«Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»
методическая разработка (средняя группа)

Пимулина Ольга Николаевна

Самообразование по театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 28 «Сказка»  

Бугульминского муниципального района

 Республики Татарстан

Тема самообразования:

 «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»

        

Воспитатель:

Пимулина О.Н.

Тема самообразования:

Тема

Сроки реализации

Форма обобщения опыта

«Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»

2020-2021

Оформление папки по самообразованию, выступление с передачей собственного опыта, посещение различных мероприятий, чтение методической литературы для изучения передового опыта по теме самообразования.

Актуальность.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

         Театрализация – это, прежде всего импровизация, оживление предметов и звуков. Это искренний интерес, увлеченность, как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Взрослый не пытается надеть на себя маску всезнайки и честно признается ребенку тогда, когда он чего-то не знает или не умеет. Взрослый чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его, старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей. В процессе творческого взаимодействия с ребенком взрослый, прежде всего, озабочен процессом воспитания, а не обучения. Воспитание детей включает и воспитание их родителей (участие родителей в театрализованных развлечениях), что требует от педагога особенного участия, такта, знаний и терпения.

Театрализованная игра (как и любая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Неудача – это тоже хорошо, ее не надо бояться. Такие ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать друг другу. А это так важно в нашей жизни!

Цель: Создать условия для развития речи  детей в театрализованной деятельности.

Задачи для педагога:

 1.Изучение нормативных документов, современных методических ресурсов по проблеме

2.Создание предметно -  развивающей  среды для развития речи  в театрализованной деятельности

3.Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию

4.Внедрение новых форм взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.

5.Повысить собственный уровень знаний.

Задачи для детей:

1. Развивать навыки активной, разговорной, образной речи ;
2.
 Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
3.
Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.;
4. Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
5.Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;

6. Приобщать детей к театральной культуре.

Ожидаемые результаты:

1.Систематизация материала по развитию речи в театрализованной деятельности в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.

3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.

5.Пополнение методической копилки театрализованных атрибутов и пособиями.

6. Обогащение опыта по проблемной тематике.

Действия и мероприятия, проводимые  процессе работы над темой:

1.Изучение литературы по теме;

2. Самоанализ и самооценка ОД в своей группе;

3. Проведение открытого показа занятия по речевому развитию для анализа со стороны коллег, родителей;
4. Работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных  работ по теме.

Форма отчета о проделанной работе:

- показ открытого занятия;

- сообщение на педсовете;

- презентация по теме.

План работы:

1

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи в театрализованной деятельности.

Организация работы. Изготовление картотеки театрализованных игр.

Беседа «Виды театра»

Разучивание с детьми стихов, чистоговорок, считалок.



сентябрь

2

Разучивание  сказки «Теремок».

Показ детям сказки «Колобок».

Беседа-диалог: «Театральные профессии».

Изготовление папки-передвижки «Театрализованная деятельность»

Привлечение родителей к работе  по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.




октябрь

3

Артикуляционная гимнастика: «Дети загорают», «Дедушкин подарок», «Невоспитанный мальчик», «Слоники».

Театральный досуг. Показ сказки «Теремок».

Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров.

Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители»


ноябрь

4

Беседа – диалог: «Мы идем в театр»

Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…».

​ Организация праздника к Новому году. Разучивание стихов, ролей.

Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.


декабрь

5

Разучивание  сказки «Заюшкина избушка»

Театральный досуг. Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Инсценировка сказки с использованием полумасок.  

Консультация для родителей: « Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

 Подбор наглядного материала для родителей. Сформулировать советы родителям по развитию театральной деятельности и расширению кругозора детей.



январь

6

Продолжаем разучивать стихи, скороговорки, чистоговорки. Делаем дыхательную гимнастику. Повторяем пройденный материал. Играем в игры-драматизации по желанию детей.

Показ родителям сказки «Заюшкина избушка».

Консультация для родителей; «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству».

Консультация для воспитателей «Использование театра в работе с неуверенными детьми»



февраль

7

Театрализованная игра «Мое настроение».

 Организация праздника для мам.

Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру»

Привлечение в организации праздника для мам.

март

8

Театральный досуг. Викторина «В гостях у сказки»

Разучивание сказки « Репка»          

Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»

Консультация для воспитателей «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности.»



апрель

9

Представление результатов самообразования:

- сообщение на педсовете;

- открытый просмотр сказки;

- сообщение на родительском собрании;

Открытый показ  сказки «Репка»


май

10

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

в теч.года

11

Размещение материалов на мини сайте воспитателя

в теч.года

12

Участие родителей в изготовлении театрализованных атрибутов и демонстрационного материала.

в теч.года

Литература:

           1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

        2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е.А.Антипина.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

        3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В.Артемова.- — М., 1990.

        4. Веракса Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова – М: Мозаика – синтез, 2011.

        5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выгодский – М., 1991.

        6. Доронова Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности  /  Е.Г.Доронова, Т.Н. Доронова- М. -1997.

        7. Доронова Т.Н. Играем в театр  /  Т.Н.Доронова – М.: Просвещение, 2004.

        8. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре  / Т.И. Ерофеева – М., 1994.

     9. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности   /  М.Б.Зацепина М.: Творческий центр «Сфера», 2010.

       10. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошк.восп. / И.Зимина -  2005.-№4.

        11. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников /  Г.П. Иванова - М.: Скрипторий 2003, 2006.

        12. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи / Е.В.Лаптева – М.: Астрель, 2013

        13. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей / Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Ю.А.Лебедева - М.: ВЛАДОС, 2001.

       14. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д.Маханева  - М.: ТЦ Сфера, 2001.

       15.  Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия / О.А.Толченов - М.:ВЛАДОС, 2001.

       16.  Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. / А.В.Щеткин - М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4 - 5 лет

Ребёнок постепенно переходит:                                                 ...

Отчет по самообразованию "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей"

Отчет по самообразованию за 2012 – 2013г.г.Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3 - 4 лет»...

Самообразование «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3-4 лет».

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детст...

родительское собрание Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей      дошкольного возраста»...

Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа.         1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...

«Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»

План самообразования воспитателя средней группы...