«Развивающая игра «Узелки», как средство развития познавательных процессов».
методическая разработка (подготовительная группа)
Заковыристое слово «наузистика» обозначает искусство вязать узлы. Точнее науку о завязывании узлов. Нужна ли она современным детям, в наш век разных липучек, совершенных застёжек и высокоразвитых систем безопасности? Безусловно, да.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Черёмушка» МО «Алданский район» РС(Я)
____________________________________________________________________________________________
678953 Республика Саха (Якутия) г. Томмот, Октябрьская, 6
ИНН/КПП 1402013153/140201001, тел. 4-41-08, Факс (411 45) 44-1-08
e-mail: cheremushka-tommot@yandex.ru, сайт: http://cheremushka.saha.prosadiki.ru
Тема:
«Развивающая игра «Узелки», как средство развития познавательных процессов».
Материал подготовлен:
Воспитатель МБДОУ «Черёмушка»
Высоких Татьяна Петровна
«Развивающая игра «Узелки», как средство развития познавательных процессов».
Заковыристое слово «наузистика» обозначает искусство вязать узлы. Точнее науку о завязывании узлов. Нужна ли она современным детям, в наш век разных липучек, совершенных застёжек и высокоразвитых систем безопасности? Безусловно, да.
Жить без узлов практически невозможно. Мы ещё с детства помним, как трудно было научиться завязывать шнурки на ботинках или бантик на голове у куклы? Завязать узел — абсолютно необходимое умение. А важнее всего завязывать узлы с
коррекционно-развивающей целью. При завязывании узлов задействованы мелкие мышцы рук, что очень важно для обучения детей рисованию, письму, выполнению различных практических действий. Кроме того, у детей формируются такие важные качества, как терпение, ловкость, настойчивость. А если завязывать узел с закрытыми глазами, спрятав руки за спину, то развиваются пространственные представления, тактильная память.
Актуальность этой темы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. По словам В.А.Сухомлинского, «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. А так же узелок — настоящий тренажёр для развития остроты зрения.
Новизна этой темы состоит в том, что во время игры ребёнок учиться сталкиваться с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности, что является сильнейшим стимулом для проявления самостоятельности, уверенности.
Цель: подвести к пониманию того, что умение завязывать узлы необходимо в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с разными разновидностями узлов и техникой их завязывания.
- Расширять знания детей о людях разных профессий, которые используют в своей работе узлы.
- Научить через прикосновение к верёвке видеть, осязать, различать, запоминать.
- Пополнять активный словарь детей новыми терминами.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, любознательность, творческие способности, тренировать произвольное внимание, зрительную память, улучшать мелкую и крупную моторику рук, остроту зрения, усидчивость, уверенность в свои силы.
- Развивать сенсорные навыки: цвет, форма, размер.
Воспитательные:
- Вырабатывать навыки доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать личностные качества ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность.
Предварительная работа:
- Изучение методической и познавательной литературы по теме.
- Познавательные занятия: «История возникновения узлов», «Откуда пришла верёвка?», «Как человек использует верёвку?», «Свойства верёвки».
- Изготовление пособия – тренажёра – Рамки.
- Изготовление картотеки: «Образцы узлов».
- Подбор материала к игре и изготовление мини-тренажёров для закрепления завязывания узлов.
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но не опаздывайте и, помогая, думайте сами»
Борис Павлович Никитин.
Для детей дошкольного возраста развивающая игра имеет исключительное значение: это- учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира, приобретение новых знаний, умений, навыков. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и воображения.
Одной из таких игр является игра: «Узелки», которую создали Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины известны у нас в стране как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Состоит эта развивающая игра из двух рамок и перекладины-прута между ними. В верхней части располагаются 8 узелков-образцов (по сложности), а в нижней части рамки - отрезки шнура. Задание заключается в том, чтобы ребенок, глядя на образец, завязал точно такой же узелок. Также можно сравнивать узлы, придумывать новые, завязывать их на скорость и т.д.
Зачем же нужны все эти верёвки и узлы?
- Завязывание и развязывание узлов это главная «гимнастика для ума».
- Завязывание и развязывание узлов – это прекрасное упражнение на развитие мелкой и крупной моторики;
- Узелок — настоящий тренажёр для развития зрения.
- Это упражнение на понимание и освоение физики окружающего мира.
- Это невероятно интересно и увлекательно, завязывание узлов, каждый из которых имеет свои смысл, название и характеристики, – очень хороший способ разнообразить наш ежедневный досуг;
- Работа с узлами – отличная тренировка внимательности, тщательности, кропотливости; усидчивости.
- Умение завязывать и развязывать узлы пригодится как для домашних приключений, вроде строительства шалаша из одеял, так и для выезда на природу; завязывание шнурков на ботинках, мужчины завязывают галстуки, девочки бантики и т.д.
- Многие узлы используют в своей работе люди разных профессий: альпинисты, хирурги, швеи, моряки, рыбаки, туристы.
Разнообразие узлов удивляет и увлекает по своей простоте и сложности. При работе с детьми действует главный принцип : «от простого к сложному». Поэтому на начальных ступеньках обучения мы взяли несложные по своей технике узлы: «Простой» - левый и правый, «Восьмёрка», «Удавка», «Выбленочный», «Привязочный узел», «Шкотовый», «Плоский узел», «Узел проводник».
- Методы обучения детей производится небольшими группами, индивидуально.
- Длительность определяется интересом детей.
- Материал подобран таким образом, чтобы постепенно, по мере сложности узла возрастала и нагрузка на мышцы рук.
- Показ, объяснение, выполнение общих действий, при необходимости возвращаемся к начальным приёмам способа завязывания узла.
- Используются только те узлы, которые дети могут завязать: по образцу, словесному объяснению, по памяти, закрытыми глазами, за спиной.
- Игры могут быть использованы: воспитателями ДОУ в НОД, в режимных моментах.
родителями дошкольников и самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Практическая часть.
- Сначала, чтобы завязать узел, дети кладут верёвку на поверхность стола или на пол.
- Пробуем связать несложный простой (левый и правый) узел, держа концы верёвки в руках.
- Далее изучаются узлы по мере их сложности завязывания.
- Все изученные далее узлы закрепляются на мини – тренажёрах (плоскостные и объёмные): «Солнышко», «Деревце», «Кораблик», «Шапочка», «Ботиночки», Собачка», «Лошадка», «Паровозики» и т.д.
- Переход на основной тренажёр – рамку: задание:
- Рассмотри, узнай, назови и завяжи на нижнем отрезке рамки узел по образцу, который сделан наверху рамки.
- Словесная работа, диалог (вопрос – ответ): Для чего годится такой узел? Какой из узлов лучше и почему? Люди какой профессии используют этот узел? Какой узел тебе больше всего нравится завязывать? Какой узел для тебя самый трудный? Почему?
- Завязать узел с закрытыми глазами или у себя за спиной, ощупывая пальцами.
- Завязывание узлов по карточкам – образцам.
- Задание: не глядя, на ощупь, определить, каким узлом завязана верёвка.
- Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук, слогов, слов, хлопков и т.д.
- Кто больше узлов умеет связать, не глядя на образец? (Верхние образцы закрывают).
- Кто быстрее свяжет узел? (Выбирать для этого более сложные).
- Придумайте новые узлы.
- Придумайте и украсьте верёвочку, используя разные виды узлов.
Вывод: Использовав на практике развивающую игру «Узлы», мы действительно убедились, что это не только просто увлекательное занятие, но и очень важное для разностороннего развития ребёнка. При завязывании узлов развиваются мелкие мышцы рук, которые подготавливают ребёнка к выполнению различных практических действий. А главное, знакомство с узлами обогащают знания об окружающем мире. Кроме того, у детей формируются такие важные качества, как терпение, ловкость, настойчивость, творческое мышление, зрительная и тактильная память, внимание, усидчивость, терпение и т.д.
Переходя от простых задач к более трудным заданиям, дети получают радость и удовлетворение от умственной деятельности. Порой даже бывает трудно, но они обязательно добиваются поставленной цели.
Используемая литература:
- «Рисование верёвочкой», А.В. Никитина.
- «Ступеньки творчества или развивающие игры», Б. П. и Е. А. Никитины.
- «Большая энциклопедия узлов», 2016 г, Марк Шпаковский.
- Полная энциклопедия: «Узлы», Джеффри Будворт.
- «Большая книга узлов», Колин Джермен.
- И. П. Дыбина, « Путешествие в прошлое предметов».
- «Новый взгляд на игры Никитиных», 2003, Елена Данилова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-909262-1490532686.jpg)
Мягкая развивающая книжка. "Умная книга" - средство развития познавательных процессов младших дошкольников
В раннем возрасте у детей высокая потребность в тактильных ощущениях. Такого активного взаимодействия не выдержит книга из обычной бумаги. Мягкая развивающая книжка - это комплексная игрушка из разноо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-208636-1361423915.jpg)
«Развивающая игра «Узелки», как средство развития познавательных процессов».
Завязать узел — абсолютно необходимое умение. А важнее всего завязывать узлы с коррекционно-развивающей целью. При завязывании узлов задействованы мелкие мышцы рук, что очень важно д...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/01/picture-188964-1701415289.jpg)
Развивающая игра как средство развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Развивающая игра как средство развития познавательных процессовдетей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-519262-1415386915.jpg)
Использование на улице развивающих игр из подручных материалов, с детьми раннего возраста, как средство развития познавательных процессов.
Методическая разработка, где предложены игры из подручных материалов , которыми можно занять ребенка на улице, и которые, при этом, развивают: большую моторику, речь, воображение, двигательную активно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-592730-1424311966.png)
Буклет по теме: " Развивающие игры Воскобовича как средство развития познавательной деятельности дошкольников"
Буклет по теме: " Развивающие игры Воскобовича как средство развития познавательной деятельности дошкольников"...
Развивающая игра как средство развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньшее, а может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-209372-1361539097.jpg)
«Развивающая игра «Узелки», как средство развития познавательных процессов».
Заковыристое слово «наузистика» обозначает искусство вязать узлы. Точнее науку о завязывании узлов. Нужна ли она современным детям, в наш век разных липучек, соверше...