Театрализованная деятельность в детском саду
опыты и эксперименты (старшая группа)

Беседина Ольга Ивановна

Опыт работы по театрализованной в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_v_sadu.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Семьянский детский сад № 7 «Белоснежка»

Выступление по Теме:

«Театрализованная деятельность в детском саду»

                                   Подготовила:

                                                      Беседина Ольга Ивановна,

                               воспитатель

Село Семьяны

2021-2022 уч.год.

            Немного истории:      

   

В России театр родился поздно — лишь во второй половине XVII века. Однако в православной церкви были приняты инсценировки отдельных служб — Пещное действои Шествие на осляти. Эти обряды совершались не позднее, чем с начала XVI столетия. Скоморошество, зародившееся ещё в XI веке, жестко осуждалось Церковью и было официально запрещено в 1648 году указом Алексея Михайловича, города не обладали достаточной самостоятельностью, чтобы своими силами устраивать представления, аналогичные западноевропейским мистериям, — театр в Россию был импортирован из Западной Европы.

В 1672 году был создан первый придворный театр, однако просуществовал всего несколько лет. К этому же времени относится возникновение так называемого «школьного театра» — театра при духовных учебных заведениях; первое упоминание относится к 1672 году, когда в Киево-Могилянской академии была поставлена мистерия «Об Алексее человеке Божием». В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, при которой также был создан театр.

                                                                                             **********

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и прорепетировать  какую-либо роль перед зеркалом или еще раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.  

 Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Они  могут быть организованы  в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие виды детской.  Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились с учётом соблюдения  индивидуальных  особенностей каждогоо ребенка.  

В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий («Кукольный театр — малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.). Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью.

  Предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей,

следует учитывать:

  • — индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • — особенности его эмоционально-личностного развития;
  • — интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • — любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • — возрастные и полоролевые особенности.

 

Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности — специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-то костюм и др., которые он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный}, детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателей с каждым ребенком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.

 Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. В группе для детей широко должны быть представлены разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т.д.

Учитывая  полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности размещают оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

            Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:

  • — обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • — организация «зон приватности»;
  • — предоставление права и свободы выбора;
  • — создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
  • — полифункциональность использования помещении и оборудования;
  • — возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.
  • Содержание театрализованных занятий включает в себя;
  • — просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • — игры-драматизации;
  • — разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • — упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • — упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий — эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Причем чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение. Однако и переигрывать не рекомендуется — дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально выраженно, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Педагог должен строго следить, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя. Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов» и «зрителей», т.е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети боялись выйти «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.

Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. На пример, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» После чтения сказки А. Толстого «Приключения Буратино» можно предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?».

Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. От педагога требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая его чтение. Это подчеркивал В „А. Сухомлинский. Если ребенок, писал он, «не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».

Как же должен реагировать воспитатель на эмоциональную активность детей во время чтения произведения или просмотра видеофильма? Разумеется, не следует делать детям замечаний, призывать их сидеть тихо» Это помешает им полноценно переживать события сказки, а педагогу не позволит наблюдать их эмоциональную реакцию, что в свою очередь затруднит ему дальнейшую работу»

Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?»» Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает; «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся..,») Почему вы так думаете?» Или он показывает детям иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др»).

После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов» Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки, из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

  • — во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
  • — в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
  • — в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;
  • — в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

 При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В старших группах для обучения детей средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т.д.), или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя — образец для подражания.- Поэтому, прежде чем предложить какое-либо задание детям, следует неоднократно поупражняться самому.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения, Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.

Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам), чтение произведений и просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (С. Маршак «Котята», Л. Толстой «Лев и собачка», «Птичка», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Н. Носов «Живая шляпа» и др.), дискуссии по рассказам из личного опыта и по вернисажу картин, прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла» и др.), упражнения типа «Я радуюсь, когда....», «Я грущу, когда…» и т.д.

При этом воспитатель должен быть особенно тактичным, придерживаться чувства меры. Моменты фиксации эмоциональных состояний должны проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.

Можно предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя и т.д. Хорошо, если одну и ту же сценку проигрывают несколько детей (или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого получилось похоже и почему.

Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «говорящие картинки» — рассказы по схематичным картинкам, которые рисуются в ходе совместного обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3—5 человек) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Таким образом, театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).

Занятия в основном строятся по единой схеме:

  • — введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • — театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • — эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли, для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

  • — выбор детьми роли по желанию;
  • — назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
  • — распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • — проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

  • — что делать, если ролей не хватает на всех детей;
  • — кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности (по 10—12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель, чтобы охватить всех детей, может придумать дополнительные роли.

Вторая проблема — исполнение ролей отрицательных персонажей — несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей» Поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

Во время занятий необходимо:

  • — внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
  • — если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
  • — при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
  • — в заключение различными способами вызывать у детей радость.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками» Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др.

Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

  • — единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
  • — насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
  • — постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • — наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
  • — совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Виды театров.

  • «Баночный театр»;
  • «Кукольный театр»;
  • «Плоскостной театр »;
  • «Пальчиковый театр»
  • «Маски»
  • «Театр кукол»
  • «Платковый театр»
  • «Ложковый театр»
  • «Стаканчиковый театр»
  • Театр «киндер сюрприз»
  • Театр «Тарелок»
  • Стендовый театр "Анимэ"

Формы работы.

  1.   Беседы с детьми.
  2.  Рассказы о театрах г. Нижнего Новгорода.
  3.   Театрализованные игры.
  4.   Занятия в театральном кружке.
  5.   Рассказы воспитателя о театре.
  6.   Организация спектаклей.
  7.   Индивидуальные творческие задания.
  8.   Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
  9.   Беседы-диалоги.
  10. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
  11. Чтение литературы.
  12. Оформление альбома о театре.

Опыт работы:

В своей работе я использую  различные методы и приёмы театрализованных игр.

Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитная доска, фланелеграф, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки на фленелеграфе, использовать перчаточные куклы. Материалы театральной зоны требуют периодического обновления, ориентированного на интересы разных детей.

 

 

Игровые:

  • Использование элементов подвижной игры «Вот лежит лохматый пес», «Как нам мыши надоели», «Вышла курочка гулять», «На опушке за лесочком», «Зайка беленький сидит»  и т.д
  • Сюрпризные моменты:  «Маша плачет», «Письмо», «Телефонный звонок», «Почтальон Печкин», «Волшебный чемодан», «Что в коробочке лежит»  и т.д.
  • Имитационные движения с элементами звукоподражания на физкультминутках и музыкальных паузах: «Петя-петушок», «Кап-кап», «У оленя дом большой», «У Маланьи, у старушка», «Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью» и т.д.
  • Обыгрывание текста при пальчиковых играх, в ходе игровой деятельности и в режимных моментах: «Водичка – водичка», «Сорока-белобока», «Большие ножки бегут по дорожке», «Рано утром кошка умывается» ,  «Мы едем, едем, едем» и т.д…

Словесные:

  • Повторение речевого материала
  • Чтение произведений со звукоподражаниями
  • Похвала

Наглядные:

  • Использование иллюстраций к текстам
  • Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения),
  • Сочетание с мелодией или музыкальным произведением (пение детских песенок)
  • Использование игрушек, персонажей кукольного театра

Театрализованная деятельность сочетается с игровой деятельностью:

 

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался за дерево).
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).
  • Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А.Барто «Снег, снег»).
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Васька», Н. Павлова «На машине», «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).
  • Ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Заюшкина избушка»).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», Три медведя»).
  • Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстом (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыплёнок»).

        Благодаря таким играм дети познакомились с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогатились новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развили интерес к литературе, дети с большим желанием слушают произведения художественной литературы, у них активизировалась речь, ребятишки активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе театрализованных игр.

В своей работе я провела анализ литературы, по данной проблеме, раскрыла роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей раннего возраста,  изучила механизм руководства театральными играми и методику проведения, применяла разнообразные формы работы с родителями.

 В работе воспитателя подтверждаются слова  словами известного всем нам писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ:

Виды и жанры театрального искусства

 ВОДЕВИЛЬ — вид комедии положении с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям присуши задорное веселье, злободневное отображение действительности. 
    ДРАМА — один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. В XX в. драма отличалась серьезным содержанием, отражала различные аспекты жизни человека и общества, исследовала человеческую психологию. 
    КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших шествия в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследуя человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей. Лучшие образцы этого жанра отличаются бескомпромиссность» анализа, остротой и смелостью в высмеивании пороков общества. В разных странах возникали свои варианты комедии. Известны «ученая» комедия итальянских гуманистов и испанская комедия Лопе де Вега и Кальдерона, английская комедия эпохи Возрождения, французская классицистская комедия эпохи Просвещения, русская реалистическая комедия. По принципу организации действия различают комедию характеров, положений, идей. По типу Сюжетов комедии могут быть бытовыми и лирическими, по характеру комического — юмористическими, сатирическими. 
    МЕЛОДРАМА — пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVII в. во Франции, в России — в 20-е гг. XIX в. 
    МИМ — комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера. 
    МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. Мистерии представлялись на площадях городов. Религиозные сцены в них чередовались с интермедиями. 
    МОНОДРАМА — драматическое произведение, исполняемое одним 
    актером.МОРАЛИТЕ — жанр западно-европейского театра XV—XVI вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные добродетели и пороки. 
    МЮЗИКЛ — музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, жанр сформировался в США в конце XIX в. 
    ПАРОДИЯ — 1) жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, стереотипов речи и поведения; 2) искаженное подобие чего-либо. 
    ПАСТОРАЛЬ — опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни. 
    СОТИ — комедийно-сатирический жанр французского театра XV—XVII вв., разновидность фарса. 
    ТРАГЕДИЯ (в переводе с греческого — «песнь козлов») — вид драмы, проникнутый пафосом трагического. В античности отображал непосредственную жизнь персонажей трагических событий, действие преобладало над рассказом. В эпоху Возрождения в пьесах было отброшено считавшееся обязательным единство действия, трагическое часто соединялось с комическим. В дальнейшем трагедия строго регламентируется: опять преобладает единство действия, места и времени; наблюдается размежевание комического и трагического. В современном театре трагедия в чистом виде встречается редко. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя. 
    ТРАГИКОМЕДИЯ — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе ее лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении, характерна для XX в. 
    ФАРС — 1) вид средневекового западно-европейского народного театра бытового комедий но-сатирического характера, существовавший в XIV—XVI вв. Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др.; 2) в театре XIX—XX вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами. 
    ФЕЕРИЯ — жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII вв. 
    ФЛИАКИ — народные театральные представления в Древней Греции, особенно распространенные в III—IV вв. до н.э. в греческих колониях: короткие импровизационные шутки-сценки из повседневной жизни о веселых похождениях богов и героев.

Основные понятия

АВАНЛОЖА — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу. 
    АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой). 
    АКТ — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие. 
    АКТЕР, актриса — исполнитель (исполнительница) ролей. 
    АМПЛУА — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера. 
    АМФИТЕАТР — 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером. 
    АНГАЖЕМЕНТ — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах. 
    АНОНС — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, 
    концертах.АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест. 
    АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта. 
    АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор частного 
    театра.АНТРЕПРИЗА — частный театр. 
    АНШЛАГ — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы. 
    АПОФЕОЗ — торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы. 
    АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены. 
    БАЛАГАН — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.). 
    БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах. 
    БЕЛЬЭТАЖ — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале. 
    БЕНЕФИС — 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра. 
    БЕНУАР — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера. 
    БЕРИКАОБА — грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в. 
    БУРЛЕСК — преувеличенно комическое изображение на сцене. 
    БУТАФОР — театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор. 
    БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках. 
    БУФФОН — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы. 
    БУФФОНАДА — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей. 
    ВЕРТЕП — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII—XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой. 
    ГАЛЕРКА — верхний ярус зрительного зала. 
    ГАСТИОН — актер в Древнем Риме. 
    ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде в других театра. 
    ГЕРОЙ — главное действующее лицо в спектакле. 
    ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ — последняя перед спектаклем, концертом. 
    ГРАНДАМ — амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам. 
    ГРАНДКОКЕТ — роль взрослой знатной дамы. 
    ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования. 
    ГРИМЕР — специалист, занимающийся гримировкой актеров. 
    ГРИМ-УБОРНАЯ — комната для гримирования и переодевания актеров. 
    ДЕЙСТВИЕ — законченная часть спектакля. То же, что и акт. 
    ДЕКЛАМАЦИЯ — четкое выразительное чтение вслух. 
    ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля. 
    ДЗЁРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки. 
    ДИВЕРТИСМЕНТ — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю. 
    ДРАМАТУРГ — автор драматических произведений. 
    ДРАМАТУРГИЯ — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения. 
    ЗЛОДЕЙ — амплуа актера, играющего отрицательных героев. 
    ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки. 
    ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена. 
    КАБУКИ — один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины. 
    КАРТИНА — часть акта в драме. 
    КЛАКА — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера. 
    КОКЕТ — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки. 
    КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций. 
    КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные роли. 
    КОНФИДАНТ — актер, играющий роль приближенного главного героя. 
    КОТУРНЫ — род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста. 
    КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены. 
    ЛИРИК — амплуа актера, играющего лирические персонажи. 
    ЛИЦЕДЕЙ — название актера в Древней Руси. 
    ЛОЖА — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами. 
    МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. 
    МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры. 
    МИМ — актер пантомимы. 
    МИМИКА — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица. 
    МОНОЛОГ — речь актера, обращенная к слушателям или самому 
    себе.МЮЗИК-ХОЛЛ — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в. 
    НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.). 
    НОО — один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности. 
    ПАДУГА — полоса занавеса по верху сценической площадки. 
    ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики. 
    ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены. 
    ПЕЛЖЕНТ — передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий. 
    ПЕТИМЕТР — образ щеголя в сатирической комедии. 
    ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в. 
    ПОДМОСТКИ — синоним слова «сцена». 
    ПОСТАНОВКА — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль. 
    ПРЕМЬЕР, премьерша — актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли. 
    ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля. 
    ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли. 
    ПРОСТАК — амплуа актера, исполняющего простодушного человека. 
    РАМПА — осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом. 
    РЕВЮ — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой. 
    РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора. 
    РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего нравоучительные 
    суждения.РЕКВИЗИТ — предметы, используемые в театральных постановках. 
    РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки театрального 
    представления.РЕПЕРТУАР — совокупность произведений, исполняемых в театре. 
    РЕПЛИКА — краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого. 
    СКЕНА — помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции. 
    СОЛИСТ — ведущий актер в спектакле. 
    СОФИТ — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху. 
    СПЕКТАКЛЬ — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др. 
    СТАТИСТ — актер массовки, исполняющий роль без слов. 
    СУБРЕТКА — роль находчивой служанки. 
    СУФЛЕР — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли. 
    ТЕАТР — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. 
    ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами. 
    ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи). 
    ТЕАТР ТЕНЕЙ — вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него. 
    ТЕЛАРИИ — приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы. 
    ТРАВЕСТИ — амплуа актрисы, исполняющей роли подростков. 
    ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли. 
    ТРУППА — актерский состав театра. 
    ТРЮМ — помещение под сценой. 
    ФАТ — амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых). 
    ФИГУРАНТ — актер, играющий роль без слов; то же, что и статист. 
    ФИНАЛ — завершающая часть спектакля. 
    ФУРКИ — приспособления для перемещения на сцене декораций. 
    ЭТУАЛЬ — актриса развлекательного жанра. 
    ЭТЮД — в современной театральной педагогике упражнение для развития и сов

    ЯРУС — один из средних или верхних этажей в зрительном зале.

Театральные профессии

Кроме актеров, в спектакле принимают участие за сценой следующие лица:
1) режиссер, который собственно руководит ходом спектакля; он же «ставит» пьесу, на репетициях дает тон актерам, показывает, где кому стоять на сцене (распланировывает mise-en-scene — мизансцены), объясняет жесты артистам; это — хозяин спектакля, всем указаниям которого артисты должны следовать безусловно;
2)
сценариус; он следит по пьесе за ходом ее, дает знать артистам, когда выходить на сцену; под его наблюдением устанавливают декорации, ставят мебель, бутафорские вещи на сцене; он следит, чтобы до открытия занавеса все участвующие были готовы к выходу, чтобы у них были все бутафорские вещи, которые им нужны во время игры на сцене; он дает знак открывать и закрывать занавес;
3
) суфлер; он сидит в будочке и следит за пьесой и артистами на тот случай, что если кто-нибудь случайно, от волнения или от рассеянности забыл свою роль, то он «подсказывает» слова пьесы артисту;
4) гример; он рисует актерам «нужные лица», одевает им парики и приклеивает бороды, то есть создает тот или иной облик актера, необходимый в определенной роли.
5) осветитель; он находится в специальной комнате, расположенной вверху за сценой и оттуда управляет светом, при помощи которого создает определенное настроение и атмосферу на сцене;
6
) бутафор-художник, который создает предметы и вещи, необходимые для спектакля. Например, клеит из картона дерево, а из фольги — корону;
7) декоратор-художник, который рисует или мастерит декорации, служащие фоном для спектакля;
8) звукооператоры и шумовики — управляют музыкой, шумами и прочими звуками, которые мы слышим во время спектакля.

А еще в театре существуют театральные музыканты, театральный портной, рабочие сцены, пожарники и много других разных профессий.

ВСЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...