"В царстве грибов и ягод"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «В царстве грибов и ягод»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе путешествия в лес.
Задачи:
- Создать условия для расширения у детей знаний о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
- Создать условия для пополнения и активизации словарного запаса по теме.
- Создать условия для развития внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес.
Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес…
Воспитатель: Что растет в лесу? Ответы детей.
Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? Какой гриб под березкой? А вот в густой траве выросли рыжие лисички, они растут семьями. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.
На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на изображения грибов. Какие грибы здесь лишние и почему? (мухомор – он ядовитый).
Воспитатель: Какие еще несъедобные грибы вы знаете? (бледная поганка, ложные опята)
- Воспитатель: Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб».
- Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)
- Как можно назвать большой гриб? (грибище)
- Как называют суп из грибов? (грибной)
- Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)
- Как называют корешки грибов? (грибница)
- Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)
- Как называется начинки для пирога из грибов? (грибная)
Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем в игру «Загадки-отгадки»
На фланелеграфе картинки грибов.
Воспитатель: Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
Воспитатель: Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)
Воспитатель: На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)
Воспитатель: В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)
Воспитатель: В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)
Воспитатель: Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)
Воспитатель: Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)
Воспитатель: а что еще растет в лесу? Ответы детей.
Воспитатель: Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений (на фланелеграфе расставляются картинки ягод). Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте. Малина на высоких кустах, в малиннике.
Воспитатель: Где растут ягоды? (в лесу, на деревьях, на кустах, на низеньких кустиках, на болоте)
Воспитатель: Как называются ягоды, которые растут в лесу? (лесные)
Воспитатель: На доске картинки с ягодами, изображением вниз. Если вы отгадаете загадки, ягоды появятся перед вами.
Воспитатель: Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
Воспитатель: Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. (Рябина)
Воспитатель: На колючих стеблях длинных,
Зреет черная малина.
Хоть вкусна, но очень дика,
И зовется … (Ежевика)
Воспитатель: Я красна, я кисла,
На болоте росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
Воспитатель: Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Черника)
Воспитатель: Что можно приготовить из ягод? (компот, кисель, морс, пирог, желе, сок, варенье)
Воспитатель: С какой начинкой получатся пироги из ягод? (с ягодной)
Воспитатель: Из малины получится начинка какая? (малиновая)
Воспитатель: Из брусники - … (брусничная)
Воспитатель: Из черники - … (черничная)
Воспитатель: Из земляники - … (земляничная)
Воспитатель: А какое варенье получится из ягод?
Из малины – малиновое варенье
Из черники – черничное варенье
Из земляники – земляничное варенье
Из клюквы – клюквенное варенье
Из брусники – брусничное варенье и т.д.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Дарю вам свой кузовок: много ягод и грибов, которые мы собрали. Приходите еще в гости в лес, но запомните простые правила поведения, сбора ягод и грибов.
Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям. Срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу. Не вырывать кустики ягод. Собирать только знакомые ягоды и грибы. Вести себя тихо и спокойно, ведь лес - это дом для животных, птиц и растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экологии в старшей группе тема "В царстве грибов и ягод"
Познавательное занятие на тему "Грибы и ягоды"...
Проект с детьми средней группы "В царстве грибов и ягод"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25848901","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы Тема: «В царстве грибов и ягод»
Цель: расширить знания детей о грибах и ягодах лесов средней полосы России.О.О. «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуни...
Конспект НОД "В царстве грибов и ягод"
Конспект НОД по окружающему миру для детей старшей группы "В царстве грибов и ягод"...
Конспект «В царстве грибов и ягод»
Конспект занятия с детьми старшей группыТема: «В царстве грибов и ягод»...
Kонспект занятия с детьми старшей коррекционной группы «В царстве грибов и ягод»
Kонспект занятия с детьми старшей коррекционной группыТема: «В царстве грибов и ягод»Цель: расширить знания детей о грибах и ягодах лесов средней полосы России.О.О. «Познание»,...
Домашнее задание: Царство грибов и ягод
Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это ма...