Содержание предметно - развивающей среды комбинированной подготовительной группы
материал (подготовительная группа)
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps_wecompress.com_.docx | 325.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание предметно - развивающей среды комбинированной подготовительной группы №5
«Брусничка»
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вопрос создания и моделирования развивающей предметно-пространственной среды в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
В соответствии с ФГОС ДО РППС должна отвечать следующим принципам:
• полифункциональность,
• трансформируемость,
• вариативность,
• насыщенность,
• доступность,
• безопасность.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Развивающая предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Насыщенная предметно - развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
В старшем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.
Старший дошкольный возраст — время расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети 6-го года жизни, как и средние дошкольники, любят многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре и вносить к ней атрибуты. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. В этом случае необходимо внести атрибуты для разворачивания новых сюжетов. Сюжеты в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, праздники, моряки, цирк, путешествие на дачу...
Шестилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. В игровых наборах для старшей группы должны быть куклы разного пола и «профессий» и мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.), лучше не очень крупных размеров — чуть больше ладони взрослого; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр.; все это найдет применение в игре, будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.
Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Развивает мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр»
- место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты, шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами.
В старшем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл из 12 - 24 частей), игры на счет.
Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Требования к нему примерно те же, что и для среднего возраста, но набор материалов шире, и представлены они постоянно. Также надо показать детям способы фиксации процесса и результата экспериментов, внести бумагу и ручку для самостоятельных зарисовок. Это будет способствовать развитию исследовательских умений, планирования, целеполагания.
В старшем дошкольном возрасте проявляется высокий интерес к языку, речи. Большое место уделяется книгам: должны быть представлены не только художественные книги, но и познавательная и литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради. Я записываю творческие рассказы детей в альбомы, дети могут иллюстрировать их рисунками.
Физкультурный центр Центр для Сюжетно-ролевых игр( Кухня)
Центры для Сюжетно-ролевых игр (Парикмахерская) и (больница)
Литературный центр Логопедический центр
Театральный центр
Музыкальный центр
Центр конструирования Математический центр
Центр эксперементирования Центр безопасности
центр дидактических игр патриотический центр
Уголок ряжения
Физический центр
Цель: способствовать полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Разнообразить двигательную активность детей с помощью дополнительного оборудования, которое является составной.
Содержание центра:
Дыхательные гимнастики. Физкультурные минутки. Комплексы гимнастики после сна. Подвижные игры. Иллюстрации «Виды спорта». Картотека считалок. Картотека пальчиковых игр. Дидактическая игра «Будь активным и здоровым». Гантели 2. Ленточки 30шт.Мячи маленькие 5 шт. Мячи большие 4 шт. Кольцо баскетбольное 1шт. Мячик баскетбольный (маленький) 1шт. Обручи 3шт. Скакалки 3 шт. Бубен 2 шт. Резиновые массажные мячики 12 шт. Кегли 20 шт. Кольцеброс 1 шт. Дорожка «Гусеница» 1 шт. Теннисные ракетки 2шт.Боксерские перчатки 1 пара. Флажки 10 шт. Мешочки с песком 10 пар. Канат 1 шт.
Центры для сюжетно-ролевых игр
Цель: помогают формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме. Игровые центры создают условия для творческой деятельности детей, развивают фантазию, формируют игровые навыки и умения, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. Игра начинается с моделирования ситуации по выбранному «сценарию». Для этого ребёнку нужны атрибуты или предметы заместители, которые он мог бы использовать для игры.
Логопедический центр
Цель: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи: Формирование фонематического восприятия и слуха. Развитие артикуляционной моторики. Закрепление навыков правильного произношения звуков.
Содержание логопедического центра:
- – артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;
– мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.;
– дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т.п.;
– высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др… Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;
– фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например Игры с парными карточками З.Т.Бобылевой;
– звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.);
– лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;
– грамматический строй речи: игры Е.М. Карповой, Е.В. Соловьевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;
– связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;
– грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.
Литературный центр
Цель: приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей
Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.Способствовать поддержанию традиций семейного чтения
Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей
Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
Музыкальный центр
Цель: осуществление взаимосвязи между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи, познавательной активности, памяти, внимания и практической деятельностью детей в специально созданных условиях.
Повышение интереса детей к музыке, действиям с музыкальными инструментами, самостоятельному воспроизведению музыки, песенному творчеству. Развитие, воспитание усидчивости, самостоятельности, бережного отношения к игровому материалу. Развитие и обогащение игровой деятельности дошкольников.
Центр конструирования
Цель: закрепление умений конструировать по схемам, развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и сопоставлять предметы по признакам, развивать творческие способности детей в свободной игровой деятельности.
Математический центр
Цель: формирование элементарных математических представлений и развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Организованно место в групповой комнате для свободной познавательной деятельности детей, оснащенное математическими пособиями, дидактическими играми, тематически подобранной литературой.
Центр эксперементирования
Цель: создание благоприятных условий для практических исследований дошкольников и их заинтересованности в самостоятельном поиске информации.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Центр безопасности
Цель: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни, формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях.
Центр дидактических игр
Цель: закрепление или отработка полученных знаний; развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи; тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца; воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.
Патриотический центр помогает зародить и развивать у дошкольников чувство патриотизма.
Цель: является воспитание любви к нашей общей Родине – России, обучение детей бережному отношению к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно - развивающая среда в подготовительной группе
Консультация на педсовете....
Предметно-развивающая среда в подготовительной группе по профилактике ДДТТ
Цели создания уголка:Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движениязакрепить знания о работе светофораЗаккреплять понятия: "пешеход", "пешеходный переход", "тротуар"П...
предметно - развивающая среда в подготовительной группе
Среда в подготовительной группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, эта среда изменчива, динамич...
Организация предметно - развивающей среды в подготовительной группе ДОУ в связи с введением ФГОС
В настоящее время, в связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта, нами, педагогами ДОУ остро встает вопрос об организации предметно – развивающей среды согласно новым тр...
Предметно- развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС.
Подробное описание предметно- развивающей среды по областям....
Презентация организации развивающей предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой
Опыт работы воспитателя по созданию предметно-пространственной среды в доу...
Содержание предметно-развивающей среды в средней группе детского сада.
Содержание предметно-развивающей среды в средней группе детского сада. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхае...