Дидактический материал
картотека
дидактические игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.3 КБ |
![]() | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на формирование звуковой культуры речи.
Игра «Часы».
Возраст: младший дошкольный возраст.
Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам послушать, как тикают часы:
«Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак.». Давайте заведем большие часы (дети повторяют со- ответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каж- дый раз голосом имитируют ход и звон часов).
Игра «Звенят колокольчики».
Возраст: младший дошкольный возраст.
Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков.
Оборудование: Большой и маленький кружки любого цвета.
Ход игры: воспитатель рассказывает ребятам, что большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показы- вает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звуко- сочетания). Педагог говорит, что когда он покажет большой кружок, зазве- нят большие колокольчики; когда покажет маленький кружок, зазвенят ма- ленькие колокольчики.
Воспитатель показывает то большие, то маленькие кружки.
Игра ««Подуем на пушинку».
Возраст: младший дошкольный возраст.
Цель: развивать речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков.
Оборудование: для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папи- росной бумаги прямоугольник (3x1 см).
Ход игры: дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предла- гает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки.
Игра «Лодочка и пароход».
Возраст: средний дошкольный возраст.
Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание, закреплять пра- вильное произношение звуков.
Ход игры: воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодоч- ки, другая — пароходы.
Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звуко- сочетание).
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут парохо- ды» упражнения выполняет вторая группа.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
«Звенит – жужжит».
Возраст: старший дошкольный возраст.
Игра ««Подуем на пушинку».
Возраст: младший дошкольный возраст.
Цель: развивать речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков.
Оборудование: для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папи- росной бумаги прямоугольник (3x1 см).
Ход игры: дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предла- гает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки.
Игра «Лодочка и пароход».
Возраст: средний дошкольный возраст.
Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание, закреплять пра- вильное произношение звуков.
Ход игры: воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодоч- ки, другая — пароходы.
Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звуко- сочетание).
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут парохо- ды» упражнения выполняет вторая группа.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
«Звенит – жужжит».
Возраст: старший дошкольный возраст.
Цель: формировать навыки дифференцирования звуков з-ж, развивать фонематический слух.
Ход игры: выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся де- ти придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «звенит», если слышит звук ж, то говорит «жужжит».
Игра «Лошадки».
Возраст: средний дошкольный возраст.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Ход игры: дети строятся в колонну, они лошадки. По сигналу педагога
«Поехали» дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту ко- пыт лошадей. По сигналу «Стоп» лошадки останавливаются. Педагог гово- рит: «А теперь проверим, чья лошадка лучше умеет цокать копытами. Вос- питатель берет двух детей, и они, прищелкивая языком, идут навстречу друг другу. Остальные слушают. Так, чередуясь, проходят все дети.
«Кто в домике живёт».
Возраст: старший дошкольный возраст.
Цель: отрабатывать отчётливое произношение звуков, учить дифферен- цировать эти звуки.
Оборудование: двухэтажный домик, картинки с изображениями живот- ных.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поместить животных, в назва- ниях которых есть определённый звук на первом этаже; животных, в назва- нии которых есть другой звук на втором этаже.
«Чей пароход лучше гудит?».
Возраст: средний дошкольный возраст.
Цель: развитие длительного целенаправленного ротового выдоха. Оборудование: игрушка – пароход, пузырьки.
Ход игры: каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит:
«Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.
«Назови продукты».
Возраст: старший дошкольный возраст.
Цель: упражнять детей в подборе слов, развивать фонематический слух. Оборудование: упражнять детей в подборе слов, развивать фонематиче-
ский слух.
Ход игры: педагог предлагает ребёнку найти продукт в названии которо- го есть определённый звук.
Игра «Поезд».
Возраст: средний дошкольный возраст.
Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыха- ние, закреплять правильное произношение звуков.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в гости к мишке и зайке на поезде. Воспитатель становится машинистом, а дети — вагончика- ми. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на кото- ром сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух. Мишка садится в поезд и
вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.
Список используемой литературы
- А. И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. Пособие для вос- питателя детского сада. Москва «Просвещение» 1982.
- А. М. Круглова, Играем и учимся. Издательство РИПОЛ 2012 г.
Интернет-ресурсы:
- http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/razvivayuschie-igry-dlja- doshkolnikov/didakticheskaja-igra-dlja-detei-2-3-let.html
- http://sad-kalinka.ru/vsjo-ob-obrazovanii/195-didakticheskie-igry-dlja-detej- 3-4-let.html
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на развитие словаря
Игра «Кто больше знает вежливых слов?»
Возраст: средний дошкольный возраст.
Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Педагог предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.
Игра «Чудесный мешочек"
Возраст: младший дошкольный возраст
Цель: закрепить названия овощей.
Оборудование: мешочек, муляжи овощей.
Ход игры: перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами.
Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их.
Игра «Ты – моя частичка»
Возраст: средний дошкольный возраст
Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать внимание, память, словарный запас.
Оборудование: мяч
Ход игры: Воспитатель бросает мяч каждому ребенку, задавая вопрос. Я личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, брови, нос и т. д).
Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши).
Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот, плечо).
Игра «Что бывает круглым?»
Возраст: средний дошкольный возраст.
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие вооб- ражения, памяти, ловкости.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после че- го вернуть мяч. Воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующе- му ребенку, ожидая ответа от него.
- Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
- Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
- Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф.)
- Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
- Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь.)
- Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
- Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
- Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка.)
- Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)
- Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)
- Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
- Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)
Игра «Бывает – не бывает»
Возраст: старший дошкольный возраст.
Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.
Ход игры: Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.
Речевой материал:
По теме «Растения»: яблоко соленое; груши растут на деревьях; помидор красный; дуб высокий; морковь круглая; картофель гладкий; тыква тяжелая;
По теме «Транспорт»: поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по воде; у автомобиля есть кузов и кабина; самолет меньше лодки;
По теме «Посуда»: в кастрюле жарят; а на сковороде – варят; чашка стек- лянная; ложка деревянная; вилка железная; стакан резиновый; у чайника есть носик, ручка и ушко;
По теме: «Животные»: лиса рыжая; волк злой; заяц смелый; еж пуши- стый; белка толстая; черепаха быстро бегает; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц летает; медведь спит в берлоге; волк спит в дупле;
По теме «Профессии»: летчик летает; портниха варит суп; рабочий рабо- тает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; медсест- ре нужна метла;
По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.
Игра «Лишнее слово»
Возраст: старший дошкольный возраст.
Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.
По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.
Игра «Лишнее слово»
Возраст: старший дошкольный возраст.
Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.
Ход игры: Воспитатель называет слова, три из которых обозначают при- знак предмета (цвета, размера, качества поверхности или др, а четвертое слово – иной признак. Ребенок называет «лишнее» слово и объясняет свой выбор: «Красный, зеленый и синий – это цвета. А круглый – это форма предмета».
Речевой материал:
Красный, зеленый, синий, круглый; Деревянный, широкий, длинный, высокий; Резиновый, новый, стеклянный, железный; Холодный, теплый, сладкий, горячий; Пушистый, шершавый, громкий, гладкий.
Игра «У кого какое?»
Возраст: старший дошкольный возраст.
Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи, логического мышления.
Оборудование: 2-3 пары картинок, изображающих по названию предме- ты: платья, бабочки, рубашки.
Ход игры: Ребенку предлагают рассмотреть 2-3 пары картинок. Предме- ты имеют ряд отличий между собой. Воспитатель берет одну картинку, ре- бенку дается парное изображение. Необходимо вместе по очереди расска- зать о своем предмете, точно называя его признаки.
Воспитатель: На моей картинке - рубашка. Ребенок: На моей картинке тоже – рубашка.
Воспитатель: У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осени и для зимы.
Ребенок: У меня рубашка с короткими рукавами. Ее носят весной и ле- том.
Воспитатель: Моя рубашка клетчатая. Ребенок: А моя полосатая.
Воспитатель: У меня рубашка с одним карманом, расположенным на ле- вой стороне груди.
Ребенок: У меня рубашка с двумя карманами, расположенными внизу.
Игра «Я собрал в огороде…»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической
теме.
Ход игры: Воспитатель начинает игру, произнося предложение: «Я со- брал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и при- думывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто оста- нется в игре последним. В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т. д.
Игра «Накроем стол для кукол»
Возраст: средний дошкольный возраст
Цель: учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием по- дарков, приглашение к столу, поведение за столом). Активизировать в речи вежливые слова.
Оборудование: кукла, кукольная мебель и посуда.
Ход игры: воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рас- сматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол. Проигрываются с детьми этапы деятель- ности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Игра «Кто больше знает вежливых слов?»
Возраст: средний дошкольный возраст
Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Воспитатель предлагает узнать, кто больше всех знает вежли- вых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитате- ля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников
Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...
Формирование элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактических и развивающих игр на тему: "Использование дидактического материала на ОД по ФЭМП"
Использование дидактических игр в ОД....

Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...

Дидактический материал "Дидактическая игра с прищепками "Веселый огород""
Малышам понравятся новые, яркие и необычные дидактические игры или «настольный театр» с разноцветными прищепками. Эти пособия для развития мелкой моторики несложно изготовить своими руками...

Дидактический материал в работе с детьми с нарушением зрения. Дидактическая игра «Умные пальчики»
В настоящее время число детей с нарушением зрения постоянно растет, поэтому педагогу необходимо иметь представление о видах нарушений зрения, их проявлениях, особенностях развития детей со зрительными...
Рецензия на дидактический материал "Сборник дидактических игр по ФЭМП "Весёлая математика"
рецензия...
Рекомендации для родителей по теме: "Вот какие стали мы большие"Материал содержит дидактический материал для совместной работы с детьми по теме: " Миром правит доброта"
Материал содержит дидактический материал для совместный работы с детьми по теме: " Вот какими стали мы большими"...