"Развитие речи дошкольников с нарушением речи через театрализованную деятельность"
календарно-тематическое планирование
Материалы по самообразованию учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovanie_tetr_21-22.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №1»
Материалы по самообразованию
Колосовской Ирины Владимировны, учителя – логопеда,
высшая квалификационная категория
Тема: "Развитие речи дошкольников с нарушением речи через театрализованную деятельность"
г. Троицк
Группа: воспитанники второй младшей группы компенсирующей направленности
Начало работы: 01.09.2021 г.
Окончание работы: 31.05.2022 г.
Форма самообразования: индивидуальная
Актуальность.
Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным (восприимчивым )для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов, формирование личности. В настоящее время все больше внимания уделяется речевому развитию дошкольников, формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Введение нового образовательного стандарта ориентирует на игровой характер процесса образования. Одну из разновидностей игры представляет театрализованная игра. Участвуя в подобных играх, дети познают окружающий мир через образы, звуки.
Особенно велика роль театрализованной игры в развитии речевых, коммуникативных навыков младшего дошкольника. Такая игра позволяет реализовывать основные направления по развитию речи детей: развитие словаря, формирование грамматического строя, воспитание любви и интереса к художественному слову. В ходе театрализованной игры совершенствуется артикуляционный аппарат, происходит формирование диалогической, эмоционально выразительной, образной речи; воспитание звуковой стороны речи – темпа, интонации, силы голоса, вопросительной и восклицательной интонации.
Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны.
Новизна опыта работы заключается в определении и разработке комплекса сценариев, досугов с детьми и родителями по развитию речи, а так же создание театрального уголка по театрализованной деятельности, которые будут использованы в работе с детьми.
Цель: Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
-реализовать федеральный государственный стандарт в работе с дошкольниками;
-использовать современные технологии и методы работы с детьми;
- развить у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительность, эмоциональность исполнения, умение применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки
-активизировать познавательные и мыслительные процессы, развивать речь дошкольников.
Ожидаемые результаты
Для учителя-логопеда:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;
- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
Для воспитанников:
- развитие памяти, внимания, координации речи с движением;
- формирование у детей младшего дошкольного возраста представления о театре, эмоционально-положительное отношение к нему
- стабилизация эмоционального фона;
- воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения
- активизация речевой деятельности
План работы на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Форма работы | Содержание | Срок | Результат | |
1 | Информационно – подготовительный этап | ||||
-Изучение научно-методической литературы; -Знакомство с работами других педагогов; -Анкетирова-ние родителей | Изучение возможностей внедрения театрализованных игр и упражнений в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации Проведение рекламной акции по привлечению, родителей, детей к участию в данном проекте, изготовлении костюмов и декораций |
сентябрь-октябрь | Картотека литературы и периодической печати по теме Анкеты | ||
2 | Практический этап | ||||
Практическое осуществление деятельности по внедрению театрализованных игр и упражнений | Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек театрализованных игр; изготовление карточек и пособий. | ноябрь- март | -Картотека дидактических игр -Картотека загадок о героях сказок - Картотека физминуток по сюжетам сказок -Картотека театрализованных игр для малышей; | ||
- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения театрализованных игр и упражнений . Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала | Театральный уголок в логопедическом кабинете Сценарии досугов и развлечений Выставка пособий, масок для инсценировок | ||||
Разработка проекта «Играем в сказку «Теремок» во второй младшей группе | Паспорт проекта | ||||
Взаимодействие с родителями | Изготовление папок передвижек для родителей: «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей» «Роль сказки в жизни малыша» «Театр и родители» «Театральная деятельность в детском саду» Родительское собрание «Театральная деятельность в детском саду» (совместно с воспитателем | Папки –передвижки Стенд для родителей в группах Буклеты Конспект родительского собрания | |||
Распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты | Публикации на портале «Социальная сеть работников образования» | ||||
3 | Итоговый этап | ||||
Выставка картотек по театрализованной деятельности | Фотоматериал | ||||
Открытый показ сказки «Теремок» для педагогов ДОУ | апрель-май | Фотоматериал | |||
Открытый показ сказки «Теремок» для родителей | Видеозапись | ||||
Выставка игр и пособий для педагогов ДОУ | Фотоматериал | ||||
Реализация проекта «Играем в сказку «Теремок» | 11-29.04.22 | Паспорт проекта |
Литература:
1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада - М., КНОРУС, 2014. – 144 с.
2. Бочкарева, Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. Воспитание детей в игре. - М.: КНОРУС, 2017. – 112 с.
3. Гербова, В.В. Учусь говорить: метод.рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 98 с.
4. Горбушина, Л.А., Николичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2014. – 156 с.
5. Домашний театр. Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2016. -118 с.
6. Зинкевич- Евстигнеева, В. С. Практикум по сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2017. – 108 с.
7. Караманенко, Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: театр картинок, театр игр, театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: Анонс, 2015. – 132 с.
8. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 136 с.
9. Менджерицкая, Д. В. Игра-драматизация. - М.: Астрель, 2017. – 86 с.
10. Поляк, Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. -158 с.
11. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателей детского сада. – М.: «Пресс», 2017. – 196.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей в условиях ДОУ через театрализованную деятельность»
Дети подготовительной группы показали кукольный театр «Три поросенка», воспитанники старшей группы показали драматизацию сказки «Теремок», а воспитанники средней группы показали драмат...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Мастер- класс...
Выступление на районном методическом объединении Презентация практического материала из опыта работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей с нарушением речи через театрализованную деятельность»
Работа логопеда в рамках театральной студии...
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...
Доклад по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, через театрализованную деятельность, сказку и логоритмику»
Доклад по теме самообразования, о создании и принципе работы по методической разработке....
«Развитие речи дошкольников 4-5 лет через театрализованную деятельность»
в статье представлено, как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей 4-5 лет....