"Развитие речи дошкольников с нарушением речи через театрализованную деятельность"
календарно-тематическое планирование

 Ирина Владимировна Колосовская

Материалы по самообразованию учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanie_tetr_21-22.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №1»

 

 

 

 

 

 

 

Материалы по самообразованию

Колосовской Ирины Владимировны, учителя – логопеда,

высшая квалификационная категория 

 

Тема: "Развитие речи дошкольников с нарушением речи через театрализованную деятельность"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Троицк

 Группа:  воспитанники второй младшей  группы компенсирующей направленности

Начало работы: 01.09.2021 г.

Окончание работы: 31.05.2022 г.

Форма самообразования: индивидуальная

 

 

Актуальность.

 Младший  дошкольный возраст является наиболее сенситивным (восприимчивым )для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов, формирование личности. В настоящее время все больше внимания уделяется речевому развитию дошкольников, формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Введение нового образовательного стандарта ориентирует на игровой характер процесса образования. Одну из разновидностей игры представляет театрализованная игра. Участвуя в подобных играх, дети познают окружающий мир через образы, звуки.

Особенно велика роль театрализованной игры в развитии речевых, коммуникативных навыков младшего дошкольника. Такая игра позволяет реализовывать   основные направления по развитию речи детей: развитие словаря, формирование грамматического строя, воспитание любви и интереса к художественному слову. В ходе театрализованной игры совершенствуется артикуляционный аппарат, происходит формирование диалогической, эмоционально выразительной, образной речи; воспитание звуковой стороны речи – темпа, интонации, силы голоса, вопросительной и восклицательной интонации.

    Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны.

Новизна опыта работы заключается в определении и разработке комплекса сценариев, досугов с детьми и родителями по развитию речи, а так же создание  театрального уголка по театрализованной деятельности, которые будут использованы в работе  с  детьми.

 

 

Цель: Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

 Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

-реализовать федеральный государственный стандарт в работе с дошкольниками;

-использовать современные технологии и методы работы с детьми;

- развить у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительность, эмоциональность исполнения, умение применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки

-активизировать познавательные и мыслительные процессы, развивать речь дошкольников.

 Ожидаемые результаты

Для  учителя-логопеда:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;

- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Для воспитанников:

- развитие памяти, внимания, координации речи с движением;

- формирование у детей младшего дошкольного возраста представления о театре, эмоционально-положительное отношение к нему

-  стабилизация эмоционального фона;

- воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения

  - активизация речевой деятельности

План работы на 2021-2022 учебный год

п/п

Форма работы

Содержание

Срок

Результат

1

Информационно – подготовительный этап

-Изучение научно-методической  литературы;

-Знакомство с работами других педагогов;

 -Анкетирова-ние родителей

Изучение возможностей внедрения театрализованных игр и упражнений в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации

Проведение рекламной акции по привлечению, родителей, детей к участию в данном проекте, изготовлении костюмов и декораций

                       

                 сентябрь-октябрь

Картотека литературы и периодической печати по теме

Анкеты

2

Практический этап

Практическое осуществление деятельности по внедрению театрализованных игр и упражнений  

Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек  театрализованных игр; изготовление карточек и пособий.

                          ноябрь- март

-Картотека дидактических игр

-Картотека загадок о героях сказок

- Картотека физминуток по сюжетам сказок

-Картотека театрализованных игр для малышей;

- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения театрализованных игр и упражнений . 

Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала

Театральный уголок в логопедическом кабинете

Сценарии досугов и развлечений

Выставка пособий, масок для инсценировок

Разработка проекта «Играем в сказку «Теремок» во второй младшей группе

Паспорт проекта

Взаимодействие с родителями

Изготовление папок передвижек для родителей:

«Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей»

«Роль сказки в жизни малыша»

«Театр и родители»

«Театральная деятельность в детском саду»

Родительское собрание «Театральная деятельность в детском саду» (совместно с воспитателем

Папки –передвижки

Стенд для родителей в группах

Буклеты

Конспект родительского собрания

Распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты

Публикации на портале «Социальная сеть работников образования»

3

Итоговый этап

Выставка картотек по театрализованной деятельности

Фотоматериал

Открытый показ сказки «Теремок» для педагогов ДОУ

                   апрель-май

Фотоматериал

Открытый показ сказки «Теремок» для родителей

Видеозапись

Выставка игр и пособий для педагогов ДОУ

Фотоматериал

Реализация проекта «Играем в сказку «Теремок»

11-29.04.22

Паспорт проекта

Литература:

1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада - М., КНОРУС, 2014. – 144 с.

2. Бочкарева, Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. Воспитание детей в игре. - М.: КНОРУС, 2017. – 112 с.

3. Гербова, В.В. Учусь говорить: метод.рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 98 с.

4. Горбушина, Л.А., Николичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2014. – 156 с.

5. Домашний театр. Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2016. -118 с.

6. Зинкевич- Евстигнеева, В. С. Практикум по сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2017. – 108 с.

7. Караманенко, Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: театр картинок, театр игр, театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: Анонс, 2015. – 132 с.

8. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 136 с.

9. Менджерицкая, Д. В. Игра-драматизация. - М.: Астрель, 2017. – 86 с.

10. Поляк, Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. -158 с.

11. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателей детского сада. – М.: «Пресс», 2017. – 196.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей в условиях ДОУ через театрализованную деятельность»

Дети подготовительной группы показали кукольный театр «Три поросенка», воспитанники старшей группы показали драматизацию сказки  «Теремок», а воспитанники средней группы показали драмат...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Консультация для воспитателей  «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

«Развитие речи дошкольников 4-5 лет через театрализованную деятельность»

в статье представлено, как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей 4-5 лет....