»
Воспитатель:
Павлючук Е.В
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Приобщение детей к русской народной культуре»
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине… Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в пего сердце и в памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина.
В.Сухомлинский.
Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная культура – кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.
Приобщение детей к русской народной культуре осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными институтами, семьями воспитанников.
Воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры, предусмотрено через решение следующих задач:
- Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
- Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
- Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивном отношению к культуре других народов.
Направления для перспективного плана:
- знакомство с национальным бытом;
- знакомство с русским народным творчеством;
- знакомство с русскими народными играми;
- знакомство с традициями;
- знакомство с народными праздниками.
Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту.
Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: ОД, игровую деятельность, экскурсии, праздники, театрализованную и самостоятельную деятельность.
Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
- принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
- принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
- принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей
- принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
- принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
- принцип комплексного и интегративного подхода – приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
- принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Приоритетными остаются методы и приемы:
- Проблемно-поисковые вопросы;
- Введение нового персонажа;
- Разбор пословиц и поговорок;
- Творческие задачи;
- Объяснение происхождения слов;
- Метод аналогии;
- Работа с моделями и схемами.
Направления:
- Знакомство с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
- Дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре.
- Дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.
- Знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то познавательно новое Знакомство с русскими народными праздниками проходит через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у бабушки Загадушки», «Ты открой сердечко – доскажи словечко», «Закликание весны» и др.
В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.
Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе должен быть создан мини музей «Русский народный уголок», «Дорогая наша Русь» где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок-передвижек по теме.
При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуем использовать такие дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица – недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.
Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).
Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей. Для них предлагаем провести:
- анкетирование «Что вы знаете?»;
- консультации «Моя Россия». «История одной вещи»;
- мастер – класс «Как сделать книжку-малышку»;
- оформить различные выставки: «Предметы старины далекой», «У моей мамы руки золотые »и т.д.
Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.
Результатами проведенной работы являются:
- дети знают содержание сказок, былин, примет, пословиц;
- умеют узнавать героев в произведениях изобразительного искусства;
- знают историю русского костюма;
- знают и умеют играть в народные игры, с народными игрушками;
- узнают предметы русского народного прикладного искусства;
- узнают русские народные инструменты и умеют играть на некоторых из них;
- эмоционально и положительно откликаются на красоту природы;
- используют фольклор в повседневной разговорной речи;
- имеют навыки исполнения народных танцев.
Таким образом, целенаправленная систематическая работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры помогает детям быть более раскованными, в них появляется уверенность в себе, желание проявить свои таланты. Они учатся рассуждать, фантазировать. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудрости, приобщаются к духовной чистоте русского фольклора. Дети открываются друг другу, охотно идут на общение, на взаимопомощь, взаимовыручку и это очень важно для воспитания наших детей.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дистанционное интернет-обучение как новая форма повышения профессиональных знаний в самообразовании педагогов ДОУ» ПАМЯТКА для педагогов
ПАМЯТКА для педагогов «Дистанционное интернет-обучение как новая форма повышения профессиональных знаний в самообразовании педагогов ДОУ»...
Памятка для педагогов "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕМЫ ПЕДАГОГА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
В данной памятке рассматриваются основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения, алгоритм составления плана по самообразованию, алгоритм работы над темой самообра...
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Педагог в современном дошкольном учреждении».
Педагог в современном дошкольном учреждении...
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Личностные качества педагога»
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...
Памятка для педагогов "Памятка по составлению анкет"
Анкетирование родителей является эффективным методом сбора информации и традиционным способом сотрудничества педагогов с ребенка....
Памятки для педагогов "Компетентности современного педагога"
В памятке рассматривается профессиональная и личностная компетентность педагога...
Памятка для педагогов "Правила бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и соцсетях".
quot;Правила бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и соцсетях"....