Энциклопедическая информация для детей об истории создания книги.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
История книги начинается с глубокой древности, когда люди общались друг с другом знаками, передавая какую - либо информацию. Как же появилась книга7 Как развивалась история создания книги? Какое строение имеет книга? Обо всём этом и можно узнать из нашей инциклопедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
entsikloedicheskaya_informatsiya.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Энциклопедическая информация для детей об истории создания книги.
История книги начинается с глубокой древности, когда люди общались друг с другом знаками, передавая какую-либо информацию. Как же появились книги? Как развивалась история создания книги? Какое строение книги?
Задачи:
1. Изучить историю появления книги. 2. Изучить строение книги. 3. Исследовать материалы, используемые для изготовления книг. 4. Обогатить словарный запас детей (папирус, пергамент, рукопись, переплет). 5. Воспитывать бережное отношение к книге, умение грамотно обращаться с ней.
История книги.
Как люди в древности передавали друг другу информацию?
В очень далекие времена люди не умели писать и читать, они все запоминали и передавали информацию друг другу с помощью сигнала-символа. Каждый народ придумал себе разные способы передачи информации: звук, цвет. Например, индейцы использовали шнуры разного цвета, чтобы передать информацию (белый цвет обозначал мир, фиолетовый – войну). В Африке известия передавались с помощью большого барабана - тамтама. Звук сообщал людям о приближении врага или, наоборот, о радостном известии.
Устная передача - самый древний способ передачи знаний в истории человека, но надо отметить, что и сейчас в нашей повседневной жизни мы можем наблюдать отголоски «устной книги» древних людей. Все знают, что белый флаг обозначает перемирие, а черный цвет – цвет траура. Цвет всегда имел огромное значение для древних людей. Жёлтый – золото. Белый – серебро или мир. Чёрный – смерть. Зелёный – хлеб.
В наши дни, когда вы спешите, вы вдруг замечаете знак в кружке: фигура человека, перечеркнутая наискосок. И вам без слов ясно, что здесь «Переход запрещен» Это пиктография – рисунчатое письмо, дошедшее до нас через многие века. Другим примером пиктографии могут служить гербы государств.
Древние книги.
По мере того, как расширялся кругозор древнего человека и усложнялась его деятельность, у него появились другие помощники: рисунки, заметки, зарубки. «Книга» – современное слово. Произошло оно от старославянского – «том», «письмо», «письменная доска».
Каменные книги считаются первой формой записи информации. Люди хотели делиться между собой знаниями, и они делали небольшие рисунки на скалах. Ученые находят до сих пор изображения, сделанные рукой первобытного человека, где он рассказывает нам об окружающем мире, жизни природы, отражает свои мысли, впечатления. Этот период считается зачатком письменности.
Самая первая книга появилась пять тысяч лет назад. Это были глиняные таблички, на которых заостренной палочкой наносились знаки клиновидной формы. Эти таблички обжигались на огне и были прочными как камень.
Каждая книга состояла из десятков, сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик – древнейший книжный переплет. До наших дней сохранились целые библиотеки из таких книг, их находят при раскопках в разных государствах мира. На чем только не пробовал писать человек! В Египте и Греции широко использовались деревянные и костяные дощечки, на слоновой кости текст выцарапывался. В Индии существовали книги из пальмовых листьев, в Китае писали на полосках бамбука. Не обошли вниманием и металл, были найдены исписанные свинцовые рулоны толщиной 3 миллиметра. В древней Руси для изготовления грамот и книг использовали бересту. Береста – кора березы. Много берестяных книг - грамот было найдено при раскопках в Нижнем Новгороде. Бересту как писчий материал использовали довольно долго. В середине 12 века возникли целые мастерские, где изготовляли книги. На Руси первыми создателями рукописных берестяных книг стали монахи. Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы – буквицы. Затем книгу одевали в переплет, украшенный серебром. Одна из таких книг хранится в библиотеке Академии наук России.
Старинные рукописные книги.
В древнем Египте в 3 тысячелетии до нашей эры изобрели превосходный материал для письма – папирус. Так называлось растение, которое росло по берегам реки Нил. Его стебель легко расщеплялся на волокнистые ленты. Эти ленты укладывались в ряд, поверх этого ряда клали другой слой так, чтобы волокна легли поперек волокон первого ряда. И так несколько раз. Сверху волокна прижимали камнями. Растительный сок, который выделялся при этом, склеивал все слои в сплошной кусок. Несколько таких кусков соединяли в полосу и сворачивали в свиток, к нему прикрепляли палку. Свернутый свиток вставляли в футляр, кувшин. Хранились такие книги в ящиках по несколько штук. На весь мир прославилась Александрийская библиотека. В ней было 700 тысяч свитков. Хранить папирусные книги-свитки было очень трудно. Папирус не переносил влагу, она разрушала его. Многие свитки сгорели во время пожара. Но все-таки некоторые дошли до нашего времени, они смогли сохраниться в сухих песках Греции и Египта.
Цивилизация не стояла на месте, людям нужны были книги, они экспериментировали и находили новые материалы для создания книг. Царь Пергамского царства решил создать самую большую в мире библиотеку, но египтяне запрещали вывозить папирус из Египта. Тогда жители города Пергама научились делать книги из кожи животных.
Этот материал стали называть «пергамент», и существовал он более двух тысяч лет. Прочность кожи дала возможность делать листы, сшивать их и заключать в переплет. Так книга приобрела свою форму, которая сохранилась до нашего времени. Изготовление пергамента – очень трудное дело: сырую шкуру (козью, телячью) вымачивали сначала в воде, чтобы сделать ее мягче. Потом соскабливали ножом мясо и клали шкуру в воду с золой. После такой обработки шерсть легко снималась ножом. Готовую шкуру натирали мелом и выглаживали пемзой. Получалась тонкая желтоватая кожа, одинаково чистая и гладкая с обеих сторон. Ее края обрезали так, чтобы получался большой кожаный лист. Лист складывали вдвое, и из нескольких таких листов составляли тетрадь. Потом складывали кожу и в четыре, и в восемь, и в шестнадцать раз. Так получались книги в четвертую долю листа, в восьмую, в шестнадцатую и так далее. Писали книгу птичьим пером или тростниковой палочкой, использовали прочные чернила. Пергамент – очень дорогой материал для книг, для изготовления книги нужно было целое стадо животных. Поэтому позже для изготовления книг стали использовать недорогие материалы, чаще всего – растения.
На пути к новой книге.
В разных странах люди использовали для изготовления книг различные материалы. В Индии, например, писали на пальмовых листьях, которые потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплет. В Китае до изобретения бумаги использовали бамбук. Рукописные книги были очень дорогие. Богатые люди тратили на них очень большие деньги, а бедные их переписывали и становились их хранителями. Книг не хватало. Чтобы увеличить их количество, люди стали использовать печатную форму, вырезая на деревянной доске рисунок и текст. Доску покрывали краской и с силой прижимали к пергаменту. Такой способ получения оттиска называется ксилография. Для таких целей использовали более дешевый материал – бумагу. Бумага была изобретена в Китае. В течение многих веков человека по имени Цай-Лунь, считавшегося изобретателем бумаги, почитали, как бога, ему поклонялись, приносили жертвы.
Первые листы бумаги были изготовлены из расщепленных волокон соломы, крапивы, камыша, даже водорослей. Первая бумага в Китае делалась и из растительного сырья: бамбука и тутового дерева. Делали бумагу вручную с применением самой примитивной техники. Очищенные от листьев бамбук и луб тутового дерева разрезали на куски и толкли в ступе, разбавляя водой до тех пор, пока сырье не превращалось в измельченную волокнистую кашеобразную массу. Когда эта масса была готова, начиналось черпание – сам процесс создания и приготовления бумажного листа. Черпальная форма – деревянная рама, на которой натянута сетка, сделанная из тонких бамбуковых прутьев или шелковых ниток. Ее погружали в мешальный бассейн, где находилась измельченная масса, а затем быстро вынимали. При встряхивании рамы вода просачивалась сквозь отверстия, а на поверхности оставался тонкий слой переплетенных между собой волокон. Нужно было только спрессовать его, уплотнить, разгладить и высушить в раскаленной каменной печи.
В Европе для создания книг начинают использовать бумагу в 12 веке. Центром изготовления становится Италия. Спрос на книги возрастает и в России. С 15 века в России появилось собственное производство бумаги.
Печатные книги.
В 15 веке немец Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок. Изобретение было очень важным для человечества, так как ускорило печатание книг. Вскоре такие типографии появились во многих городах Европы. Шли годы, и в 16 веке печатный станок появился в Москве. Было это во время правления Ивана Грозного. Неподалеку от Кремля появилось здание – Печатный двор.
Нашлись и мастера печатному делу. Самый знаменитый из них – Иван Фёдоров. В 1574 году Иван Федоров напечатал свою первую «Азбуку». Она была издана ради скорого обучения малых детей, по ней учились читать и изучали грамоту русского языка. В Москве открыт памятник Ивану Фёдорову, так народ чтит память русского первопечатника.
Структура книги.
В течение многих лет книга остается самым большим другом человека, и человек старается сделать ее нарядной, прочной, красивой. Каждая книга имеет определенный набор «одежды». Переплет скрепляет листы книги, защищает их от разрушения и загрязнения. Переплеты старинных книг украшены драгоценными камнями, орнаментом. Листы книги скреплялись тонкой проволокой или другим способом и держались прочно в корешке книги.
Дом, в котором живут книги.
Во все времена, во всех странах мира люди ценили книги и берегли их, как самые драгоценные сокровища, создавая библиотеки. Слово «библиотека» произошло от двух греческих слов: «библио» - книга, «тека» - хранилище. В древности цари могущественных государств собирали и хранили книги в древних библиотеках. В наше время существует также много библиотек, дома книги.
Заключение.
В результате изучения истории возникновения книги мы пришли к выводу, что вся наша жизнь немыслима без книг. Книга – это не только текст, в ней важно все: оформление, переплет, иллюстрации. Все это – единое целое, продукт человеческого разума, предмет мировой культуры.
Список литературы:
1. «Моя первая энциклопедия»//М, Росмэн, 2006 г. 2. «Чудо, имя которому книга»//М, «Школьная библиотека»,2006 г. 3. , «Русский толковый словарь»//М, «Русский язык», 1997г. 4. Журнал «Детская энциклопедия» №8, 1996 г. 5. Журнал «Клёпа» №6, 2009 г. 6. Журнал «Книжки, нотки и игрушки» №1,2009 г, №4 2009 г, №2, 2007 г. 7. Журнал «Экскурсия в музей книги» №1,2009 г. 18. Информация с различных Интернет-сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в подготовительной группе.Тема: История создания книги. МБДОУ"Детский сад"№324 г. Казань.
Подготовила Гульцева Ольга Михайловна,воспитатель МБДОУ"Детский сад №324 присмотра и оздоровления" г.Казани. Открытое занятие в подготовительной группе ...
История создания книги
Как менялась книгаот древних времен и до наших дней?(творческая работа)Подготовительная группа (6-7 лет)...
Конспект открытого комплексного занятия в средней группе на тему «Путешествие в прошлое: История создания книги»
Конспект предназначен для воспитателей ДОУ к Году культуры и литературы в России. Целью открытого НОД является знакомство детей с историей создания книги, ее развитием, а также воспитание интереса к м...
Методическая разработка «История создания книги»
Об истории создания книги....
"История создания книги". Презентация для детей старшего дошкольного возраста.
Данная презентация предлагает детям заглянуть в далёкое прошлое и узнать какими были первые книги на земле, как они видоизменялись со временем, какие книги были в разных странах. Ведь у книг, ка...
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ Тема: «История создания книги»
Формирование у детей интереса к книге и потребность в чтении....
Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ Тема: «История создания книги»
Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении.Программные задачи:- обучающие:• продолжать обогащать представления детей о мире предметов;• познакомить детей с ис...