Проект «Разноцветный мир эмоций» (эмоциональный интеллект как фактор психологического здоровья дошкольников)
методическая разработка (средняя группа)
Проект «Разноцветный мир эмоций»
(эмоциональный интеллект как фактор психологического здоровья дошкольников)
Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.
Эмоциональный интеллект - умение владеть своими эмоциями.
Если ребенок не научится распознавать свои и чужие эмоции, контролировать и корректировать собственное поведение, то это может крайне негативно сказаться не только на процессе его социализации в дошкольном и школьном возрасте, но и на дальнейшей жизни в целом.
Затруднение в осознании и определении собственных эмоций, неспособность выражать свои чувства повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых (ишемическая болезнь сердца;артериальная гипертензия;сахарный диабет; бронхиальная астма; язва желудка;ревматоидный артрит; кожные заболевания (нейродермит, крапивница, псориаз)).
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов.
В дошкольный период происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка. Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект – основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raznotsvetnyy_mir_emotsiy.pptx | 1001.44 КБ |
tezisy_emotsionalnyy_intellekt.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактическое пособие: Эмокуклы (от слова «эмоция», кукла с зеркалом вместо лица) . Они представляют собой двух кукол (мальчика и девочку), с помощью которых дети учатся видеть свои эмоции и управлять ими. Также делаем акцент и на гендерное воспитание: девочки используют в играх Эмокуклу девочку, а мальчики - Эмокуклу мальчика. Ребенок, именно, смотря в зеркало и видя себя, учится управлять своими эмоциями.
Дидактические игры: «Банки эмоций», « Эмокубики », «Зеркала эмоций», « Эмодзи » и « Эмокнижки ».
Дидактическая игра « Эмокубики » представляет собой 3 кубика, на которых изображены разные эмоции: радость, злость, грусть и тд . Дети берут кубик, бросают его, смотрят, какая эмоция выпала и показывают ее.
Игра «Банки эмоций»: на фишках изображены разные смайлики с эмоциями. Дети достают эти фишки и показывают ту эмоцию, которая им выпала.
Игра «Зеркала эмоций» представлена в виде веера с лицами детей, выражающих свои эмоции. Детки смотрят на картинку и показывают эту эмоцию.
« Эмокнижки »: ребенок берет такую книжечку, листает ее и, смотрясь в зеркало, изображает эмоцию, которая ему больше всего понравилась, или может показать свое настроение.
Ростовые куклы – это не совсем привычная нам детская игрушка. Слово «ростовая» означает, что кукла выполнена в рост ребёнка, и управлять ей можно при помощи рук и ног. Ростовая кукла для детей – это особые костюмы, в виде настоящих сказочных персонажей. Одевая на себя куклу ребёнок становится кем – то из них .
Ростовая кукла есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои развивают у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс.
Выводы: Для ребенка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного, а главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Важно, чтобы ребенок знал и понимал, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них – ключ к познанию окружающего мира. Решая комплекс задач по развитию, сохранению и укреплению эмоциональной сферы дошкольников, как одного из ключевых моментов психического здоровья будущего гражданина общества, мы имеем возможность формировать фундамент нравственной основы личности ребёнка.
Предварительный просмотр:
Свиридова Варвара Анатольевна
воспитатель МАДОУ
детский сад №62 «Малыш»
РБ, г.Улан-Удэ
Проект «Разноцветный мир эмоций»
(эмоциональный интеллект как фактор психологического здоровья дошкольников)
Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.
Эмоциональный интеллект - умение владеть своими эмоциями.
Если ребенок не научится распознавать свои и чужие эмоции, контролировать и корректировать собственное поведение, то это может крайне негативно сказаться не только на процессе его социализации в дошкольном и школьном возрасте, но и на дальнейшей жизни в целом.
Затруднение в осознании и определении собственных эмоций, неспособность выражать свои чувства повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых (ишемическая болезнь сердца;артериальная гипертензия;сахарный диабет; бронхиальная астма; язва желудка;ревматоидный артрит; кожные заболевания (нейродермит, крапивница, псориаз)).
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов.
В дошкольный период происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка. Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект – основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Зачем развивать?
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.
Человек с высоким уровнем EQ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе.
Зачем это детям:
-поможет в общении;
- научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
- укрепит уверенность в себе,
- укрепит психическое и физическое здоровье.
Актуальность проекта:
Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. Кроме того, эмоции отличаются полярностью: удовольствие - неудовольствие, радость - грусть, любовь - ненависть, гордость - унижение и т.п. Ребенок познает окружающий мир, и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживая происходящее с ним. Малыш формирует собственное отношение к тому, что его окружает, выбирая одни виды деятельности, жизненные ситуации и отвергая другие. Познание мира всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные – создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.
Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».
Талантливый, эмоционально развитый ребёнок - здоровый ребёнок.
По мнению А.В.Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания.
Цель проекта:развитие эмоционального интеллекта,как фактора психологического здоровья дошкольников.
Участники: дети дошкольного возраста 3-4 лет.
Понятийный аппарат: «эмоциональный интеллект», эмокуклы (от слова «эмоция», кукла с зеркалом вместо лица), ростовые куклы.
В рамках реализации проекта для развития эмоционального интеллекта у детей, мы разработали дидактическое пособие, которое называется Эмокуклы. Они представляют собой двух кукол (мальчика и девочку), с помощью которых дети учатся видеть свои эмоции и управлять ими. Также делаем акцент и на гендерное воспитание: девочки используют в играхЭмокуклудевочку, а мальчики -Эмокуклу мальчика. Ребенок, именно, смотря в зеркало и видя себя, учится управлять своими эмоциями.
Ростовые куклы – это не совсем привычная нам детская игрушка. Слово «ростовая» означает, что кукла выполнена в рост ребёнка, и управлять ей можно при помощи рук и ног. Ростовая кукла для детей – это особые костюмы, в виде настоящих сказочных персонажей. Одевая на себя куклу, ребёнок становится кем – то из них. Искусство кукольного ростового театра начинается там, где кукла несёт «новое» в жизнь: новый образ, новую пластику, новый звук. Ростовая кукла есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии.
«Ожившие» герои развивают у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- развитие социальных эмоций (эмпатии, нравственных эмоций, интеллектуальных эмоций);
-формирование и актуализация у детей представлений об основных эмоциях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины);
- обогащение словаря, обозначающими эмоции и чувства;
- расширение возможности для выражения собственных чувств и описания другого человека.
Выводы. Эмоциональный интеллект(EQ) – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать. Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день.
Для ребенка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного, а главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами.
Важно, чтобы ребенок знал и понимал, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них – ключ к познанию окружающего мира.
Решая комплекс задач по развитию, сохранению и укреплению эмоциональнойсферы дошкольников, как одного из ключевых моментов психическогоздоровьябудущегогражданинаобщества,мыимеемвозможностьформировать фундамент нравственной основы личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья, как фактор психологического здоровья детей. Любовь в семье-счастливые дети.
«Дети – это цветы жизни» - так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым.…...
Консультация для родителей "Семья как фактор психологического здоровья ребенка"
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие и детей, и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают...
Консультация "Семья как фактор психологического здоровья дошкольников"
Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с п...
Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор сохранения психологического здоровья дошкольника.
Статья для педагогов, психологов, методистов - о роли детского сада во взаимодействии с семьей и сохранении психологического благополучия ребенка....
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как фактора психологического здоровья»
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...
«Психопрофилактика как фактор сохранения психологического здоровья дошкольников»
Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания, и исследования по специфике психологии здоровья дошкольников пока нем...
Семья как фактор психологического здоровья ребёнка
Семья как фактор психологического здоровья ребёнка...