Дети ОВЗ
презентация
Реабилитация детей группы риска в рамках концепции развития психологической службы
в системе образования в РФ на период 2025 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_ovz.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ОВЗ Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ст. 2 п.16: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Классификация детей с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова) Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие ) . Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) . Дети с нарушениями речи (логопаты). Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с задержкой психического развития.
Классификация детей с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова) Дети с нарушениями поведения и общения. Дети с умственной отсталостью. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) .
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ 1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. 2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) .
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ Медицинская – сбор первичной информации, наблюдение за общим состоянием здоровья. Психологическая – анализ психического развития детей с использованием специальных диагностических методов. Педагогическая – определение уровня усвоения детьми – знаний, умений, навыков с учетом их индивидуальных особенностей.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ Коррекционная работа с детьми ОВЗ содержит непрерывную работу педагогов (учителя-логопеда, педагога-психолога, специалиста по музыкальному развитию, воспитателей). Во время проведения совместных коррекционно-развивающих занятий воспитателями, логопедами и педагогом-психологом используются известные психокоррекционные технологии: изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, трудотерапия, психогимнастика, которые дают положительный результат.
Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы- создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Основные методы, коррекционного воздействия это: Игротерапия Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире. С ее помощью формируются т акие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Игровая терапия помогает преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит малыша на самом деле. Итогом проведенной терапии является повышение самооценки ребенка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха.
Игротерапию можно проводить в сенсорной комнате, либо, если речь идет о групповой терапии в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Игры применяются разные, для улучшения психологического самочувствия используются следующие игры : «Жмурки» , «Полоса препятствий» , «Краски» , и др., игры помогающие в коррекции агрессии : «Сражение» , «Обзывание овощами, фруктами, ягодами» , «Злые- добрые кошки» и др., игры направленные на снятия напряжения, расслабляющие : «Снеговик » , «Насос и мяч» , «Цветные ладошки» и другие.
2. Психогимнастика. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнении, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика примыкает к психолого – педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств. Наиболее эффективными являются упражнения психогимнастики, которые включают в себя в конце занятия дальнейшие элементы арт – терапии. - Игра «Кляксы» (дутье из соломинки, «Монотип» , эти упражнения помогают ослабить воображение слишком расторможенных детей и развивают воображение. - Свободное и тематическое рисование, (важным в этом упражнении является выбор цвета ребенком) . Для создания комфортной обстановки детям позволяется рисовать лежа на полу. В воспитательных целях, для дружеского эмоционального общения используются изготовление совместных работ на большом листке бумаги. Рисование регулирует поведение, дети становятся спокойнее.
Это один из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ младшего возраста, которые испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. «Сказка – для личностного развития» - это психологический термин, который означает развитие эмоциональной, волевой, нравственной, интеллектуальной сфер методом работы со сказкой. Сказкотерапия способствует формированию психических процессов, помогает детям победить страхи, развить воображение. Работу со сказкой можно разнообразить дидактическими играми : - развитие внимания : «Найди отличия» , «Помоги герою сказки пройти через лабиринт» , «Где спрятались герои сказки» и др. , - развитие памяти : «Кто за кем стоит» (запоминание последовательности героев сказки, «Перескажи отрывок» и др. , - развитие мышления : «Собери башенку для Маши» , «Разложи сказки по картинкам» и др. , -развитие мелкой моторики : «Собери бусы для Аленушки » , «Одень медвежонка» и др. , - развитие крупной моторики : «Покажи движение каждого героя» , «Станцуй как зайчик, как медведь, как лисичка» .
Коррекционная работа в сенсорной комнате Сенсорная стимуляция очень важна для детей, страдающих ДЦП, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна. Релаксация и медитация в этой комнате – это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы – это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья. В зависимости от целей занятия в сухом бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышение двигательной и эмоциональной активности. Погружаясь в сухой бассейн, перемещаясь в нем, дети принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.
ЛИТЕРАТУРА
Коррекционная работа в сенсорной комнате
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....