Статья. "Значение дактилологии при обучении, развитии и воспитании детей с нарушением слуха"
статья

Карасева Наталья Юрьевна

Данная статья представляет собой материал, разъясняющий значение дактилологии в жизни неслышащих детей. Представлены правила правильного дактилирования и сформированы правила чтения с руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл daktilologiya.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.  «Значение дактилологии в обучении детей с нарушениями слуха».

На основе современного русского алфавита создана русская дактильная азбука.

В русском алфавите 33 знака. Такое же количество их и в русском дактильном алфавите.

Определенное положение пальцев соответствует той или иной букве русского алфавита.

  1. Дактильная речь и ее особенности

Дактилология, или дактильная речь, - это форма словесной речи.

Дактильную азбуку называют ручной, так как каждая буква передается определенными положениями пальцев одной (одноручная дактилология) или обеих рук (двуручная дактилология).

Посредством этих дактильных знаков, следующих друг за другом в определенном порядке, может быть составлено любое слово, любое предложение.

Каждый дактильный знак (дактилема) соответствует определенной единице устной речи. Процесс общения с помощью дактильных знаков можно назвать письмом в воздухе. Это письмо осуществляется слева направо. В отличие от идеографического письма дактильное письмо отражает звуковую форму слова.

С помощью дактильной речи воспроизводится не только общий смысл сообщения, но и его дословное содержание. При дактильном разговоре соблюдаются все правила орфографии, морфологии и синтаксиса данного языка. Дактильная форма речи имеет черты сходства и отличия от письменной и устной форм речи. Дактильная речь подчиняется правилам не сколько устной, сколько письменной речи. Дактильная речь воспринимается зрительно. Говорящий посредством дактильного алфавита воспроизводит словесную речь не орфоэпически, а орфографически. При дактилировании происходит не слушание речи, а чтение ручных изображений буквенного состава слова.

Дактильная форма речи не позволяет воспринять все слово или короткое предложение одновременно, как это имеет место при чтении письменной или восприятии устной речи. При дактилировании видны только отдельные, пишущиеся в воздухе знаки букв. Дактильный знак исчезает из поля зрения после появления следующего знака. Даже при повторном дактилировании нельзя увидеть слово в целом. Его всегда нужно мысленно составить из суммы продактилированных букв. Дактильная система предназначена не только для обучения людей  с нарушением слуха устной речи и общеобразовательным предметам, но и для общения слышащих с глухими и глухих между собой. Значение дактильных знаков понятно только тем, кто усвоил соответствующий алфавит. Дактильная азбука используется людьми с нарушением слуха  и близкими к ним людьми. В настоящее время дактилология применяется во всем мире, но она не интернациональна. Дактильные алфавиты содержат количество знаков, соответствующее числу букв, имеющихся в алфавите того или иного языка. Распространение дактильного алфавита во всем мире среди людей  с нарушениями слуха и использование его до настоящего времени – основательное доказательство жизненности этой формы словесной речи.

  1. Правила дактилирования

При дактилировании надо придерживаться ряда правил:

  1. Дактилирование надо производить правой рукой.
  2. Кисть руки должна быть обращена ладонью к собеседнику.
  3. При дактилировании рука, согнутая в локте, выносится вперед настолько, чтобы кисть руки заняла удобное положение перед грудной клеткой, чуть ниже плеча.

  1. Не следует делать лишних движений, замедляющих дактильный разговор и затрудняющих чтение с дактилирующей руки (при дактилировании должны двигаться в основном только пальцы кисти руки).
  2. Дактильная речь должна быть четкой, ясной, выразительной, читаемой и слитной.
  3. Дактильную речь следует  сопровождать четким произнесением соответствующего материала.
  4. Темп  дактилирования должен максимально приближаться к темпу устной разговорной речи.
  5. Техника дактилирования должна поддерживаться на неизменно высоком уровне.
  6. Дактилировать надо синхронно с устным проговариванием.
  7. Темп дактилирования и проговаривания необходимо определять в зависимости от словесного материала, уровня развития воспринимающих дактильную речь, состояния навыков чтения с дактилирующей руки.
  8. Наиболее четко передаются те дактильные знаки, которые имеют между собой внешнее сходство (ъ-ь-г, ж-ф-г, э-х-с, ш-щ-ц, к-п-ц, п-л, т-м).  
  9. Дактилировать необходимо слева направо, делать небольшие паузы между буквами, словами и предложениями.
  10. В словах с удвоенными согласными следует четко дактлировать обе согласные, делая между ними паузы.
  11. Сложносокращенные слова надо дактилировать четко, выразительно и с паузами между буквами.

При обучении письменной и устной речи в учебных целях целесообразно:

1)Обозначить ударение в словах путем небольшого опускания вниз кисти руки в  момент дактилирования буквы, находящейся под ударением;

2)Выделять заглавные буквы небольшим поднятием вверх кисти руки;

3)Делать небольшие паузы перед пунктуационными знаками;

4)Передавать жестами все пунктуационные знаки.

3. Чтение с дактилирующей руки

Чтение с руки не адекватно процессу дактилирования.

Овладеть дактильным алфавитом и техникой дактилирования проще, чем научиться читать с дактилирующей руки.

На результаты чтения  с дактилирующей руки оказывают влияние темп дактилирования и его техника, четкость артикуляции, состояние навыка чтения с руки, запас слов, уровень общего развития читающего.

Наиболее распространенными ошибками при чтении дактильного алфавита с руки являются пропуски и замены букв.

На первоначальном этапе обучения устной речи с использованием дактильной речи необходимо уделять должное внимание  обучению технике дактилирования.

Чтение с дактилирующей руки находится во взаимодействии с пониманием и частотой употребления слова, а также знанием его буквенного состава. Двух-, трехкратное дактилирование качественно улучшает чтение с руки и способствует усвоению словесной речи.

Использование дактильной формы речи на всех годах обучения помогает овладеть словесной речью и приобретать соответствующие знания и навыки. Вот почему так важно научить ребенка с нарушением слуха правильно, красиво, четко дактилировать каждый знак и при этом проговаривать соответствующее слово. Хорошая техника дактильной речи способствует лучшему восприятию морфологической и синтаксической структуры устной и письменной речи. Дактилология является полноценным средством общения и орудием мышления детей  с нарушением слуха.

          Дактилология – от греч. daktylos — палец, logos — слово) — дактильная речь, ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со всеми, знакомыми с Д. Дактильные знаки заменяют буквы, поэтому в дактилологии столько знаков, сколько букв в алфавите данного языка, по очертанию многие дактильные знаки напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов. Обычно дактильные знаки изображаются пальцами одной руки, но в некоторых странах, например в Англии, Австралии, применяется и двуручная Д. Используется в первоначальный период обучения глухих детей в детском саду.


        Действующая в нашей стране система обучения   детей  с нарушением слуха получила название коммуникационной: ее реализация предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой дети овладевают языком непосредственно в процессе общения. С.А. Зыков (1977), разработавший теоретические основы коммуникационной системы, выдвигая дактильную речь как исходную в процессе обучения языку, таким образом аргументирует свой подход:

1.        Дактильная речь легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова.
2.        Она полностью контролируется самим говорящим. Глухой может проверить себя, сопоставляя свою речь со словом, данным учителем.

3.        При дактилировании формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки), благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее.
4.        Между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым дактильная речь становится опорой для устной речи.

5.        Дактильная речь помогает овладевать членораздельной речью, ее грамматическим строем, словарным составом.

6.        Эта форма речи обеспечивает  ребенку на ранних этапах словесное общение, вытесняя жестовую речь.


       Исходная форма речи — дактильная, как наиболее отвечающая задаче начального этапа обучения. На этом этапе взрослый обращается к детям устно-дактильно; используются также таблички с написанными словами, т. е. письменная речь. Дети воспринимают весь материал слухо-зрительно, их собственная речь в это время — устно-дактильное проговаривание. Обучение дактильной и устной формам речи осуществляется параллельно. Постепенно дети учатся понимать устную речь без его дактилирования: новый материал сообщается устно-дактильно, затем те же высказывания произносятся только устно.


          В дальнейшем, дактилированием сопровождаются преимущественно слова и фразы, еще недостаточно отработанные в устной речи, трудные для слухо-зрительного восприятия выражения. Педагогу  предлагается использовать дактильную речь в тех случаях, когда дети не поняли его дважды повторенного высказывания. В школе дактилология уже используется, по сути дела, как вспомогательное средство педагогического процесса. В такой роли дактильная речь выступает и дальше, вплоть до окончания учащимися школы. Общаясь с учащимися устно (и в классе, и во внеклассное время), педагог привлекает дактильную речь главным образом тогда, когда они затрудняются в слухо-зрительном восприятии его сообщения, реплики и т. д. Предусматривается, что ученики тоже могут в ряде случаев прибегать к дактильной речи, например если это облегчает им воспроизведение звуко-буквенной структуры каких-либо сложных и редко употребляемых ими слов, облегчая товарищам понимание ответа у доски и т. д. Однако главным средством общения учащихся должна быть устная речь.

Рекомендуемая литература.


1. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Леонгард Э.И. Ранняя слухоречевая реабилитация детей с нарушениями слуха — основа их полноценного включения в общество слышащих // Проблемы младенчества. — М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение детей основным движениям с нарушением слуха»

Реферат на тему: «Обучение детей дошкольного возраста  основным движениям с нарушением слуха»...

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха...

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с нарушением слуха.

В консультации отмечается важность взаимодействия семьи и ДОУ, преемственность коррекционно-развивающего взаимодействия в семейном общении. Педагоги предлагают практические рекомендации и советы по ус...

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями слуха танцевальным движениям"

Занимаясь много лет  хореографией с неслышащими детьми (дошкольниками),  я  накопила определённый опыт  по обучению  их танцам.В  данной  методической разработке ...

Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида

внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов  интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...

Особенности развития, обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

Особенности развития познавательной сферы. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и развития личности. Особенности обучения и воспитания...