Здоровье ребёнка через образование
статья

Иванова Юлия Юрьевна

Сохранение укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, является первейшей задачей, обозначенной в ФГОС ДО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье ребёнка через образование

Иванова Юлия Юрьевна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №41 Лесная сказка»,

РФ, г. Лесосибирск

Ivanova Yulia Yurievna

educator of MBDOU "Kindergarten No. 41 " Forest

fairy tale",

Russia, Lesosibirsk

Аннотация.  Сохранение укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, является первейшей задачей, обозначенной в ФГОС ДО.  Для научного обеспечения оздоровительной функции ДОУ разработана концепция педагогической валеологии, объединяющая её и педагогику в одно целое. Синтез такого взаимного проникновения можно назвать «наукой о формировании здоровья педагогическими средствами», девиз которой «Здоровье через образование». В статье раскрываются методы и способы формирования здорового образа жизни у дошкольников в процессе их воспитания и обучения.

Annotation.  Preserving the strengthening of the physical and mental health of children, including their emotional well-being, is the primary task outlined in the Federal State Educational Standard UP to. The concept of pedagogical valeology, combining it and pedagogy into one whole, has been developed for the scientific support of the health-improving function of the preschool educational institution. The synthesis of such mutual penetration can be called "the science of health formation by pedagogical means", the motto of which is "Health through education". The article reveals the methods and methods of forming a healthy lifestyle among preschoolers in the process of their upbringing and training.

Ключевые слова и словосочетания: валеология, педагогическая валеология, педагогические средства и методы, формирование, здоровый образ жизни.

Key words and phrases: valeology, pedagogical valeology, pedagogical means and methods, formation, healthy lifestyle.

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
                                                     В.А. Сухомлинский  

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни и, нарушая нормы здорового образа жизни, он запускает программу самоликвидации.

Известно, что формирование здоровых привычек начинается с детства. Для научного обеспечения оздоровительной функции ДОУ разработана концепция педагогической валеологии. Её основу составляет валеология - наука о здоровье. Здоровье, по определению ВОЗ, - это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия...». Академик В. П. Петленко определяет здоровье как «состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и меняющимися условиями среды».

Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которыми он должен научиться пользоваться. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Педагогическая валеология объединяет валеологию и педагогику в единой научно-методической концепции. Её можно назвать «наукой о формировании здоровья педагогическими средствами». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».

Валеологический подход к процессу обучения состоит в том, чтобы найти возможности улучшения здоровья детей еще до того, как они заболеют.

И.Н. Чумакова отмечает, что задача педагога - воспитать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, повышению жизнестойкости. Обучение человека методам восстановления своего здоровья, усилению адаптационных возможностей организма не просто гуманистическая задача. Она имеет и высокое практическое значение поскольку может применяться ребёнком уже непосредственно в ДОУ, для качественного усвоения учебного материала.

А для этого в большей части занятия дети должны находиться в состоянии двигательной активности: это физминутки, физические упражнения, подвижные игры, любой самомассаж, релаксация. Такая физическая активность стимулирует работу мозга, в то время как коэффициент полезного действия уставшего мозга значительно снижен.

Известно, что одним из важнейших условий комфортного существования человека в социуме является его способность к общению.

Как же можно рассадить детей на занятии?

Первый способ - это посадить детей полукругом или кругом такая рассадка позволяет реализовать один из важнейших принципов здоровьетворящего образования - принцип взаимообозрения, когда каждый ребенок в каждый момент может видеть глаза каждого. Это очень важно для решения задачи развития наблюдательности, а также для создания ситуации обмена между детьми положительными чувствами эмоциями посредством взгляда «глаза в глаза».

Второй способ, который учит детей положительному общению - это начало каждого занятия в парах, в группах, в кругу. Такое приветствие выполняет функцию положительного настроя на занятие, обеспечивает снятие напряжения, является своеобразным организационным моментом.

Например, можно начать занятие стоя, с низким поклоном, с какими-нибудь движениями рук, поздороваться со всеми и совсем, что они видят вокруг в зависимости от темы занятия.

Третий способ, требующий от детей активного межличностного общения - это ситуация прощания и взаимоблагодарения, которые организуются также, как и приветствие.

Воспитание у детей привычки благодарить окружающих их людей, а также предметы и явления окружающего мира за каждую мелочь, является эффективным приемом профилактики у них потребительского отношения к жизни, которым страдают сегодня многие современные люди.

Существенным элементом валеологической культуры являются основы личной гигиены - навыки ухода за телом, приёмы самомассажа (поглаживание, растирание, разминание, пощипывание, вибрация, поколачивание), способы закаливания и др.

Оптимальные способы закаливания:

  • Растирание холодной водой.
  • Контрастный душ.
  • Солнечные ванны летом в сочетании со свежим воздухом.
  • Физические упражнения.
  • Точечный самомассаж.

          Такие процедуры повышают устойчивость организма к пониженным температурам, снижают заболеваемость.

   Важной задачей валеологической учебно-воспитательной работы является овладение навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей организма.

К методам саморегуляции для дошкольников относятся следующие упражнения: «Стойкий солдатик», «Сбрось усталость», «Врасти в землю», «Гора с плеч», «Муха» и др.

  • Смех, улыбка, юмор.
  • Размышления о хорошем, приятном.
  • Движения потягивания, расслабление мышц.
  • Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий.
  • Купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах.
  • Вдыхание свежего воздуха.
  • Чтение стихов.
  • Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Направление работы валеологического воспитания дошкольников, должно реализовываться не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при организации: досуговых мероприятий, развлечений, утренников, прогулок, режимных моментов.

   Валеологическое воспитание детей служит укреплению семьи. Дети узнают лучшие семейные традиции, понимают значение и важность семьи в жизни человека, осваивают нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.

Совместно с семьями воспитанников реализован проект «Огород -кладезь здоровья», итоговым мероприятием которого стала выставка овощей и поделок из овощей, выращенных на дачных участках.

Обобщён опыт работы по теме «Закаливание как фактор укрепления и сохранения здоровья детей», где представлены средства и методы закаливания, систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Проведена консультация для родителей «Основы правильного питания» по организации питания, о рационе и режиме, приведены примеры меню.  Родители делились опытом приготовления любимых семейных блюд.

Литература

1. Чумакова. - Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). -Т. 0. Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 16-18.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). − 17.10.2013. − № 1155. [Электронный ресурс].

3. Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac97


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в группе дошкольного образования "Здоровая семья- здоровый ребёнок"

Данное родительское собрание направлено на формирование у родителей адекватной оценки собственного здоровья, мотивации здорового образа жизни, ответственности за здоровье своих детей....

Развитие ребёнка через приобщение к ценностям культуры здоровья(из опыта работы)

Материал из опыта работы по охране и укреплению здоровья детей....

Здоровьесберегающие технологии Рекомендация для родителей: «Укрепление здоровья ребёнка через физическое воспитание в семье»

В данной рекомендации  говорится о значении укрепления здоровья ребёнка для  благоприятного развития детского организма в будущем....

Анкета "Путь к здоровью ребёнка лежит через семью"

Анкета "Путь к здоровью ребёнка лежит через семью"...

Анкета для родителей «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью»

Анкета для родителей «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью»...

Консультация для родителей "Путь к здоровью ребёнка лежит через семью"

Консультация для родителей "Путь к здоровью ребёнка лежит через семью"...

"Путь к здоровью ребёнка лежит через семью"

Консультация для родителей по здоровьесбереженю детей в детком саду и дома....