Задержка речевого развития (ЗРР)
учебно-методический материал
Задержка речевого развития (ЗРР) — это отставание детей по качественным или количественным показателям от возрастных норм овладения устной речью, что характеризуется недоразвитием пассивного и (или) активного словаря, экспрессивной или фразовой речи.
Предпосылки возникновения задержки речевого развития
Причин, по которым, может возникнуть задержка речевого развития у ребенка множество. Условно можно выделить прямые и косвенные предпосылки возникновения ЗРР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaderzhka_rechevogo_razvitiya.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Задержка речевого развития (ЗРР) — это отставание детей по качественным или количественным показателям от возрастных норм овладения устной речью, что характеризуется недоразвитием пассивного и (или) активного словаря, экспрессивной или фразовой речи.
Предпосылки возникновения задержки речевого развития
Причин, по которым, может возникнуть задержка речевого развития у ребенка множество. Условно можно выделить прямые и косвенные предпосылки возникновения ЗРР.
К косвенным причинам относятся:
- особенности внутриутробного развития малыша: гипоксия и асфиксия в родах, недоношенность или переношенность, родовые травмы, внутриутробные инфекции;
- ряд заболеваний, такие как менингит и энцефалит, а также осложнения после перенесенных болезней (корь, скарлатина);
- общее состояние иммунной системы (у детей со слабым иммунитетом чаше встречается диагноз ЗРР).
Условно к косвенным причинам может быть отнесена и половая принадлежность малыша. Известно, что у мальчиков задержка речевого развития наблюдается в 4 раза чаще, чем у девочек.
Основные же причины, приведшие к задержке речевого развития у ребенка, более конкретны. Они делятся в свою очередь на внутренние (физиологические) и внешние.
Физиологические причины возникновения задержки речевого развития:
- Нарушения в работе центральной нервной системы.
- Нарушения в работе слухового аппарата.
- Генетические предпосылки.
- Нейроинфекции.
- Травмы мозговых оболочек.
Внешние причины возникновения задержки речевого развития:
- Недостаток речевых контактов. Попросту говоря, когда малыш не слышал достаточное количество разговорной речи для полноценного пополнения словарного запаса и тренировки речевых навыков.
- Чрезмерная перегруженность окружающей среды информацией. Ситуация обратная предыдущей. Когда взрослые говорят быстро, дома постоянно работает телевизор и радио, произнесенные слова не адресованы малышу (мультфильмы) для крохи речь становится «фоновым шумом».
- Неблагоприятная обстановка в семье. Дети, подверженные стрессу и испытывающие постоянное эмоциональное напряжение, склонны начать говорить позже.
- Гиперопека. Предупреждение всех пожеланий малыша также может стать причиной возникновения задержки речевого развития (крохе не надо учиться высказывать свои желания).
Причины могут быть и иные. Но чем точнее все они будут определены, тем эффективнее и быстрее будет проходить лечение. Примерно в 30 случаев причина задержки речевого развития так и остается до конца неясной.
Признаки задержки речевого развития
Чем раньше будет выявлено отклонение, тем легче его будет купировать. Можно выделить следующие признаки отклонения в речевом развитии ребенка:
До года:
- Отсутствие эмоциональной реакции при обращении к ребенку 3-4 месяцев (малыш не поворачивает голову на звук, не реагирует на мамину речь).
- Отсутствие лепета в возрасте 8-9 месяцев.
От года до двух:
- В речи ребенка нет простых слов (например, «дай», «мама», «папа», «баба»).
- Малыш не понимает обращенную к нему просьбу, не может показать знакомые предметы.
- У ребенка есть проблемы с жеванием. Он давится даже небольшими кусочками.
- К двум годам ребенок не пытается освоить новые слова.
От 2 до 3 лет:
- Ребенок использует менее 20 слов.
- Не может найти и принести знакомый предмет, если он находится вне поля его зрения.
- Не пытается составлять фразы, состоящие хотя бы из 2 слов.
В 3 года:
- Речь ребенка мало понятна окружающим.
- Малыш не используют простых предложений.
- В речи отсутствует местоимения и наречия, кроха не склоняет слова.
- Малыш говорит быстро, проглатывая окончания.
- А ребенок не понимает и не может составить предложения, относящиеся к прошлому и будущему.
4-5 лет:
- Малыш знает ограниченное число слов, с трудом запоминает новые слова.
- В речи отсутствуют союзы.
- Остаются трудности с произнесением шипящих звуков.
После 5 лет:
- Крохе не даются звуки «р» и «л».
- Речь эмоционально не окрашена.
- Малыш не использует все части речи.
- Продолжает использовать только простые предложения.
- Не может составить рассказ по картинке, сделать понятный пересказ текста.
Если наблюдается хотя бы одна из перечисленных проблем, стоит обратиться к специалисту.
Недопустимо также чтобы малыш повторял слова зеркально или говорил готовыми фразами из мультиков. Подобное поведение не свидетельствует об интенсивном развитии речи, а говорит о психическом отклонении.
Когда обращаться к специалисту?
Итак, речь ребенка о чем-то настораживает взрослых. У родителей тут же возникает вопрос: «Когда именно необходимо обратиться к врачу?». На этот счет есть однозначный ответ — сразу же. Чем раньше будет выявлено отклонение и начато лечение, тем выше вероятность эффективной коррекции.
Если кроха отстает от сверстников на полгода и более — не тяните. Пусть лучше врач просто не подтвердит ваших опасений, если все хорошо, чем после регулярно посещать не всегда бесплатные занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития
Данный материал отражает разницу между ЗРР и ЗПРР. Здесь вы узнаете:Когда ребенок должен начать говорить?Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?В чём различие задержки ...
Развитие правильных речевых навыков дошкольников с задержкой речевого развития.
Это важно родителям!!!...
Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье
Консультация для родителей...
«Задержка речевого развития. Что это такое? Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии. Сообщение из опыта работы»
Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физ...
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...