Дидактический материал
картотека

Гофман Ирина Руслановна

дидактические игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на формирование звуковой культуры речи.

  1. Игра «Часы».

Возраст: младший дошкольный возраст.

Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам послушать, как тикают часы:

«Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак.». Давайте заведем большие часы (дети повторяют со- ответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каж- дый раз голосом имитируют ход и звон часов).

  1. Игра «Звенят колокольчики».

Возраст: младший дошкольный возраст.

Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков.

Оборудование: Большой и маленький кружки любого цвета.

Ход игры: воспитатель рассказывает ребятам, что большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показы- вает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звуко- сочетания). Педагог говорит, что когда он покажет большой кружок, зазве- нят большие колокольчики; когда покажет маленький кружок, зазвенят ма- ленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие, то маленькие кружки.

  1. Игра ««Подуем на пушинку».

Возраст: младший дошкольный возраст.

Цель: развивать речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков.

Оборудование: для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папи- росной бумаги прямоугольник (3x1 см).

Ход игры: дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предла- гает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки.

  1. Игра «Лодочка и пароход».

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание, закреплять пра- вильное произношение звуков.

Ход игры: воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодоч- ки, другая — пароходы.

Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звуко- сочетание).

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут парохо- ды» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

  1. «Звенит – жужжит».

Возраст: старший дошкольный возраст.

  1. Игра ««Подуем на пушинку».

Возраст: младший дошкольный возраст.

Цель: развивать речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков.

Оборудование: для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папи- росной бумаги прямоугольник (3x1 см).

Ход игры: дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предла- гает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки.

  1. Игра «Лодочка и пароход».

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание, закреплять пра- вильное произношение звуков.

Ход игры: воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодоч- ки, другая — пароходы.

Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звуко- сочетание).

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут парохо- ды» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

  1. «Звенит – жужжит».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: формировать навыки дифференцирования звуков з-ж, развивать фонематический слух.

Ход игры: выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся де- ти придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «звенит», если слышит звук ж, то говорит «жужжит».

  1. Игра «Лошадки».

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры: дети строятся в колонну, они лошадки. По сигналу педагога

«Поехали» дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту ко- пыт лошадей. По сигналу «Стоп» лошадки останавливаются. Педагог гово- рит: «А теперь проверим, чья лошадка лучше умеет цокать копытами. Вос- питатель берет двух детей, и они, прищелкивая языком, идут навстречу друг другу. Остальные слушают. Так, чередуясь, проходят все дети.

  1. «Кто в домике живёт».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: отрабатывать отчётливое произношение звуков, учить дифферен- цировать эти звуки.

Оборудование: двухэтажный домик, картинки с изображениями живот- ных.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поместить животных, в назва- ниях которых есть определённый звук на первом этаже; животных, в назва- нии которых есть другой звук на втором этаже.

  1. «Чей пароход лучше гудит?».

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: развитие длительного целенаправленного ротового выдоха. Оборудование: игрушка – пароход, пузырьки.

Ход игры: каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит:

«Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

  1. «Назови продукты».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: упражнять детей в подборе слов, развивать фонематический слух. Оборудование: упражнять детей в подборе слов, развивать фонематиче-

ский слух.

Ход игры: педагог предлагает ребёнку найти продукт в названии которо- го есть определённый звук.

  1. Игра «Поезд».

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыха- ние, закреплять правильное произношение звуков.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в гости к мишке и зайке на поезде. Воспитатель становится машинистом, а дети — вагончика- ми. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на кото- ром сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух. Мишка садится в поезд и

вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.

Список используемой литературы

  1. А. И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. Пособие для вос- питателя детского сада. Москва «Просвещение» 1982.
  2. А. М. Круглова, Играем и учимся. Издательство РИПОЛ 2012 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/razvivayuschie-igry-dlja- doshkolnikov/didakticheskaja-igra-dlja-detei-2-3-let.html
  2. http://sad-kalinka.ru/vsjo-ob-obrazovanii/195-didakticheskie-igry-dlja-detej- 3-4-let.html


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие словаря

  1. Игра «Кто больше знает вежливых слов?»

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Педагог предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.

  1. Игра «Чудесный мешочек"

Возраст: младший дошкольный возраст

Цель: закрепить названия овощей.

Оборудование: мешочек, муляжи овощей.

Ход игры: перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами.

Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их.

  1. Игра «Ты – моя частичка»

Возраст: средний дошкольный возраст

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать внимание, память, словарный запас.

Оборудование: мяч

Ход игры: Воспитатель бросает мяч каждому ребенку, задавая вопрос. Я  личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, брови, нос и т. д).

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши).

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот, плечо).

  1. Игра «Что бывает круглым?»

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие вооб- ражения, памяти, ловкости.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после че- го вернуть мяч. Воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующе- му ребенку, ожидая ответа от него.

  1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
  2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
  3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф.)
  4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
  5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь.)
  6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
  7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
  8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка.)
  9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)
  10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)
  11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

  1. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)
  1. Игра «Бывает – не бывает»

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.

Ход игры: Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.

Речевой материал:

По теме «Растения»: яблоко соленое; груши растут на деревьях; помидор красный; дуб высокий; морковь круглая; картофель гладкий; тыква тяжелая;

По теме «Транспорт»: поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по воде; у автомобиля есть кузов и кабина; самолет меньше лодки;

По теме «Посуда»: в кастрюле жарят; а на сковороде – варят; чашка стек- лянная; ложка деревянная; вилка железная; стакан резиновый; у чайника есть носик, ручка и ушко;

По теме: «Животные»: лиса рыжая; волк злой; заяц смелый; еж пуши- стый; белка толстая; черепаха быстро бегает; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц летает; медведь спит в берлоге; волк спит в дупле;

По теме «Профессии»: летчик летает; портниха варит суп; рабочий рабо- тает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; медсест- ре нужна метла;

По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.

  1. Игра «Лишнее слово»

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.

По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.

  1. Игра «Лишнее слово»

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.

Ход игры: Воспитатель называет слова, три из которых обозначают при- знак предмета (цвета, размера, качества поверхности или др, а четвертое слово – иной признак. Ребенок называет «лишнее» слово и объясняет свой выбор: «Красный, зеленый и синий – это цвета. А круглый – это форма предмета».

Речевой материал:

Красный, зеленый, синий, круглый; Деревянный, широкий, длинный, высокий; Резиновый, новый, стеклянный, железный; Холодный, теплый, сладкий, горячий; Пушистый, шершавый, громкий, гладкий.

  1. Игра «У кого какое?»

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи, логического мышления.

Оборудование: 2-3 пары картинок, изображающих по названию предме- ты: платья, бабочки, рубашки.

Ход игры: Ребенку предлагают рассмотреть 2-3 пары картинок. Предме- ты имеют ряд отличий между собой. Воспитатель берет одну картинку, ре- бенку дается парное изображение. Необходимо вместе по очереди расска- зать о своем предмете, точно называя его признаки.

Воспитатель: На моей картинке - рубашка. Ребенок: На моей картинке тоже – рубашка.

Воспитатель: У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осени и для зимы.

Ребенок: У меня рубашка с короткими рукавами. Ее носят весной и ле- том.

Воспитатель: Моя рубашка клетчатая. Ребенок: А моя полосатая.

Воспитатель: У меня рубашка с одним карманом, расположенным на ле- вой стороне груди.

Ребенок: У меня рубашка с двумя карманами, расположенными внизу.

  1. Игра «Я собрал в огороде…»

Возраст: старший дошкольный возраст

Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической

теме.

Ход игры: Воспитатель начинает игру, произнося предложение: «Я со- брал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и при- думывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто оста- нется в игре последним. В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т. д.

  1. Игра «Накроем стол для кукол»

Возраст: средний дошкольный возраст

Цель: учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием по- дарков, приглашение к столу, поведение за столом). Активизировать в речи вежливые слова.

Оборудование: кукла, кукольная мебель и посуда.

Ход игры: воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рас- сматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол. Проигрываются с детьми этапы деятель- ности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

  1. Игра «Кто больше знает вежливых слов?»

Возраст: средний дошкольный возраст

Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Воспитатель предлагает узнать, кто больше всех знает вежли- вых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитате- ля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»

 «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...

Дидактический материал "Дидактическая игра с прищепками "Веселый огород""

Малышам понравятся новые, яркие и необычные дидактические игры или «настольный театр» с разноцветными прищепками. Эти пособия для развития мелкой моторики несложно изготовить своими руками...

Дидактический материал в работе с детьми с нарушением зрения. Дидактическая игра «Умные пальчики»

В настоящее время число детей с нарушением зрения постоянно растет, поэтому педагогу необходимо иметь представление о видах нарушений зрения, их проявлениях, особенностях развития детей со зрительными...

Рекомендации для родителей по теме: "Вот какие стали мы большие"Материал содержит дидактический материал для совместной работы с детьми по теме: " Миром правит доброта"

Материал содержит дидактический материал для совместный работы с детьми по теме: " Вот какими стали мы большими"...