«Развитие речи дошкольников 4-5 лет через театрализованную деятельность»
методическая разработка (средняя группа)

Зайцева Наталья Владимировна

в статье представлено, как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей 4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н. В. Зайцева

Воспитатель МБДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 329 комбинированного вида»

«Развитие речи дошкольников 4-5 лет через театрализованную деятельность»

     Аннотация: в статье представлено, как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей 4-5 лет.

     Ключевые слова: развитие речи,  театрализованная деятельность, творчество.                                                                                            

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

         Театрализованная деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

         Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального развития и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

         Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

         Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной  деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.[1]

        Театральная игра  дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют  готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

 К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью.

          Когда начинаем общаться, мы отмечаем нарушения в речевом развитии у многих ребят. Это и звукопроизношение, и задержки речевого развития, бывают трудности в общении со сверстниками. Можно отметить бедность словарного запаса, отсутствие интонационной выразительности. Испытывают ребята среднего возраста трудности при обучению составления рассказов. И поэтому  пути решения этих проблем,  в том числе, в привлечении детей к театрализованной деятельности.

         Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.
        Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.[2]
        Чаще организовывать театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы, но также включать её фрагменты в непосредственно – образовательную деятельность, особенно эффективным такой приём включения является на занятиях по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой, также в процессе музыкальной деятельности и даже занятий по познавательному развитию.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. На занятиях по речевому развитию целесообразно  использовать стихотворные мини-инсценировки. Например, после чтения сказки Чуковского «Телефон» предложить детям позвонить по телефону и разговаривать от имени крокодила, медведя, носорога и т.д. Или после заучивания русской народной песенки «Тень – тень – потетень» предложить разыграть её как сценку, исполнив роли бабушки и кота. После знакомства со сказкой «Три поросёнка»,  выбрать трёх братьев поросят и они весло исполнят  их песенку. Использование такого приёма очень нравится детям[3].
        После мини-инсценировок детей легче вовлечь в игры-драматизации. Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Использование  уже хорошо знакомые детям сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.[4]
        Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, что создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
        Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.[5]

         Театрализованная деятельность очень увлекает своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство, необычность тех зрелищ, которые развертываются педагогами или ими самими. Театрализация  захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир.[6]

         Таким образом, театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

                                                                                                                                                   

 Библиографический список:

1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду»: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

2. Артёмова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» : Книга для воспитателя детского сад. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.: ил.                                                                                                                           3. 3. Белая А.Е. Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.,1999                                                                                                                                                         4. . Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. М., 1982. Т.2

5. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004. 

6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей в условиях ДОУ через театрализованную деятельность»

Дети подготовительной группы показали кукольный театр «Три поросенка», воспитанники старшей группы показали драматизацию сказки  «Теремок», а воспитанники средней группы показали драмат...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Консультация для воспитателей  «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Педагогический опыт работы "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Мой опыт работы по развитию речи детей в группе раннего возраста через театрализованную деятельность. Где расписаны все аспекты моего педагогического труда за 2016 - 2017 учебный год....