Формирование коммуникативной культуры педагога
материал (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование коммуникативной культуры педагога | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: Формирование коммуникативной культуры педагога
Коммуникативная культура выступает одним из ведущих и стержневых образований личности и понимается как составная педагогической культуры, которая характеризуется единством личностных и профессиональных ценностей, обусловливающих направленность педагога на другого субъекта взаимодействия. Основными ее составляющими являются способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого; потребность в другом как партнере коммуникации, к расширению границ коммуникации; готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим, к рефлексивной деятельности.
Современный этап развития общества выдвигает требования к подготовке педагогов, ориентированные на формирование продуктивной педагогической деятельности, творческой направленности личности, на развитие духовно – нравственной культуры, где важнейшей составляющей определена коммуникативная культура. Педагог выступает не только посредником в передаче культурно – исторических и духовно – нравственных ценностей ребенку, но и транслятором коммуникативной культуры от одного человека к другому; тем самым коммуникативная культура выступает как индикатор ценностей и как способ передачи их от одной личности к другой в процессе общения. Наряду с этим коммуникативная культура характеризует содержательные смыслы личности, способы и средства, обеспечивающие понимание и взаимодействие педагога и ребенка. Коммуникативная культура в профессиональной сфере выступает и требованием к личности педагога, и показателем уровня организации им педагогической деятельности.
Понятие коммуникативная культура
Эффективность общения зависит, прежде всего, от коммуникативной культуры участников общения.
Коммуникативная культура — это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе коммуникации, в том числе и при общении. Можно выделить три группы правил, составляющих коммуникативную культуру.
Первая группа — это правила коммуникативного этикета. Они определяют порядок обращения и представления, выбор обращения и многое другое. Этикетные правила не имеют прямой связи с эффективностью общения, но их частичное или полное игнорирование отстраняет человека от участия в общении.
Вторая группа — правила согласования коммуникативного взаимодействия. Они задают тип общения: светское, деловое, ритуальное, интимноличностное и т. Д.
Третья группа — это правила самоподачи (самопрезентации). Они не определяют тип общения и не влияют на общую для всех эффективность, но определяют индивидуальный успех отдельных участников общения. Правила самоподачи предназначены для создания у окружающих определенного впечатления о себе.
Для педагогической науки и практики важно развиваемое в философии и психологии представление о том, что внутренней сущностью коммуникации являются процессы формирования и развития общественного и индивидуального сознания. Коммуникация органично связана с культурой, ее материальной («внешней») и духовной («внутренней») составляющей. Это – два универсальных общественных явления, образующих «коммуникативную культуру», природа которой раскрывается на основе культурологического подхода.
Культура – это результат проявления креативного начала в человеке. Гуманистическая направленность и творческий потенциал – самые важные характеристики общественной и индивидуальной культуры. С этой точки зрения, коммуникативная культура педагога – это проявление гуманистической направленности его индивидуального творчества в решении задач профессионально-педагогической деятельности.
Наряду с культурологическим подходом к пониманию и исследованию коммуникативной культуры педагога плодотворным является и системный подход. Речь идет о концепции самоорганизации сложно структурированных систем, возникшей в рамках синергетики и кибернетики. С этих общенаучных системных позиций, коммуникативная культура педагога является одним из важнейших функционально значимых элементов культуры общества в целом. Одновременно она имеет имманентную структуру той сложности и цельности, которая необходима для осуществления самоорганизации и развития. Каждый из внутренних элементов коммуникативной культуры педагога имеет сложное строение:
личность педагога – ее индивидуальные и социальные «образующие»;
коммуникативная деятельность педагога – ее сложная мотивационная и предметная структура;
предмет коммуникативной деятельности – осознанная цель, ее аксиологическое содержание.
Формирование коммуникативной культуры педагога
Формирование и развитие коммуникативной культуры педагога как системы, имеющей собственную структуру, и ее вхождение в систему более высокого порядка происходит в реальной жизни, во всеобщем «хаосе» активности социальных явлений, во взаимодействиях и столкновениях интересов и целей различных коммуникантов. В поле общественных деловых отношений и общественного сознания, в практической и познавательной активности людей складывается целеустремленная, предметно-мотивированная деятельность человека и его индивидуальное мировоззрение.
Формирование коммуникативной культуры необходимо начинать с ее детальной диагностики. Определены показатели коммуникативной культуры, которые полно ее характеризуют с результативной и процессуальной стороны: успешности коммуникативной деятельности, коммуникативных способностей, умений и навыков, в том числе – общительности и речи. Они сопоставлены со значениями факторов, отражающих условия и особенности формирования коммуникативной культуры. К ним относятся проявления гуманизма и этической ответственности, характеристики аксиологического потенциала, акмеологической интенции, самоорганизации и самопознания, технологической коммуникативной вооруженности.
Развитие представлений о личностной коммуникативной культуре как о системе, совершенствующейся в активном взаимодействии с другими коммуникативными системами, необходимо для того, чтобы сформировать у педагога сознательную самотворческую позицию и стремление к расширению содержания и форм коммуникативной деятельности, к преодолению замкнутости, к участию в деловой и духовной общественной коммуникации.
Факторы, влияющие на развитие коммуникативной культуры педагога
Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия с другими людьми, включающий коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога с детьми.
Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строится на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт, а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Таким образом, замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении.
Общение выступает в трех аспектах:
как средство решения учебных задач;
как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;
как способ организации взаимоотношений преподавателей и студентов, в котором сочетаются обучение и воспитание;
как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.
Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и умений педагогической техники.
Перцептивные умения сводятся к наиболее общему умению – понимать других (детей, педагогов, родителей). В совокупность перцептивных умений включаются такие частные умения, как глубоко проникать в личностную сущность других людей; устанавливать индивидуальное своеобразие человека; на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять, к какому типу личности и темперамента относится человек и др.
Умения педагогического общения связаны с умениями распределять внимание и поддерживать его устойчивость, устанавливать психологический контакт с детьми, способствующий эффективной передаче и восприятию учебной информации; умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; выбирать по отношению к классу и отдельным детям наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствовались в той или иной ситуации; устанавливать эмоциональную обратную связь.
К коммуникативным умениям педагога можно отнести:
умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
умения управлять своими эмоциями;
наблюдательность и переключаемость внимания;
социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;
умение «подавать себя» в общении с учащимися;
речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.
Отдельно следует отметить речевую культуру педагога. Под культурой речи подразумевается владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием. Для педагога язык – прежде всего рабочий инструмент, средство донесения учебной информации до аудитории, но это еще и средство эмоционального воздействия и средство воспитания, в том числе и формирования языковой культуры детей.
Коммуникативные умения выступают как комплекс осознанных коммуникативных действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности педагога.
В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
Обобщая вышеизложенное, определим профессионально коммуникативную культуру как часть профессионально-педагогической культуры будущего педагога, включающую мотивационно-ценностный, информационно-содержательный и технологический аспекты; как степень овладения опытом актуализации и реализации педагогической культуры личности в процессе и результате коммуникативного обеспечения педагогической деятельности.
Таким образом, коммуникативная культура педагога – это качественная характеристика субъекта профессиональной деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию личности в коммуникативной деятельности, и коммуникативная культура педагога является основой профессионально-педагогической деятельности и определяет ее успешность.
Профессионально-коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъект-субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная культура педагога
В статье говорится о том, что в настоящее время увеличивается число специалистов которые не владеют навыками речевого общения, и в первую очередь на профессиональном уровне.Коммуникативная культура яв...
Формирование коммуникативной культуры дошкольников средствами игротворчества
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА, И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ.
Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди...
Развитие коммуникативной культуры педагога как средство повышения качества образоания в детском саду
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ как одно из требований к профессиональной деятельности современного педагога...
формирование коммуникативной культуры личности старших дошкольников средствами игровой деятельности
в презентации представлена работа с детьми подготовительной группы по формировынию коммуникативных навыков общения со сверсткинами средствами игры...
Консультация для педагогов "Формирование коммуникативной культуры педагога"
Система образования в нашей стране - это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект,...
Требования к коммуникативной культуре педагога ДОУ (презентация)
Коммуникативная культура педагога очень важна для воспитания нового поколения. Педагог является примером для воспитанников. Поэтому даже его собственные требования к своей культуре общения должны быть...