«Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»
методическая разработка (средняя группа)
Самообразование по театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 28 «Сказка»
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
Тема самообразования:
«Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»
Воспитатель:
Пимулина О.Н.
Тема самообразования:
Тема | Сроки реализации | Форма обобщения опыта |
«Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет» | 2020-2021 | Оформление папки по самообразованию, выступление с передачей собственного опыта, посещение различных мероприятий, чтение методической литературы для изучения передового опыта по теме самообразования. |
Актуальность.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализация – это, прежде всего импровизация, оживление предметов и звуков. Это искренний интерес, увлеченность, как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Взрослый не пытается надеть на себя маску всезнайки и честно признается ребенку тогда, когда он чего-то не знает или не умеет. Взрослый чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его, старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей. В процессе творческого взаимодействия с ребенком взрослый, прежде всего, озабочен процессом воспитания, а не обучения. Воспитание детей включает и воспитание их родителей (участие родителей в театрализованных развлечениях), что требует от педагога особенного участия, такта, знаний и терпения.
Театрализованная игра (как и любая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Неудача – это тоже хорошо, ее не надо бояться. Такие ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать друг другу. А это так важно в нашей жизни!
Цель: Создать условия для развития речи детей в театрализованной деятельности.
Задачи для педагога:
1.Изучение нормативных документов, современных методических ресурсов по проблеме
2.Создание предметно - развивающей среды для развития речи в театрализованной деятельности
3.Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию
4.Внедрение новых форм взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.
5.Повысить собственный уровень знаний.
Задачи для детей:
1. Развивать навыки активной, разговорной, образной речи ;
2. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
3. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.;
4. Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
5.Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
6. Приобщать детей к театральной культуре.
Ожидаемые результаты:
1.Систематизация материала по развитию речи в театрализованной деятельности в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.
3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.
4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.
5.Пополнение методической копилки театрализованных атрибутов и пособиями.
6. Обогащение опыта по проблемной тематике.
Действия и мероприятия, проводимые процессе работы над темой:
1.Изучение литературы по теме;
2. Самоанализ и самооценка ОД в своей группе;
3. Проведение открытого показа занятия по речевому развитию для анализа со стороны коллег, родителей;
4. Работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ по теме.
Форма отчета о проделанной работе:
- показ открытого занятия;
- сообщение на педсовете;
- презентация по теме.
План работы:
1 | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи в театрализованной деятельности. Организация работы. Изготовление картотеки театрализованных игр. Беседа «Виды театра» Разучивание с детьми стихов, чистоговорок, считалок. |
| |
2 | Разучивание сказки «Теремок». Показ детям сказки «Колобок». Беседа-диалог: «Театральные профессии». Изготовление папки-передвижки «Театрализованная деятельность» Привлечение родителей к работе по изготовлению атрибутов для театрализованных игр. |
| |
3 | Артикуляционная гимнастика: «Дети загорают», «Дедушкин подарок», «Невоспитанный мальчик», «Слоники». Театральный досуг. Показ сказки «Теремок». Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров. Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители» |
| |
4 | Беседа – диалог: «Мы идем в театр» Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…». Организация праздника к Новому году. Разучивание стихов, ролей. Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике. |
| |
5 | Разучивание сказки «Заюшкина избушка» Театральный досуг. Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Инсценировка сказки с использованием полумасок. Консультация для родителей: « Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста». Подбор наглядного материала для родителей. Сформулировать советы родителям по развитию театральной деятельности и расширению кругозора детей. |
| |
6 | Продолжаем разучивать стихи, скороговорки, чистоговорки. Делаем дыхательную гимнастику. Повторяем пройденный материал. Играем в игры-драматизации по желанию детей. Показ родителям сказки «Заюшкина избушка». Консультация для родителей; «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству». Консультация для воспитателей «Использование театра в работе с неуверенными детьми» |
| |
7 | Театрализованная игра «Мое настроение». Организация праздника для мам. Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру» Привлечение в организации праздника для мам. | март | |
8 | Театральный досуг. Викторина «В гостях у сказки» Разучивание сказки « Репка» Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети» Консультация для воспитателей «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности.» |
| |
9 | Представление результатов самообразования: - сообщение на педсовете; - открытый просмотр сказки; - сообщение на родительском собрании; Открытый показ сказки «Репка» |
| |
10 | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | в теч.года | |
11 | Размещение материалов на мини сайте воспитателя | в теч.года | |
12 | Участие родителей в изготовлении театрализованных атрибутов и демонстрационного материала. | в теч.года |
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е.А.Антипина.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В.Артемова.- — М., 1990.
4. Веракса Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова – М: Мозаика – синтез, 2011.
5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выгодский – М., 1991.
6. Доронова Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности / Е.Г.Доронова, Т.Н. Доронова- М. -1997.
7. Доронова Т.Н. Играем в театр / Т.Н.Доронова – М.: Просвещение, 2004.
8. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре / Т.И. Ерофеева – М., 1994.
9. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности / М.Б.Зацепина М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
10. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошк.восп. / И.Зимина - 2005.-№4.
11. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников / Г.П. Иванова - М.: Скрипторий 2003, 2006.
12. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи / Е.В.Лаптева – М.: Астрель, 2013
13. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей / Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Ю.А.Лебедева - М.: ВЛАДОС, 2001.
14. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д.Маханева - М.: ТЦ Сфера, 2001.
15. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия / О.А.Толченов - М.:ВЛАДОС, 2001.
16. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. / А.В.Щеткин - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет.
Работа по самообразованию....
Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4 - 5 лет
Ребёнок постепенно переходит: ...
Отчет по самообразованию "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей"
Отчет по самообразованию за 2012 – 2013г.г.Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3 - 4 лет»...
Самообразование «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3-4 лет».
Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детст...
родительское собрание Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»
МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»...
Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа. 1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...
«Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»
План самообразования воспитателя средней группы...