Консультация для воспитателей "Экспериментирование на прогулке"
консультация
Консультация для воспитателей "Экспериментирование на прогулке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_eksperimentalnaya_deyatelnost_detey_na_progulke.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
"Экспериментальная деятельность детей на прогулке".
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. Поэтому если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше.
Одним из режимных моментов дня является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей. Прогулку в детском саду можно использовать для укрепления и развития физических качеств и укрепления здоровья детей, двигательной активности, а так же для закрепления и применения знаний на практике, полученных в ходе совместной деятельности педагога с детьми в группе и др.
Природа наделила человека таким качеством как любознательность: стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому мы можем говорить о том, что ребенок от природы исследователь: он хочет все трогать, пробовать, экспериментировать.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в младшем и среднем дошкольном возрасте - практически единственным способом познания мира.
Напомню, что эксперименты и наблюдения можно классифицировать по разным принципам:
- по характеру объектов, используемых в эксперименте (с растениями, животными, с объектами живой и неживой природы),
- по месту проведения опытов (в группе, на участке и т.д.),
- по количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные – вся группа),
- по причине проведения (случайные, запланированные, поставленные на ответ ребенка),
- по характеру включения в педагогический процесс (эпизодические, систематические),
- по продолжительности (от 5 до 15 минут, длительные – свыше 15 мин),
- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные или цикличные,
- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые,
- по характеру мыслительных операций: констатирующие, т.е. позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление, сравнительные, обобщающие, по характеру познавательной деятельности детей –иллюстративные (когда детям все известно, и эксперимент подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают конечный результат) и решение экспериментальных задач,
- по способу применения: демонстрационные и фронтальные.
Еще хочется остановиться на том. Что при организации наблюдений очень важно правильно выбрать объект. При несоблюдении этого условия познавательная ценность эксперимента может снизиться.
Например, наблюдение за почками: на одном дереве почки еще не набухли, их невидно, а на другом они заметны, отсюда следует, что наблюдение надо проводить со вторым деревом.
Особенности детского экспериментирования:
- Детское экспериментирование свободно от обязательности,
- Как в игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта,
- В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана,
- Дети не могут работать, не разговаривая,
- Нужно учитывать индивидуальные особенности детей,
- Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов,
- Нужно учитывать право ребенка на ошибку,
- Применять адекватные способы вовлечения детей в работы, соблюдение правил безопасности, способ введения ребенка в целостный педагогический процесс,
- Очень ответственным является конечный этап экспериментирования – анализ результатов и формулирование выводов,
- Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой детский сад.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.
На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями.
Экспериментирование может быть следующим:
- Случайные наблюдения и эксперименты – не требуют специальной подготовки, они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на данный момент, когда дети или воспитатель увидели что-то интересное в природе, на участке;
- Плановые наблюдения и эксперименты - начинаются с определения задач, выбором объекта, и т.д.
- Эксперимент как ответ на детские вопросы (например, сможет ли кораблик развернуться в узком ручейке?)
Примеры опытов, которые можно проводить с детьми на прогулке:
Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).
- - " Тонет - не тонет"
- - " Где можно найти воду? "
- - " Какой формы вода? "
Определить опытным путем скорость высыхания воды на лужах в тени и на солнце.
Опыты с Солнцем:
- «Солнце стало греть больше»: на скамейку на солнышко положить лист влажной бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он сухой. Почему это произошло? Кто его высушил? (солнце) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о тени. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на солнышко, другую в тень. Дети наблюдают, делают выводы.
- Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)
- " Как появляются солнечные зайчики? "
- " Как появляется тень? "
- «Солнце высушивает предметы и песок»
Опыты с песком:
- Наблюдение за песком: сухим и влажным; эксперименты
Эксперименты и наблюдения во время дождя:
- дождь смывает грязь и песок с предметов. (под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.
- «Музыка дождя»
Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.
Камни
Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)
Вес
«Легкий - тяжелый»
Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов
Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.
Опыты с магнитами:
- К чему примениться магнит?
Опыты с растениями:
- Рассматривание почек, распускание листьев у деревьев
Рассмотреть через лупу ветку, ♦ Что мы увидели? (Еле заметные почки, большие почки, маленькие листочки)
Что это значит? (Деревья не погибли, они оживают после зимы…_)
- Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.
- Посадка цветов на клумбы для выращивания из группы. Учить детей устанавливать связи между потеплением и ростом растений.
- «Почему повял цветочек?»
- Сравнить сухие и влажные комочки земли.
Через лупу рассмотреть, из чего состоит земля, стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).
При наблюдении за насекомыми:
- обратить внимание на то, что насекомых стало больше. Понаблюдать с детьми, какие насекомые появились на участке. У детей могут возникать вопросы: например, проползет ли муравей через палку (а давай попробуем, посмотрим…), Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Ответить, кто же самый сильный на земле?
- Найти божью коровку и определить ее название.
- червяк выполз на асфальтированную дорожку, ему здесь хорошо, а где будет лучше (а давай попробуем положить на вскопанную землю, что будет…)
- Наблюдать за полетом мух (длина перелета).
Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться)
- Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например - паука, комара или муху, сделать это очень просто при естественной лупе – для этого нужно взять на прогулку банку с водой
Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
При наблюдении за птицами:
- «Почему птицы летают?»
Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде; для чего нужны крылья птицам (опыты с бумажными птицами)
Свойства воздуха
- Веер – познакомить с ветром.
- При помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.
- «Игры с воздушными шариками»
- познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;
Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика (надутый и спущенный)
Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? (С тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается).
Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (Больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (Его выдыхают).
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.
- «Реактивный шарик»
- Выявить, что воздух обладает упругостью.
- Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материал: воздушные шары. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.
Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
- С мячиками (хорошо надутым и спущенным) «Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет»
Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом – обычным. Есть ли разница? В чем причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Вывод: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
- Опыты с вертушкой. Сделайте с ребенком вертушку и возьмите ее на прогулку. Покажите, как играют с вертушкой. Спросите ребенка, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдайте с детьми, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит?
- Опыт «Ветер в пустыне».
Игру-опыт можно провести в песочнице или насыпать песок в таз. Выровняйте поверхность песка. А затем предложите ребенку стать ветром и подуть на песок. На поверхности его «песчаной пустыни» начнут появляться песчаные волны. Если продолжать дуть, то песок будет перемещаться из одного места в другое и получатся холмы. Пусть ребенок попробует сделать «барханы» — песчаные холмы. Так ветер помогает песку путешествовать по пустыне.
Так совместными усилиями мы делаем прогулку в детском саду очень интересной и познавательной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Занимательная прогулка"
Взрослым важно воспитать интерес к математике и к процессу обучения в целом. Математика должна войти в жизнь ребёнка не как однообразная теория, состоящая из одних лишь примеров и задач, а как о...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Весенние прогулки"
Консультация для родителей «Весенние прогулки».Вот и закончилась зима со своими морозами и холодами, наступиладолгожданная весна и всё изменилось:горячее солнце отогревает город,журчат весёлые р...
Консультация для родителей "Весенние прогулки"
Вот и закончилась зима со своими морозами и холодами, наступила долгожданная весна и всё изменилось: горячее солнце отогревает город, журчат весёлые ручейки.Само сердце радуется вместе с природой. Это...
Консультация для родителей. Осенние прогулки с детьми.
Пролетело теплое лето, солнышко греет как-то по-осеннему. Все чаще на улице идет дождь. Однако такое непостоянство погоды не должно быть препятствием для ежедневных прогулок с ребёнком. Ведь малышу та...
Консультация для родителей "Осенние прогулки с малышами"
Консультация«Осенние прогулки с малышами»Начиная разговор о прогулках с малышами приведу пример: «На детскую площадку с внуком пришла бабушка. Ребёнок взлетел на горку, с восторженным воплем лихо съех...
конспект зимней прогулки в старшей группе+Консультация на тему роль прогулки во всестороннем развити детей
конспект зимней прогулки в старшей группе+Консультация на тему роль прогулки во всестороннем развити детей...
Консультация "Организация и проведение прогулки с детьми, наблюдения на прогулке"
Консультация "Организация и проведение прогулки с детьми, наблюдения на прогулке"...