Конспект образовательно-воспитательного мероприятия на тему: «ЧТО ЕСТЬ ДОБРО, ЧТО ЕСТЬ ЗЛО?» ПО ПРОГРАММЕ «ДОБРЫЙ МИР». ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Актуальность
Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Румянцевская средняя общеобразовательная школа»
143560 Московская область, город Истра, п. Румянцево, шоссе Волоколамское, 117
тел. 8-(498-31)-6-06--65
Конспект образовательно-воспитательного мероприятия на тему:
«ЧТО ЕСТЬ ДОБРО, ЧТО ЕСТЬ ЗЛО?»
ПО ПРОГРАММЕ «ДОБРЫЙ МИР».
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.
Воспитатель:
Жаворонкова И.В.
Истра 2019г.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: «Что есть добро, что зло?»
По программе «Добрый мир» .
«Православная культура для малышей»
Актуальность
Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное. Между тем, детский сад - это первое социальное место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, но от взрослых зависит, каким будет это будущее. Задача современного педагога не только овладевать нормами международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать инновационные процессы в детской среде. Воспитать в каждом ребёнке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека. Младший возраст детей предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослых, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем возрасте и роль педагога в процессе социализации личности огромна.
Цель:
Воспитание духовно-нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.
Задачи:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
- Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших добрыми поступками.
- Формировать душевные качества: сочувствие, отзывчивость, скромность, доброта, стыд.
- Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, слушать свою совесть.
- Развивать связную речь, совершенствовать речь как средство общения.
- Развивать умение точно характеризовать ситуацию, учить высказывать предположения, делать простейшие выводы.
- Приучать детей к самостоятельности суждений.
- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, воспитывать способность тонко различать добро и зло.
Предварительная работа:
- Путешествие с книгой, обсуждение поговорки «Добро не умрет, зло пропадет»
- Рассказ «От чего зло»
- Рассказы «Как Ваня хорошие дела делал»
- Рассказ «Хорошо что солнышко светит»
- Работа с иллюстрацией
- Беседа на тему «Добрые дела»
Словарь:
Зло, Страх, Одиночество, Голод, Душа, Совесть, Лень, Лодырь.
Материал для занятия:
- альбомный лист,
- фломастеры,
- простой карандаш,
- ластик,
- салфетки из ткани
- восковые мелки
-акварельные краски
- кисточки
- стаканы с водой
- простые карандаши
Предполагаемый результат:
С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию я надеюсь достичь следующих результатов:
•устойчивость навыков поведения;
•стабильность психического развития;
•целостность восприятия мира;
•воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
•формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
•развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Музыкальное сопровождение:
- «Если добрый ты» (№30 сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)
- «Дорога добра» (№30 сл. Ю. Энтина, муз. М. Медкова)
Постановка проблемы:
Часто, к сожалению, приходится встречаться с детской жестокостью. Например: во время игры упал товарищ - ему больно, а у детей это вызывает смех; уронил игрушку в лужу – обидно, опять смех; ребенок не слушается маму – равнодушие. Наблюдается явный дефицит сочувствия, жалости, послушания.
Ход занятия:
Приветствие.
Воспитатель:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваются: «Доброе утро»
- Доброе утро и солнцу и птицам
- Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Давайте поздороваемся друг с другом (дети поворачиваются, протягивая ладошки друг другу здороваются под музыку)
- У вас у всех ладошки теплые? (ответы детей)
- Да, потому что вы все поделились своим теплом друг с другом. У каждого из вас есть своя «дорога добра», моя «дорога добра» ведет меня каждый день к вам в детский сад. А куда ведет вас ваша «дорога добра»? (ответы детей)
1 этап
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по страницам замечательной книги «Добрый мир. Хорошо – плохо». Давайте вспомним заповеди для самых маленьких. Самая главная заповедь – послушание.
- Есть такая замечательная поговорка «Добро не умрет. А зло пропадет»
- А кто знает, что такое добро, зло?
Примерные ответы детей:
- Правила жизни, которые определил Бог; нарушение правил жизни, которые определил Бог.
Воспитатель:
- А помощь друг другу – доброе или злое дело?
Примерные ответы детей:
- Доброе.
Воспитатель:
- Послушание родителям и старшим – доброе или злое дело?
Примерные ответы детей:
- Доброе.
Воспитатель:
-А бывают ссоры меду детьми?
Примерные ответы детей :
- Бывают.
Воспитатель:
- А какие дела больше помнятся – добрые или злые?
Примерные ответы детей :
- Добрые.
Воспитатель:
- Значит – добро не умрет, а зло пропадет.
Я прочитаю вам рассказ «От чего зло», а после мы с вами побеседуем.
Воспитатель:
- Почему животные не боялись пустынника?
- Был ли он добрым или злым?
- Откуда берется зло, по мнению Ворона? Голубя? Змея? Пустынника?
- Почему Бог велел человеку думать о душе?
- Как человеку следует заботиться о своем добром помощнике?
2 этап
Воспитатель:
- Ребята! Подумайте и скажите, а какие добрые дела мы можем сделать.
(Примеры добрых дел, 2-3 примера)
- Вот послушайте ребята рассказ «Как Ваня хорошие дела делал»
- Какие добрые дела мама предложила сделать сыну?
Примерные ответы детей :
- Позаботиться о младшей сестре, помочь няне, покормить собачку.
Воспитатель:
- Я прочитаю ещё один рассказ «Хорошо, что солнышко светит»
- Почему плакал Юра?
- Какой вывод сделала мама?
- А вам ребята понравилось, как поступил Юра?
- Каким словом можно охарактеризовать Юру?
Примерные ответы детей :
- Лодырь.
Воспитатель:
- Кто-то к нам стучит. Это пришел Доктор Айболит и предлагает поиграть в одну замечательную игру.
Д. Айболит(тематическая кукла):
- Я всех животных и детей лечу лекарствами: таблетками, микстурой, уколами.
- А каким лекарством можно вылечить:
- Злую Бабу Ягу от злости? (кротостью, добротой)
- Упрямого козлика, который не хотел уступать дорогу на мостике? (смирение, уступчивость)
- Братца Иванушку, который превратился в козленочка? (послушанием)
- Будьте здоровы, ребята, не болейте. А если вдруг я понадоблюсь, вызывайте - всегда помогу.
3 этап
Воспитатель:
- Каждое доброе дело имеет свой цвет. И наши добрые дела похожи на радугу (работа с иллюстрацией)
- Что нарисовано?
-На рисунке изображены ступеньки – добрые качества души человека, которые приближают его к Богу. Это – вера в Бога, надежда на Его помощь, любовь к Нему, чистота и смирение (мир души). На вершине – крест, который напоминает о вечной жизни человека с Богом.
Воспитатель:
Выставляется дерево.
Посмотрите, это - то самое заколдованное дерево, о котором говорилось в сказке. Наступила осень, облетели с него волшебные цветы. Дерево, стало похоже на обыкновенное, но на самом деле оно продолжало быть заколдованным. Бывало, путники заходили в этот волшебный лес и присаживались отдохнуть под деревом. А как вы думаете, что становилось с путниками? Какими они становились? Тот, кто садился под «добрую половину» дерева - добрели душой и сердцем. Тот, кто попадал под его «злую половину», становился жестоким, злым и жадным.
- Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал становились добрыми. А как мы можем предупредить людей, что нельзя садиться под вторую половину?
- Что можно нарисовать (Добрые и злые цветы и развесить их на ветках) Но как же нарисовать добрый цветочек и злой? Чем отличается добрый цветочек от злого? (Цветом, характером, линией) Итак, каждому надо нарисовать один цветочек добрый и злой. Помня о том, что они должны отличаться друг от друга и по цвету, и по контуру. (Мягкому, плавно изогнутому или резкому, изломанному. Показываю образец)
Практическая самостоятельная деятельность. У вас на столах лежат кисти и краски, бумага для рисования. Давайте вспомним, как будем работать. Смочи Кисточку в воде. Излишки воды вытри о край баночки с водой. Набери краску на Кисточку. Накладывать мазки на бумагу следует, держа локоть на столе и придерживая другой рукой лист бумаги.
Не держи долго Кисточку в воде, иначе она искривится.
Проводи кисточкой по бумаге легко, не нажимая. Сначала кончиком кисти делаем серединку цветка, а затем вокруг нее по кругу "примакиваем" лепестки. Дети выбирают два силуэта и рисуют добрый и злой цветок. Педагог оказывает нуждающимся помощь и напоминает, что цветы отличаются друг от друга. По мере выполнения работы дети наклеивают свои цветы на добрую и злую половину дерева.
Анализ. – Давайте полюбуемся нашей работай. Можем ли мы продолжить сказку? Как? А если мы перемешаем цветы, сгладим острые углы. Как можно меньше в нас будет злых качеств. Каждый человек будет стремиться быть добрее, а дерево в этом будет помогать.
Добрых людей, как всегда не хватает,
Добрых людей, как всегда дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые- дарят тепло и уют,
Добрые- в ногу со слабым шагают
И никогда спасибо не ждут.
Воспитатель:
- Вот и подошла к концу наша прогулка по страницам этой замечательной книги. Я хочу вам еще раз повторить нашу поговорку «Добро не умрет, а зло пропадет». Помните эти слова и будьте добрыми.
Рефлексия:
Воспитатель:
Дети чем мы сегодня занимались?
Примерные ответы детей.
Воспитатель:
Что из нашего сегодняшнего приключения вы считаете самым важным? Почему?
Примерные ответы детей.
Воспитатель:
Вам понравилось?
Примерные ответы детей.
Рекомендации для педагогов и родителей:
Для тогойчтобы добиться желаемого результата родителям ийпедагогам необходимо:
- осознать,что только общими усилиями семьи и детскогоёсадаёможно помочь ребенку;
- воспитывать у ребенка уважение к родителям, которые дали ему жизньйи приложили много душевныхи физическихсил,йдля того чтобы они росли и были счастливы;
- помнить о том, что ребенок уникальная личность, поэтому недопустимо егойсравнивать сёдругими детьми, такого как, он нет большеёв мире и мы должны ценитьего индивидуальность поддерживать и развивать ее;
- в педагоге ребенок всегда должен видеть людеййготовых оказать ему личнуюйподдержку и придти на помощь;
- проникнуться чувством искреннегойуважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка и т.д.);
- восхищатьсяйвместейс родителями его инициативоййи самостоятельностью, это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях;
- регулярно индивидуально общаться сйродителями ийобсуждать все вопросы, связанные с воспитание и развитием ребенка.
Используемая литература:
1. Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.
Методическое пособие.- М.: Центр поддержки культурно –
исторических традиций Отечества, 2012.
2. Шевченко Л.Л. « Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга №1. Прогулки по дням творения. / Под редакцией Л.Н. Антоновой.
Экспериментальный учебно–методический комплект для дошкольных
образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно –
исторических традиций Отечества, 2011.
3. СД – диск – музыкальное сопровождение занятий. Учебно-методический комплект «Добрый мир». Православная культура для малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста по программе "Добрый мир" (Православная культура для малышей) "Праздник Весны и Пасхи"
Сценарий праздника разработан согласно программе "Добрый мир" (Православная культура для малышей) авт. Л.Л.Шевченко...
Сценарии праздников и развлечений по экспериментальной программе "Добрый мир. Православная культура для малышей" Л.Л. Шевченко
Сценарии праздников и досугов по экспериментальной программе Л.Л. Шевченко "Добрый мир. Православная культура для малышей"...
Рабочая программа по программе "Добрый мир. Православная культура для малышей" Л.Л. Шевченко в подготовительной группе.
Рабочая программа по программе "Добрый мир. Православная культура для малышей" Л.Л. Шевченко в подготовительной группе....
Конспект НОД по конструированию из бумаги в технике оригами в подготовительной группе «Рождественская звезда» по программе "Добрый мир. Православная культура для малышей" под редакцией Л.Л. Шевченко
Конспект НОД по конструированию из бумаги в технике оригами в подготовительной группе «Рождественская звезда»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ...
Рабочая программа на основе парциальной программы "Добрый мир. Православная культура для малышей" для детей 6-7 лет.
Рабочая программа на основе парциальной программы "Добрый мир. Православная культура для малышей" для детей 6-7 лет....