«Развитие речи дошкольников 4-5 лет через театрализованную деятельность»
методическая разработка (средняя группа)
в статье представлено, как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н. В. Зайцева
Воспитатель МБДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 329 комбинированного вида»
«Развитие речи дошкольников 4-5 лет через театрализованную деятельность»
Аннотация: в статье представлено, как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей 4-5 лет.
Ключевые слова: развитие речи, театрализованная деятельность, творчество.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Театрализованная деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального развития и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.
Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.[1]
Театральная игра дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью.
Когда начинаем общаться, мы отмечаем нарушения в речевом развитии у многих ребят. Это и звукопроизношение, и задержки речевого развития, бывают трудности в общении со сверстниками. Можно отметить бедность словарного запаса, отсутствие интонационной выразительности. Испытывают ребята среднего возраста трудности при обучению составления рассказов. И поэтому пути решения этих проблем, в том числе, в привлечении детей к театрализованной деятельности.
Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.[2]
Чаще организовывать театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы, но также включать её фрагменты в непосредственно – образовательную деятельность, особенно эффективным такой приём включения является на занятиях по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой, также в процессе музыкальной деятельности и даже занятий по познавательному развитию.
Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. На занятиях по речевому развитию целесообразно использовать стихотворные мини-инсценировки. Например, после чтения сказки Чуковского «Телефон» предложить детям позвонить по телефону и разговаривать от имени крокодила, медведя, носорога и т.д. Или после заучивания русской народной песенки «Тень – тень – потетень» предложить разыграть её как сценку, исполнив роли бабушки и кота. После знакомства со сказкой «Три поросёнка», выбрать трёх братьев поросят и они весло исполнят их песенку. Использование такого приёма очень нравится детям[3].
После мини-инсценировок детей легче вовлечь в игры-драматизации. Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Использование уже хорошо знакомые детям сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.[4]
Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, что создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.[5]
Театрализованная деятельность очень увлекает своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство, необычность тех зрелищ, которые развертываются педагогами или ими самими. Театрализация захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир.[6]
Таким образом, театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
Библиографический список:
1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду»: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
2. Артёмова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» : Книга для воспитателя детского сад. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.: ил. 3. 3. Белая А.Е. Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.,1999 4. . Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. М., 1982. Т.2
5. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004.
6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/06/picture-720277-1452088619.jpg)
«Развитие речи детей в условиях ДОУ через театрализованную деятельность»
Дети подготовительной группы показали кукольный театр «Три поросенка», воспитанники старшей группы показали драматизацию сказки «Теремок», а воспитанники средней группы показали драмат...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/28/picture-649343-1438076666.jpg)
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Мастер- класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/18/picture-949079-1505731767.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/09/picture-927933-1731148854.jpg)
Педагогический опыт работы "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Мой опыт работы по развитию речи детей в группе раннего возраста через театрализованную деятельность. Где расписаны все аспекты моего педагогического труда за 2016 - 2017 учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956934-1507657770.jpg)
Развитие речи и игровых навыков детей через театрализованную деятельность Инновационные педагогические технологии:
Развитие речи и игровых навыков детей через театрализованную деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1011502-1572097078.jpg)
«Развитие речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Статья для педагогов...