Патриотическое воспитание детей раннего возраста
статья
Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом, потому что психика детей этого возраста очень пластична. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет его мама, с прибаутками, частушками, потешками. Тогда можно сказать, что патриотическое воспитание начинается с русского устного народного творчества. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_detey.docx | 15.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание детей раннего возраста.
Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом, потому что психика детей этого возраста очень пластична. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет его мама, с прибаутками, частушками, потешками. Тогда можно сказать, что патриотическое воспитание начинается с русского устного народного творчества. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.
В раннем детстве дети уже более развиты, способны понимать многие вещи, поэтому и воспитательные средства будут усложняться. К раннему возрасту относится период от 1 года до 3 лет, ведущая доля воспитания ложится на семью. Содержание патриотического воспитания в раннем возрасте включает в себя: знакомство с семьёй, её традициями; если ребёнок уже пошёл в детский сад, то знакомство с детским садом; знакомство с улицей, на которой проживает ребёнок.
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Средствами воспитания на этом этапе будут выступать, во-первых, совместная деятельность в семейном кругу. Например, настольные игры вечером или организация хозяйственно-бытового труда (распределить обязанности по дому и выделить малышу какую-нибудь функцию, например, поливать цветы или протирать пыль), помощь маме на кухне, хотя бы мелкое поручение.
Во-вторых, семейный досуг. Следует уделять своему малышу больше времени. Очень важно, чтобы в проведении досуга принимали участие все члены семьи. В современных условиях можно легко придумать, как интересно провести выходной день всем вместе. Важно, не только провести досуг, но и подвести его итоги, побеседовать, о том, что запомнилось больше всего, что понравилось, что не понравилось. Стараться по возможности везде брать ребёнка с собой.
В-третьих, оформление семейного фотоальбома. В этом возрасте пока можно просто просматривать фотографии. Очень хорошо просматривать старые фотографии. Маленьким детям всегда интересно как выглядели мама с папой в детстве, а детские фотографии дедушки и бабушки вообще вызывают восторг. Можно рассказать крохе о своём детстве, что вы больше всего любили, во что играли, как проводили время и т.д.
В-четвёртых, семейные традиции. Необходимо обдумать, какие в вашей семье традиции. Если не получилось, стоит придумать себе традиции и придерживаться их. Традиции могут быть разными, например, ежедневная – совместный семейный ужин (но не всегда получается), поэтому легче завести традиции ежегодные или ежемесячные, например, поездка за город или в какое-нибудь интересное место (зоопарк, парк птиц, луна-парк, батутный центр и т.д.). Так же это может быть еженедельный игровой вечер с мамой и папой, или вечер творчества, кому что ближе. Для самых маленьких такие традиции вполне приемлемы, по мере взросления ребёнка семейные традиции тоже будут усложняться.
В-пятых, чтение ребёнку русских рассказов и сказок, в которых отражены семейные отношения.
В-шестых, изготовление подарков своими руками на праздники (День рождения, 23 февраля, 8 марта, Новый год). Это формирует внимательное и заботливое отношение к близким людям, развивает эмоциональную сферу малыша, создаёт мотивы поведения, заданного обществом.
Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к этому дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка по патриотическому воспитанию ложится на сотрудников детского сада. Одним из главных средств воспитания будут экскурсии по детскому саду, на которых детей знакомят с группой, показывают уголки группы, игрушки, рассказывают истории про игрушки группы, обязательно делая акцент, что их нужно беречь. Затем знакомятся с медицинским кабинетом, музыкальным и спортивным залом. Ежедневно можно обходить детский сад вокруг, наблюдая за происходящим на соседних участках. Обязательно посещение огорода. Естественно, всё это организуется после того, как большая часть детей прошли адаптацию к детскому саду. Но и родители не должны полностью всё перекладывать на педагогов. Ежедневно нужно проводить беседы о жизни в детском саду, интересоваться, что происходило, чем занимались и т.д.
Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания в рамках детского сада будет организация и проведение праздников. Очень хорошо, что в нашем детском саду часто проводятся фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа.
Ещё одно средство патриотического воспитания подходит как для семейного воспитания, так и воспитания в детском саду – народные игры. Чаще это подвижные игры. Так же патриотизм воспитывается благодаря знакомству ребёнка с устным народным творчеством, рассматриванию картин и иллюстраций, организации трудовой деятельности, изготовлению поделок к праздникам.
Третьим этапом патриотического воспитания, который накладывается на два других, является формирование отношения к собственному двору, бережного отношения к оснащению двора, к игрушкам во дворе и т.д. Здесь хорошим средством воспитания будет являться организация трудовой деятельности. Например, с малышом можно полить цветочки на клумбе, поскрести листья осенью детскими граблями, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц зимой и т.д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр будет являться взрослый или старшие дети. С детьми раннего возраста так же можно совершать прогулки по району, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения.
Ни в коем случае не стоит забывать о самом важном средстве любого воспитания – собственный пример поведения. Не следует при ребёнке комментировать новости или ругать правительство, критиковать страну в целом. Дети впитывают всю информацию как губки, не фильтруя её. Поэтому, когда даёте какой-нибудь комментарий, обязательно необходимо задумываться над собственными словами. Кроме того, личным примером нужно показывать образец бережливости, заботы, уважения к старшим и т.д. Не стоит забывать, что всё поведение, которое заложено в вашем ребёнке – это скопированный ваш шаблон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей раннего возраста "Что мы Родиной зовем? Дом где мы с тобой живем...".
Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей раннего возраста "Что мы Родиной зовем? Дом где мы с тобой живем...". Конспект занятия актуален в плане недостаточности материала по работе...
Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»
Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....
Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста"
К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства»....
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культ...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста»
Как воспитать патриотизм у маленького гражданина нашего общества? С чего начать?...
Презентация на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста".
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные че...
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста
Выступление на РМО, посвященное 75-летию победы ВОВ на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"...