Опытно-экспериментальная деятельность: современный подход
материал
Опытно-экспериментальная деятельность: современный подход
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опытно-экспериментальная деятельность: современный подход | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность: современный подход
А.Х. Каримжанова
Бюджетное учреждение дополнительного образования «Омская областная станция юных натуралистов»
В настоящее время экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности. Его необходимость осознаётся не только специалистами, но и значительной частью рядового населения. Приходит понимание и того, что начальные основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести и детское экспериментирование. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога при этом не только не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Опытно-экспериментальная деятельность рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства. Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
По моему мнению, экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными, т.е. использование опытно-экспериментальной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста способствует более успешному усвоению детьми знаний о природе. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника – сложный многогранный процесс, главной целью которого является формирование начал исследовательской деятельности у дошкольников путём активизации познавательного процесса.
К основным задачам можно отнести:
– обогащение личного опыта ребёнка;
– формирование системы знаний о мире природе;
– формирование умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
– развитие мыслительных процессов и операций;
– поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности;
– развитие коммуникативных навыков.
За основу в своей работе с детьми я взяла программу С.Н.Николаевой «Юный эколог» и технологию З.Ф.Аксёновой – «Войди в природу другом». Разработала картотеку опытов и экспериментов «Удивительная лаборатория». Свою работу с детьми я веду по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими тематическими блоками:
- Неживая природа
– тематический блок «Солнце, Земля и другие планеты»;
– тематический блок «Свет и тень»;
– тематический блок «Царица-водица»;
– тематический блок «Невидимка воздух»;
– тематический блок «Удивительная почва».
- Живая природа
– тематический блок «Удивительный мир растений и грибов» – тематический блок «Наши друзья – животные»;
– тематический блок «Жизнь растений и животных в сообществе».
3. Человек
– тематический блок «Если хочешь быть здоров»;
– тематический блок «Человек и природа».
В работе с детьми я использую три типа экспериментальных задач:
– Как доказать, что… (вода не имеет формы и т.п.);
– Сколькими способами можно осуществить это действие… (перенести воду из одной банки в другую, заставит лёд таять и т.п.).
– Предскажите, что получится, если… (емкость с холодной водой поставить на солнышко и т.п.). Решение экспериментальных задач осуществляется в двух вариантах: 1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; 2. Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Опыт, накопленный мною при проведении опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию, позволил выделить основные виды экспериментальной деятельности, которые и были включены в каждый тематический блок.
Игры-эксперименты. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).
Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка.
Моделирование объектов природы. Знания о свойствах предметов дети получают через изучение или построение моделей реально существующих объектов (солнечная система, вулкан, вихрь, модели различных экосистем и т.д.).
Наблюдения за объектом. Организуется в помещении или на территории станции. Исследования, проводимые на территории станции юных натуралистов погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников.
В завершении хотелось бы отметить, что использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Используемая литература:
1. Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО: деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2018. – 260 с.
2. Темирлиева З.С. Игровая деятельность экологического воспитания дошкольников / З.С. Темирлиева, А.Н. Долаева // Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве России: II междунар. науч.-практ. конф. / Карачаево-Черкес. гос. ун-т им. У.Д. Алиева. – Карачаевск, 2017. – С. 172-176.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...